Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Петровой Н.Ю.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь" (ОГРН 1095902000149, ИНН 5902852186): Терентьев В.К., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2016
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Мухаметова Л.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 21.01.2016; Абрамова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2016
от третьего лица - Письмеровой Ирины Александровны: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 февраля 2016 года
по делу N А50-25788/2015
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: Письмерова Ирина Александровна
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь" (далее - заявитель, общество, ООО "ПИК "Комфорт-Пермь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 16.09.2015 N 1435-л.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Письмерова Ирина Александровна (л.д. 116-117).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 февраля 2016 года по делу N А50-25788/2015, принятым судьей Катаевой М.А., оспариваемое предписание признано недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция приводит доводы о законности и обоснованности выданного ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" предписания, поскольку при отсутствии централизованного горячего водоснабжения не предусмотрено начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды. Полагает ошибочными выводы суда о применении специальных норм раздела IV Правил предоставления коммунальных услуг и формулы 20.2 Приложения N 2 Правил, поскольку п. 54 Правил, регламентирующий порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного снабжения таким ресурсом, указаний на возможность применения данной формулы не содержит.
Представители Инспекции в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
По ходатайству представителя Инспекции к материалам дела в качестве письменных объяснений стороны на основании ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены письменные дополнения к апелляционной жалобе, содержащие скорректированный расчет представленного в жалобе расчета по формуле 20 Приложения N 2 Правил N 354, исходя из того, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды на территории Пермского края не утвержден, соответственно, должен применяться равным 0.
Общество против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве; решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило, свою явку или явку своего представителя не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из протокола N 3/09 от 20.08.2010 ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 215, выбрана в качестве управляющей организации (л.д. 113).
В связи с обращением гражданки Письмеровой И.А. от 10.08.2015 (вход. СЭД-45-14.2-10-8721п от 12.08.2015) об увеличении объемов ресурсов, в том числе горячего водоснабжения на общедомовые нужды (л.д. 88), на основании распоряжения начальника Инспекции от 18.08.2015 N 1435-л проведена внеплановая, документарная проверка ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" по вопросу соблюдения обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 в части определения размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленному на общедомовые нужды, электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, за май 2015 года в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 215 (л.д. 93).
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение требований пунктов 40, 44, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в мае 2015 года неправомерно начислило плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 215 по шоссе Космонавтов города Перми. Результаты проверки отражены в акте от 16.09.2015 N 1435-л (л.д. 17-18).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи заявителю предписания N 1435-л от 16.09.2015, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" предписано произвести изменении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за май 2015 года в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 13).
Считая указанное предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд исходил из несоответствия выводов Инспекции о том, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не предусмотрено, соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по п. 54 Правил N 354, Правилам N 354 в редакции, действовавшей в спорный период начисления платы и, как следствие, недействительности оспариваемого предписания.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса РФ).
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п).
Как следует из текста распоряжения Инспекции от 18.08.2015 N 1435-л, правовыми основаниями проведения проверки явились: Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц"), Правила N 354, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Согласно ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и положения Закона о лицензировании.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона о лицензировании внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
При этом в силу ч. 1 ст. 19 указанного Закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
На основании приведенных норм права обращение граждан о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований является основанием для проведения проверки в отношении лицензиата.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, и связанные с исполнением ими обязательных требований.
Как следует из материалов дела, основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки послужило заявление собственника квартиры <...>, расположенной в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. N 215, о необоснованном начислении платы за ресурсы на общедомовые нужды.
Установив в ходе проверки факт неправомерного начисления ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" в мае 2015 платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме, что является нарушением п.п. 40, 44, 54 Правил N 354, формулы 11 Правил N 354, контролирующий орган, в рамках предоставленных полномочий, 16.09.2015 выдал оспариваемое в настоящем деле предписание N 1435-л.
В п. 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 46 Правил N 354 указано, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил N 354 в случае, указанном в п. 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подп. "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Согласно представленной в материалы дела документации по спорному многоквартирному дому, дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячей воды; в доме установлен общедомовой прибор учета используемой тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, затраченный на оказание коммунальной услуги по отоплению и подогреву холодной воды в целях приготовления горячей воды; общедомовой прибор учета используемой холодной воды (л.д. 65-68, 98-99, 121, 133).
В силу п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В пункте 54 Правил N 354 указано, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Анализируя положения п. 54 Правил N 354, Инспекция делает выводы о том, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 настоящих Правил.
Между тем, Инспекцией не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 129 от 14.02.2015 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление Правительства РФ N 129), вступившим в силу с 28.02.2015, внесены изменения в пункты 40, 54 Правил N 354; нормы указанных пунктов изложены в другой редакции.
Из положений указанных пунктов в новой редакции усматривается наличие обязанности у собственников помещений вносить плату как за горячую воду, потребленную в жилом помещении, так и горячую воду, потребленную на общедомовые нужды.
Более того, исходя из приведенных положений п. 46 Правил N 354, прямо устанавливающего, в каком случае плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, в том числе при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению не подлежит начислению, следует, что начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды предусмотрено и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Порядок расчета размера такой платы содержится в разделе IV Приложения N 2 к Правилам N 354 "Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)".
Постановлением Правительства РФ N 129 данный раздел дополнен пунктом 22 (1), устанавливающим порядок размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяемого по формуле 20.2.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 54 Правил N 354 не содержит указаний на возможность применения формулы 20.2 Приложения N 2 Правил N 354 не свидетельствуют о ее неприменении при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, порядок расчета которого отдельно урегулирован в пункт 22 (1), введенным Постановлением Правительства РФ N 129. По формулам 20, 20.1, о которых идет речь в п. 54 Правил N 354 согласно п. 22 раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354, рассчитывается размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме.
Ссылки Инспекции в отзыве на заявление (л.д. 86), дополнениях к отзыву (л.д. 132), представленных суду первой инстанции, на судебные акты безосновательны; суд исходит из фактических обстоятельств настоящего дела, являющихся отличными от установленных в рамках приведенных заявителем судебных дел, рассматриваемые правоотношения в которых регулировались Правилами N 354 в редакции, действовавшей до 28.02.2015.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании рассматриваемых правоотношений в спорный период, приводимое Инспекцией обоснование правомерности вынесенного предписания суде первой инстанции незаконностью предъявления в мае 2015 года коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды с учетом отсутствия в доме централизованной системы горячего водоснабжения, является ошибочным.
Учитывая, что предписание N 1435-л от 16.09.2015 вынесено в связи с выявлением факта неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, представленный Инспекцией в жалобе расчет по формуле 20 Правил N 354, апелляционным судом во внимание не принимается.
Суд первой инстанции правомерно указал, что перерасчет размера платы в соответствии с предписанием не приведет к уменьшению платы за коммунальную услугу, иное инспекций не доказано.
Приведенные Инспекцией доводы в дополнениях к апелляционной жалобе, приобщенных к материалам дела в качестве письменных объяснений стороны, о том, что поскольку показатель q{\sub v{\super kp удельный расход v-го коммунального ресурса на территории Пермского края не утвержден, расчет следует производить исходя из его нулевого значения, в результате которого на примере <...> в представленных объяснениях произведен корректирующий расчет по формуле 20, апелляционным судом также отклонены.
Согласно п. 22 Приложения N 2 Правил N 354, q{\sub v{\super kp используемый как при расчетах по формуле 20, так и по формуле 20.2, представляет собой удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1.
Поскольку указанный показатель на территории Пермского края не утвержден, а в спорном многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета используемой тепловой энергии, на что в своей жалобе также указывает Инспекция, получение данного показателя расчетным путем соответствует Правилам N 354.
Претензий к порядку произведенного заявителем расчета с учетом Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ N 129 от 14.02.2015, действовавшей на момент проверки и спорных начислений в мае 2015 года, Инспекцией не высказано; опровергающий расчет, основанный на положениях Правил N 354 в соответствующей редакции, не приведен. Кроме того, данные обстоятельства не являлись основанием вынесения оспариваемого предписания.
Нарушение п.п. 40, 44, 54 Правил N 354, формулы N 11, установив которые при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 215 по шоссе Космонавтов г. Перми, Инспекция выдала предписание, не нашло своего подтверждения.
С учетом изложенного, недоказанным является обоснованность требования предписания произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за май 2015 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, Инспекцией в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано наличие законных оснований для вынесения оспариваемого предписания, что привело к нарушению прав и законных интересов общества. Судами первой и апелляционной инстанций установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания предписания Инспекции недействительным.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 февраля 2016 года по делу N А50-25788/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 17АП-4843/2016-АК ПО ДЕЛУ N А50-25788/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. N 17АП-4843/2016-АК
Дело N А50-25788/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Петровой Н.Ю.
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь" (ОГРН 1095902000149, ИНН 5902852186): Терентьев В.К., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2016
от заинтересованного лица - Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН 1035900084054, ИНН 5902292939): Мухаметова Л.Н., предъявлен паспорт, доверенность от 21.01.2016; Абрамова Е.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 11.01.2016
от третьего лица - Письмеровой Ирины Александровны: не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 февраля 2016 года
по делу N А50-25788/2015
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь"
к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края
третье лицо: Письмерова Ирина Александровна
об оспаривании предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермская Инвестиционная Компания "Комфорт-Пермь" (далее - заявитель, общество, ООО "ПИК "Комфорт-Пермь") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции жилищного надзора Пермского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 16.09.2015 N 1435-л.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Письмерова Ирина Александровна (л.д. 116-117).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24 февраля 2016 года по делу N А50-25788/2015, принятым судьей Катаевой М.А., оспариваемое предписание признано недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации. На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция приводит доводы о законности и обоснованности выданного ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" предписания, поскольку при отсутствии централизованного горячего водоснабжения не предусмотрено начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды. Полагает ошибочными выводы суда о применении специальных норм раздела IV Правил предоставления коммунальных услуг и формулы 20.2 Приложения N 2 Правил, поскольку п. 54 Правил, регламентирующий порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного снабжения таким ресурсом, указаний на возможность применения данной формулы не содержит.
Представители Инспекции в судебном заседании на доводах жалобы настаивали.
По ходатайству представителя Инспекции к материалам дела в качестве письменных объяснений стороны на основании ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщены письменные дополнения к апелляционной жалобе, содержащие скорректированный расчет представленного в жалобе расчета по формуле 20 Приложения N 2 Правил N 354, исходя из того, что удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды на территории Пермского края не утвержден, соответственно, должен применяться равным 0.
Общество против доводов жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве; решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Третье лицо письменный отзыв на жалобу не представило, свою явку или явку своего представителя не обеспечило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из протокола N 3/09 от 20.08.2010 ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 215, выбрана в качестве управляющей организации (л.д. 113).
В связи с обращением гражданки Письмеровой И.А. от 10.08.2015 (вход. СЭД-45-14.2-10-8721п от 12.08.2015) об увеличении объемов ресурсов, в том числе горячего водоснабжения на общедомовые нужды (л.д. 88), на основании распоряжения начальника Инспекции от 18.08.2015 N 1435-л проведена внеплановая, документарная проверка ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" по вопросу соблюдения обществом лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 в части определения размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленному на общедомовые нужды, электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды, за май 2015 года в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 215 (л.д. 93).
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение требований пунктов 40, 44, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в мае 2015 года неправомерно начислило плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 215 по шоссе Космонавтов города Перми. Результаты проверки отражены в акте от 16.09.2015 N 1435-л (л.д. 17-18).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи заявителю предписания N 1435-л от 16.09.2015, в соответствии с которым в целях устранения выявленных нарушений ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" предписано произвести изменении размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за май 2015 года в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 13).
Считая указанное предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд исходил из несоответствия выводов Инспекции о том, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не предусмотрено, соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по п. 54 Правил N 354, Правилам N 354 в редакции, действовавшей в спорный период начисления платы и, как следствие, недействительности оспариваемого предписания.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса РФ).
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль (Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п).
Как следует из текста распоряжения Инспекции от 18.08.2015 N 1435-л, правовыми основаниями проведения проверки явились: Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц"), Правила N 354, Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
Согласно ч. 1 ст. 196 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и положения Закона о лицензировании.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 19 Закона о лицензировании внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.
При этом в силу ч. 1 ст. 19 указанного Закона к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона о защите прав юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
На основании приведенных норм права обращение граждан о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований является основанием для проведения проверки в отношении лицензиата.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, и связанные с исполнением ими обязательных требований.
Как следует из материалов дела, основанием для издания распоряжения о проведении внеплановой, документарной проверки послужило заявление собственника квартиры <...>, расположенной в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. N 215, о необоснованном начислении платы за ресурсы на общедомовые нужды.
Установив в ходе проверки факт неправомерного начисления ООО "ПИК "Комфорт-Пермь" в мае 2015 платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в спорном многоквартирном доме, что является нарушением п.п. 40, 44, 54 Правил N 354, формулы 11 Правил N 354, контролирующий орган, в рамках предоставленных полномочий, 16.09.2015 выдал оспариваемое в настоящем деле предписание N 1435-л.
В п. 40 Правил N 354 установлено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В п. 46 Правил N 354 указано, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с п. 47 Правил N 354 в случае, указанном в п. 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан: а) распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды; б) уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с п. 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подп. "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с п. 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Согласно представленной в материалы дела документации по спорному многоквартирному дому, дом оборудован индивидуальным тепловым пунктом для приготовления горячей воды; в доме установлен общедомовой прибор учета используемой тепловой энергии, учитывающий объем тепловой энергии, затраченный на оказание коммунальной услуги по отоплению и подогреву холодной воды в целях приготовления горячей воды; общедомовой прибор учета используемой холодной воды (л.д. 65-68, 98-99, 121, 133).
В силу п. 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В пункте 54 Правил N 354 указано, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Анализируя положения п. 54 Правил N 354, Инспекция делает выводы о том, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 настоящих Правил.
Между тем, Инспекцией не учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 129 от 14.02.2015 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление Правительства РФ N 129), вступившим в силу с 28.02.2015, внесены изменения в пункты 40, 54 Правил N 354; нормы указанных пунктов изложены в другой редакции.
Из положений указанных пунктов в новой редакции усматривается наличие обязанности у собственников помещений вносить плату как за горячую воду, потребленную в жилом помещении, так и горячую воду, потребленную на общедомовые нужды.
Более того, исходя из приведенных положений п. 46 Правил N 354, прямо устанавливающего, в каком случае плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, в том числе при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению не подлежит начислению, следует, что начисление платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды предусмотрено и при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
Порядок расчета размера такой платы содержится в разделе IV Приложения N 2 к Правилам N 354 "Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)".
Постановлением Правительства РФ N 129 данный раздел дополнен пунктом 22 (1), устанавливающим порядок размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, определяемого по формуле 20.2.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что п. 54 Правил N 354 не содержит указаний на возможность применения формулы 20.2 Приложения N 2 Правил N 354 не свидетельствуют о ее неприменении при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, порядок расчета которого отдельно урегулирован в пункт 22 (1), введенным Постановлением Правительства РФ N 129. По формулам 20, 20.1, о которых идет речь в п. 54 Правил N 354 согласно п. 22 раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354, рассчитывается размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме.
Ссылки Инспекции в отзыве на заявление (л.д. 86), дополнениях к отзыву (л.д. 132), представленных суду первой инстанции, на судебные акты безосновательны; суд исходит из фактических обстоятельств настоящего дела, являющихся отличными от установленных в рамках приведенных заявителем судебных дел, рассматриваемые правоотношения в которых регулировались Правилами N 354 в редакции, действовавшей до 28.02.2015.
При установленных обстоятельствах и правовом регулировании рассматриваемых правоотношений в спорный период, приводимое Инспекцией обоснование правомерности вынесенного предписания суде первой инстанции незаконностью предъявления в мае 2015 года коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды с учетом отсутствия в доме централизованной системы горячего водоснабжения, является ошибочным.
Учитывая, что предписание N 1435-л от 16.09.2015 вынесено в связи с выявлением факта неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, представленный Инспекцией в жалобе расчет по формуле 20 Правил N 354, апелляционным судом во внимание не принимается.
Суд первой инстанции правомерно указал, что перерасчет размера платы в соответствии с предписанием не приведет к уменьшению платы за коммунальную услугу, иное инспекций не доказано.
Приведенные Инспекцией доводы в дополнениях к апелляционной жалобе, приобщенных к материалам дела в качестве письменных объяснений стороны, о том, что поскольку показатель q{\sub v{\super kp удельный расход v-го коммунального ресурса на территории Пермского края не утвержден, расчет следует производить исходя из его нулевого значения, в результате которого на примере <...> в представленных объяснениях произведен корректирующий расчет по формуле 20, апелляционным судом также отклонены.
Согласно п. 22 Приложения N 2 Правил N 354, q{\sub v{\super kp используемый как при расчетах по формуле 20, так и по формуле 20.2, представляет собой удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, определяется по формуле 20.1.
Поскольку указанный показатель на территории Пермского края не утвержден, а в спорном многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета используемой тепловой энергии, на что в своей жалобе также указывает Инспекция, получение данного показателя расчетным путем соответствует Правилам N 354.
Претензий к порядку произведенного заявителем расчета с учетом Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ N 129 от 14.02.2015, действовавшей на момент проверки и спорных начислений в мае 2015 года, Инспекцией не высказано; опровергающий расчет, основанный на положениях Правил N 354 в соответствующей редакции, не приведен. Кроме того, данные обстоятельства не являлись основанием вынесения оспариваемого предписания.
Нарушение п.п. 40, 44, 54 Правил N 354, формулы N 11, установив которые при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме N 215 по шоссе Космонавтов г. Перми, Инспекция выдала предписание, не нашло своего подтверждения.
С учетом изложенного, недоказанным является обоснованность требования предписания произвести изменение размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за май 2015 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, Инспекцией в нарушение ч. 5 ст. 200 АПК РФ не доказано наличие законных оснований для вынесения оспариваемого предписания, что привело к нарушению прав и законных интересов общества. Судами первой и апелляционной инстанций установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания предписания Инспекции недействительным.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 февраля 2016 года по делу N А50-25788/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)