Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2016 N 04АП-673/2016 ПО ДЕЛУ N А19-18008/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2016 г. по делу N А19-18008/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2016 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э В. Ткаченко, В.А. Сидоренко при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В. в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 декабря 2015 года по делу N А19-18008/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергия" (ОГРН 1063806005559, ИНН 3806004292, место нахождения: 665390, Иркутская область, г. Зима, ул. Лазо, д. 25) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 36А) о признании незаконным предписания от 25.09.2015 N 4325/15,
суд первой инстанции, судья Чемезова Т.Ю.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не было;
- от заинтересованного лица: не было;

- установил:

Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Энергия", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области о признании незаконным предписания от 25.09.2015 N 4325/15.
Решением суда первой инстанции 25 декабря 2015 требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд признал незаконным предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 25.09.2015 N 4325/15.
Суд обязал Службу государственного жилищного надзора Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Энергия".
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
При исследовании расчета ООО "Энергия", приведенного в заявлении, установлено, обществом были использованы показания ОДПУ в соответствии с ведомостями учета параметров теплопотребления, применены нормативы потребления и тарифы, установленные соответствующими Приказами Службы по тарифам. Согласно расчету заявителя сумма перерасчета в целом по МКД составила 783103,66 руб. (1466230,85 - 683127,19).
Следовательно, согласно методике расчета, приведенной Службой в оспариваемом предписании, сумма перерасчета по кв. 26 должна составить 11536,95 руб. ((783103,66 / 3224,20 кв. м) * 47,50 кв. м), а не 10332,92 руб., как требует Служба в предписании от 25.09.2015 N 4325/15.
При таких обстоятельствах, даже если допустить, что у общества имелась обязанность по корректировке платы за отопление за 2014 год, оспариваемое предписание, содержащее конкретные числовые показатели, нельзя признать исполнимым в силу допущенных в нем математических ошибок.
Учитывая изложенное, предписание от 25.09.2015 N 4325/15, выданное Службой в отношении ООО "Энергия", не отвечает требованиям исполнимости, поскольку содержит математические ошибки, не соответствует Правилам N 307, поскольку у заявителя отсутствовала обязанность для проведения корректировки платы за отопление за 2014 год.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от 25.09.2015 N 4325/15 не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Служба, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Службы в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 672002940071907.
Из апелляционной жалобы следует, что расчеты принятые судом ошибочны, поскольку общество рассчитало их по методике прекратившей свое действие. Суд также неправильно дал толкование правилам 307 о порядке проведения перерасчета.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200294071914.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 05.02.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, Службой в адрес общества 25.09.2015 года выдано предписание, которым предложено в срок до 30.11.2015 устранить выявленные нарушения, привести начисления платы за коммунальную услугу "отопление" в соответствие с действующим законодательством.
Для определения суммы корректировки за период с марта 2014 года по февраль 2015 за тепловую энергию по многоквартирному дому N 31 в соответствии с показаниями общедомового прибора учета Службой сделан расчет (приведен в виде таблицы), согласно которому корректировка размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с марта 2014 года по февраль 2015 года должна составить 10332,92 руб. в сторону уменьшения.
Общество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (пункт 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов
Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 (далее - Правила N 354).
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать, в том числе порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом (подпункт "ж" пункта 19 настоящих Правил).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
На основании подпункта "б" пункта 21 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за 7 отопление определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приложения N 2 к данным Правилам.
При этом исполнитель проводит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам N 307.
В силу подпункта 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление в текущем периоде определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1, предусматривающей определение объема потребленной тепловой энергии на основании норматива потребления.
Из подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 усматривается, что размер платы за отопление в i-м жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по формуле, которую составляют следующие величины: размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме; общая площадь i-го помещения в многоквартирном доме; общая площадь всех помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за отопление за прошедший год.
В пункте 27 Правил N 307 установлено, что величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 19, подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 Правил N 307, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на 8 общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Указанное свидетельствует о том, что норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо о того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным (в зимние месяцы фактическое потребление тепловой энергии больше, нежели в весенние месяцы).
Учитывая указанное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что из приведенных норм следует, что корректировка платы за отопление осуществляется один раз в календарный год и выявленная разница (положительная или отрицательная) учитывается в выставляемых платежных документах в следующем календарном году после отчетного. Корректировка размера платы за отопление возможна только один раз в год при наличии данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за год, поскольку норматив потребления устанавливается из расчета равномерного годового потребления тепловой энергии.
При этом, в соответствии с формулой корректировки, указанной в Правилах N 307, корректировка производится за календарный год в целом, а не помесячно, то есть корректируются годовые начисления, а не начисления каждого месяца. Образующаяся отрицательная разница распределяется по неоплаченным периодам не помесячно, а в порядке календарной очередности расчетных периодов, что подтверждается разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) (письмо от 11.12.2015 N 40283-ОЛ/04), данном в ответе на запрос ООО "Энергия" от 01.12.2015 N 1520 при определении срока проведения корректировки в январе года, следующего за годом, являющимся периодом корректировки.
При этом как правильно указал суд первой инстанции, в материалах дела отсутствуют сведения об объеме потребленной жилым домом тепловой энергии за 12 месяцев календарного года (2014) по показаниям общедомового прибора учета, поэтому у заявителя отсутствуют правовые основания для проведения корректировки платы за отопление.
Доводы апелляционной жалобы о том, что расчет тепловой энергии по многоквартирному дому по адресу: г. Зима, ул. Лазо, д. 31 должен проводиться по показаниям общедомового прибора учета за период с 01.03.2014 по 01.03.2015, оценен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, согласно Правил N 307, возможность проведения корректировки размера платы за отопление при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, отсутствует. Указанное правило установлено для более точного потребления тепловой энергии многоквартирным домом. Однако с учетом того, что прибор учета установлен и введен в эксплуатацию 01.03.2014, данные общедомового прибора учета не могут отражать потребление тепловой энергии за весь отопительный сезон, поскольку фактически общедомовым прибором учета зафиксированы данные по отоплению только за последние 2,5 месяца отопительного сезона.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции пришел к законному выводу, что общество обоснованно производило расчет количества потребленной тепловой энергии в отношении многоквартирного дома на основании расчетного метода, поскольку общедомовой прибор учета не отражает данные по количеству потребленной тепловой энергии и отсутствовал значительную часть отопительного сезона (январь, февраль 2014). В данном случае корректировка платы за отопительный сезон в соответствии с требованиями Правил N 307 не требовалась, поскольку общедомовой прибор учета принят и введен в эксплуатацию с 01.03.2014.
Суд апелляционной инстанции также не установил ошибочности выводов суда первой инстанции о том, что в своем расчете Служба использовала показания ОДПУ (за март 2014-71,48 Гкал, за апрель - 26,95 Гкал, за май - 33,51 Гкал и т.д.), не соответствующие фактическим показаниям, которые отражены в ведомостях учета параметров теплопотребления (например, за март - 75,58 Гкал, за апрель - 27,18 Гкал, за май - 28,78 Гкал и т.д.). Кроме того, Службой применен тариф за январь - февраль 2015 в размере 1238,43 руб. /Гкал, тогда как с 01.01.2015 в соответствии с приказом Службы по тарифам Иркутской области от 11.11.2014 N 505-спр данный тариф установлен в размере 1144,58 руб. /Гкал
В то же время, обществом были использованы показания ОДПУ в соответствии с ведомостями учета параметров теплопотребления, применены нормативы потребления и тарифы, установленные соответствующими Приказами Службы по тарифам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое предписание, содержащее конкретные числовые показатели, нельзя признать исполнимым в силу допущенных в нем ошибок.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о том, что предписание от 25.09.2015 N 4325/15, выданное Службой в отношении ООО "Энергия", не отвечает требованиям исполнимости, поскольку содержит ошибки в расчетах, не соответствует Правилам N 307.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует действующему законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
То обстоятельство, что суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части не указал название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверен оспариваемый акт, не привело к принятию им неправильного решения.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от "25" декабря 2015 года по делу N А19-18008/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий судья
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ

Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Э.В.ТКАЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)