Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.04.2016 N 07АП-1196/2016 ПО ДЕЛУ N А27-9690/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. по делу N А27-9690/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Б. Романовой
при участии представителей:
от истца: В.Ю. Хейфец по дов. 01.01.2016,
от ответчика: О.А. Сухановой по дов. от 18.09.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Горэлектросеть" (07АП-1196/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.12.2015 по делу N А27-9690/2015 (судья Е.А. Плискина) по иску ООО "Горэлектросеть" (ОГРН 1104217005837, ИНН 4217127144) к ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) об урегулировании разногласий при заключении договора,

установил:

ООО "Горэлектросеть" (далее ООО "ГЭС", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее ООО "Кузбассэнергосбыт", гарантирующий поставщик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях N 210034/ГЭС-589-14 от 21.11.2014.
До принятия судебного акта стороны урегулировали разногласия путем подписания соглашений по фактическим обстоятельствам от 11.08.2015 (л.д. 75-82 т. 2), N 2 от 27.08.2015 (л.д. 130-147 т. 6), N 3 от 23.09.2015 (л.д. 75-101 т. 12), N 4 от 21.10.2015 (л.д. 20-26 т. 13), N 5 от 03.11.2015 (л.д. 10-17 т. 19). Спорными остались пункты 2.2.3, 2.2.4, 2.2.7, 2.2.9, 2.2.11 Приложения N 5 к договору, а также точки поставки, указанные в Приложениях N N 2.1, 2.2 к договору.
Решением арбитражного суда от 16.12.2015 (резолютивная часть объявлена 09.12.2015) разногласия, возникшие при заключении договора N 210034/ГЭС-589-14 от 21.11.2014 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях, урегулированы в следующей редакции:
Пункт 2.2.3 Приложения N 5 к договору:
"При наличии прибора учета в жилом помещении потребителя и непредставления потребителем и не снятии Исполнителем или Гарантирующим поставщиком показаний индивидуального, общего (квартирного) прибора учета за расчетный период - начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода (не включительно), за который потребитель предоставил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд объем потребленной электрической энергии определяется по формуле:
(кВтч) (16), где:
- рассчитанный среднемесячный объем потребления электрической энергии потребителем, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. Данный объем определяется по формуле:
(кВтч) (17) где:
- конечные показания для определения среднемесячного объема потребления электрической энергии. В случае отсутствия показаний действующего прибора учета, берутся конечные показания предыдущего прибора учета (показания предыдущего прибора учета учитываются только в том случае, если его снятие и постановка нового прибора учета занесены одним и тем же месяцем).
- начальные показания для определения среднемесячного объема потребления электрической энергии. Это показания того же прибора учета, что и N кон (если N кон взяты старого прибора учета, то и N нач берется старого прибора учета).
- количество месяцев между датами снятия показаний. В расчет берется временной период независимо от того, был ли прибор учета включен все время либо нет.
По истечении 6 месяцев с момента непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета расчет потребленной электрической энергии потребителем производится по формуле:
(кВтч) (18), где:
- - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
- - норматив потребления электрической энергии, установленный в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации".
Пункт 2.2.7 Приложения N 5 к договору:
В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения".
Пункт 2.2.11 Приложения N 5 к договору:
"Если у потребителя в течение текущего месяца имеются несколько показаний с разными источниками информации, то конечными показаниями прибора учета текущего месяца будут считаться показания с более поздней датой снятия (передачи)".
Пункты 2.2.4, 2.2.9 Приложения N 5 к договору исключить.
Установить срок действия договора (пункт 7.1 договора) с даты вынесения решения суда по делу до 24 час. 00 мин. московского времени 31.12.2016.
Принять приложение N 2.1. к договору в следующей редакции:
Часть 1. Точки поставки электрической энергии (мощности) потребителям-юридическим лицам и потребителям-гражданам в многоквартирные жилые дома (МКД), оборудованные общедомовыми приборами расчетного учета (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4 от 21.10.2015).
- - точки поставки N N 31-3894 - принять в редакции ответчика, исключить из части 1 Приложения N 2.1. к договору;
- - жилые помещения по ул. Чекалина, 18 - принять в редакции истца, включить в часть 1 Приложения N 2.1 к договору в качестве точек поставки.
Часть 2. Точки поставки электрической энергии (мощности) организациям, учреждениям, ИП, а также гражданам-пользователям нежилых помещений, для которых точкой поставки является электросетевое оборудование потребителя (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 5 от 03.11.2015) -уровень напряжения по точкам поставки N N 4568, 8870 - принять в редакции истца; по точкам поставки N N 11164, 10290, 11290, 5319, 7742 - принять в редакции ответчика.
Часть 3. Точки поставки электрической энергии (мощности) организациям, учреждениям, ИП, а также гражданам-пользователям нежилых помещений, для которых точкой поставки является граница балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства Исполнителя или вводно-распределительное устройство многоквартирного жилого дома или нежилого здания, расположенного по указанному адресу (приложение N 3 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 5 от 03.11.2015) - принять в редакции истца.
Принять приложение N 2.2. к договору в следующей редакции:
Часть 1. Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям - пользователям жилых помещений, проживающим в частном секторе (приложение N 8 к соглашению N 4 от 21.10.2015).
- - точки поставки 1-52 - принять в редакции истца;
- - точки поставки 53-411- принять в редакции ответчика.
Часть 2. Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям - пользователям нежилых помещений (гаражи, хоз. постройки), проживающим в частном секторе (приложение N 10 к соглашению N 4 от 21.10.2015).
- точки поставки N N 1, 2 - принять в редакции ответчика;
- точки поставки N N 3, 4 - принять в редакции истца.
Часть 3. Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами расчетного учета (приложение N 12 к соглашению N 4 от 21.10.2015) - принять в редакции ответчика.
Не согласившись с решением суда, ООО "ГЭС" в апелляционной жалобе просит его отменить в части установления следующих условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях N 210034/ГЭС-589-14 от 21.11.2014 в редакции ответчика:
- пункт 2.2.11 Приложения N 5 к договору:
- - точки поставки N N 31-3905, 1628-3894 в части 1 Приложения N 2.1. к договору (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4);
- - часть 3 приложения 2.2 к договору (приложение N 12 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4;
- - точки поставки N N 10290, 11290, 5319, 7742 в части приложения 2.1 к договору (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 5 от 03.11.2015);
- - точки поставки 53-411 в части 1 приложения N 2.2 к договору (приложение N 8 к соглашению N 4 от 21.10.2015);
- - точки поставки N N 1, 2 в части приложения N 2.2 к договору (приложение N 10 8 к соглашению N 4 от 21.10.2015).
Принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования ООО "ГЭС" в части установления указанных условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях N 210034/ГЭС-589-14 от 21.11.2014 в редакции истца.
В обоснование поданной апелляционной жалобы истец ссылается на то, что оставляя п. 2.2.11 приложения N 5 к договору, суд первой инстанции указал, что он не противоречит действующему законодательству, однако обоснование, приведенное судом недостаточно для установления данного условия в договоре; суд не учел, что предлагаемая ответчиком редакция оставляет возможность для некорректных начислений. Вывод суда в отношении части 1 приложения 2.1 к договору (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4, точки поставки с 31 по 1514 и с 2652 по 2677, а также в отношении части 3 приложения 2.2 к договору (приложение N 12 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4, точки поставки с 165 по 499) не соответствует обстоятельствам дела, поскольку он исходит из того, что имеется один прибор учета на границе внешних и внутридомовых сетей на два и более дома; в отношении точек поставки с 2236 по 2238 и с 3042 по 3905 (часть 1 приложения 2.1. к договору) и точек поставки с 1 по 164 и с 500 по 724 (часть 3 приложения 2.2 к договору) - общедомовой прибор учета, установленный на границе многоквартирных домов надлежащим и полным образом определяет объемы электрической энергии, переданной сетевой организации из ее сетей к потребителям. При этом схема присоединения таких жилых домов к внешним электрическим сетям с одним вводом на группу домов была определена застройщиком при строительстве и к принятию решения о такой схеме присоединения ООО "ГЭС" отношения не имеет; по точкам поставки с 1628 по 3894 (часть 1 приложения 2.1 к договору), с 725 по 1628 (часть 3 приложения 2.2 к договору) ООО "Кузбассэнерго" и суд неверно толкуют положения ч. 1 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"; по точкам поставки 11290,5319 и 7742 суд указал, что истец не доказал наличие уровня напряжения иного, чем установлено в договорах энергоснабжения, заключенных ответчиком с потребителями и поэтому принял уровень напряжения СН-2. Однако суд должен был критически отнестись к документам ответчика, т.к. по общему правилу в отношении потребителей с бытовой и социальной нагрузкой следует устанавливать уровень напряжения НН. В отношении точек поставок электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям - пользователям жилых помещений, проживающим в частном секторе, ОАО "Кузбассэнергосбыт" не представлены документы, подтверждающие полное юридическое уничтожение указанных объектов.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
ООО "Кузбассэнергосбыт" в письменных возражениях, его представитель в судебном заседании просят оставить решение без изменения, указывая на то, что редакция п. 2.2.11 приложения N 5 к договору, предложенная ответчиком и принятая судом обеспечивает реализацию прав граждан - потребителей до конца расчетного периода снимать и передавать показания индивидуальных приборов учета; таким образом, показания с более поздней датой снятия (передачи) (в пределах расчетного месяца) должны быть приняты гарантирующим поставщиком. В отношении части 1 приложения 2.1 к договору (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4, точки поставки с 31 по 3905,1628-3894), а также в отношении части 3 приложения 2.2 к договору (приложение N 12 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4, а также части 1 приложения 2.1. к договору (приложение N 2 к соглашению по фактическим обстоятельствам N 4, точки поставки с 2236 по 2238 и с 3042 по 3905, части 3 приложения 2.2 к договору (точки поставки с 1 по 164 и с 500 по 724) доводы истца направлены на переоценку обстоятельств; действующее законодательство не предусматривает наличие и учет на нескольких многоквартирных жилых домах только одним общедомовым прибором учета. Установка приборов учета в ветхих и аварийных жилых домах возможна только при наличии согласия собственников; согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" требования в части организации учета используемых энергоресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013. По точкам поставки 10290, 11290, 5319 и 7742 у сторон имелись разногласия относительно установленного уровня напряжения; в апелляционной жалобе истец ссылается на общие правила, согласно которым потребителям с бытовой и социальной нагрузкой следует устанавливать уровень напряжения НН, при этом истец не указывает норму права, в которой определено "общее правило"; в обоснование своей позиции ответчиком были представлены документы, на которых основано установление в договоре определенного уровня напряжения. В отношении точек поставок электрической энергии (мощности) гражданам -потребителям - пользователям жилых помещений, проживающим в частном секторе - данные точки поставки ранее были присоединены к электрическим сетям и имели электроснабжение, а в настоящее время его не имеют (снесены, разрушены, находятся в аварийном состоянии), договоры с владельцами этих объектов отсутствуют, лицевые счета закрыты.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Поскольку представители сторон не заявили возражений против проверки судебного акта в части, в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 268 АПК РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение проверено лишь в части разногласий по пунктам, указанных в жалобе.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене (изменению).
Как установлено судом из материалов дела, ООО "Горэлектросеть" является территориальной сетевой организацией в г. Новокузнецке, осуществляющей передачу электрической энергии от энергосбытовых организаций до потребителей электрической энергии. Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 193 от 12.11.2010 ООО "Горэлектросеть" внесено в реестр энергоснабжающих организаций Кемеровской области в качестве субъекта, оказывающего услуги по передаче электрической энергии (мощности).
ОАО "Кузбассэнергосбыт", имея статус гарантирующего поставщика на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 244 от 30.06.2015, направило в адрес истца проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях N 210034/ГЭС-589-14 от 21.11.2014 (л.д. 31-65 т. 1), который был рассмотрен и подписан истцом с протоколом разногласий.
Рассмотрев протокол разногласий к договору истца, ответчик подписал его с протоколом согласования разногласий от 12.01.2015, в ответ на который ООО "ГЭС" представило протокол урегулирования разногласий от 16.04.2015.
Не достигнув соглашения по урегулированию разногласий по спорным пунктам договора, ООО "ГЭС" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
При этом, исходя из п. 1 ст. 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор энергоснабжения является публичным договором, то есть обязателен к заключению энергоснабжающей организацией в отношении каждого, кто к нему обратится; отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (ст. 426 ГК РФ).
Субъекты розничных рынков определены в ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике", где к числу поставщиков электрической энергии отнесены гарантирующие поставщики.
Постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков эклектической энергии, в п. 3 которых к числу субъектов розничных рынков отнесены гарантирующие поставщики; сетевые организации.
Права и обязанности субъектов розничного рынка поставлены в зависимость от их статуса.
На территории Кемеровской области ответчик является гарантирующим поставщиком, в том числе поставщиком в части продажи электроэнергии сетевым организациям для целей компенсации потерь в электрических сетях, в связи с чем, заключение настоящего договора является обязательным.
На основании п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ст. 446 ГК РФ).
Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В приложении N 5 "Порядок взаимодействия сторон при определении объемов электрической энергии (мощности), принятой в объекты электросетевого хозяйства исполнителя и отпущенной из объектов электросетевого хозяйства исполнителя" в разделе 2.2 Порядок определения переданной электрической энергии потребителям коммунальной услуги по электроснабжению - гражданам - потребителям, ОАО "Кузбассэнергосбыт" включен п. 2.2.11 следующего содержания: "Если у потребителя в течение текущего месяца имеются несколько показаний с разными источниками информации, то конечными показаниями прибора учета текущего месяца будут считаться показания с более поздней датой снятия (передачи)".
Согласно доводам истца данный пункт подлежит исключению, поскольку порядок и периоды снятия показаний с приборов учета установлены в п. 161 Основных положений N 442, а в Правилах N 354, Основных положениях N 442 такой нормы не содержится.
Включая данное условие, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ N АПЛ13-82 от 19.03.2013, согласно которой гражданин-потребитель не может быть ограничен сроком предоставления показаний приборов учета, а, кроме того, указано на возможность передавать показания приборов учета, как по "телефону", так и по "сети Интернет", что является разными источниками информации.
Таким образом, при наличии закрепленного пп. к (1) п. 33 Правил N 354 права потребителя при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, отсутствии договоров с потребителями коммунальной услуги ответчика, содержащих положения о дате предоставления показаний приборов учета, исполнитель обязан принимать все показания, переданные в течение расчетного периода, принимая к расчету с более поздней датой.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что данный пункт не противоречит действующему законодательству и не исключает применения положений п. п. 61, 62 Правил N 354.
Кроме того, у сторон имеется разногласия относительно определения точек поставки по договору, их состава и количества, для разрешения которых они оформили приложение N 2.1 (в трех частях) и приложение N 2.2 (в трех частях) к договору.
Так, спор касается включения в договор в качестве точек поставки многоквартирных жилых домов, в которых учет количества поставленной электрической энергии осуществляется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного на два и более многоквартирных жилых дома в связи с их последовательным присоединением, либо установленного в отношении нескольких многоквартирных домов, в одном из которых имеется оборудование, используемое для оказания услуг жителям нескольких домов.
Позиция истца заключается во включении в договор точек поставки N N 31-3905 приложения N 2.1 "Часть 1 "Точки поставки электрической энергии (мощности) потребителям-юридическим лицам в многоквартирные дома (МКД), оборудованные общедомовыми приборами расчетного учета" (приложение N 2 к соглашению N 4 по фактическим обстоятельствам от 15.10.2015, л.д. 27-33 т. 13). При этом, истец указывает на невозможность установки отдельных коллективных (общедомовых) приборов учета на каждый многоквартирный дом ввиду конструктивных проектных решений в отношении многоквартирных жилых домов, в связи с чем полагает, что объем поставленного ресурса может быть определен по показаниям общедомовых приборов учета, точками поставки должны являться дома, а не отдельные квартиры.
Ответчик предлагает согласовать точки поставки N N 1-724 приложения N 2.2 "Часть 3. "Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами расчетного учета" (Приложение N 12 к соглашению N 4 по фактическим обстоятельствам от 15.10.2015, л.д. 98-119 т. 13) поквартирно, ссылаясь на положения ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 2 Правил N 354, и указывая на то, что установка одного общедомового прибора учета на два многоквартирных дома не позволяет правильно определить количество коммунального ресурса, поданного ни в один из двух домов (дома имеют общую границу со внешними сетями и одну щитовую с установленным общедомовым прибором учета на каждую пару домов, л.д. 1-21 т. 17).
Принимая редакцию ответчика по точкам поставки N N 1-724 Приложения N 2.2 к договору "Часть 3. "Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами расчетного учета", суд первой инстанции, руководствуясь понятиями "точка поставки" и "точка присоединения к электрической сети", данными в п. 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее Правила N 861), для целей определения обязательств сетевой организации по договору оказания услуг по передаче электрической энергии, а также п. 13 этих Правил, исходил из того, что точкой поставки по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии следует считать место исполнения обязательств, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики) в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
С учетом изложенного, показания коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном жилом доме, должны быть учтены для определения обязательств собственников помещений только этого многоквартирного дома, поскольку в ином случае (при установке прибора учета на несколько многоквартирных домов) не может быть обеспечена правильность определения объема оказанных услуг в отношении собственников жилых и нежилых помещений и может повлечь нарушение прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги.
Следуя п. 21 Правил N 354, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно п. 2 Правил N 354 коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу п. 138 Основных положений N 442, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Таким образом, количество коммунального ресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, состоящего из одного или нескольких средств измерения, который должен быть установлен на месте соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрена установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов, в том числе при установке общего оборудования на два и более многоквартирного дома, доводы подателя апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Нельзя признать обоснованной позицию истца о том, что договор должен быть дополнен в качестве точек поставки квартирами в ветхих и аварийных многоквартирных домах - точки поставки N N 725-1628 приложения N 2.2 "Часть 3. "Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, не оборудованных общедомовыми приборами расчетного учета" (оно же - Приложение N 12 к соглашению N 4 по фактическим обстоятельствам от 15.10.2015, т. 13 л.д. 98-119) со ссылкой на наличие в них установленных общедомовых приборов учета.
Факт отнесения спорных домов к аварийным и ветхим подтверждается реестром жилых домов, представленных ответчику Управлением по учету и приватизации жилых помещений администрации г. Новокузнецка (л.д. 22-73 т. 17), перепиской, судебными решениями, и сторонами не оспаривается.
Правилами N 354 регламентирован порядок, основания и расчет размера платы за коммунальные услуги, выставляемые к оплате потребителям.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Учитывая изложенное, по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, к которым в силу ч. 5 указанной статьи отнесены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, из буквального толкования названной правовой нормы усматривается, что требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов (в том числе электрической энергии) не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
Кроме того, суд правомерно указал на то, что счетчик (прибор учета) может быть поставлен в спорном жилье только на основании договора и только с согласия собственника, и, соответственно, использоваться только с согласия собственника.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что собственники помещений в данном аварийном многоквартирном доме проводили общее собрание собственников и принимали решение по вопросу приобретения, установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии.
При отсутствии доказательств принятия собственниками жилых помещений домов, признанных аварийными, ссылка подателя жалобы на установку приборов учета до принятия Закона N 261-ФЗ, подлежит отклонению. При расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды показания общедомового прибора учета применению не подлежат, следовательно, суд первой инстанции правомерно принял редакцию ОАО "Кузбассэнергосбыт".
Данный вывод соотносится с правовой позицией Верховного суда РФ, который в Определении от 23.09.2015 по делу N 306-КГ 15-8527, поддержал выводы судов первой инстанции и округа, указавшим, что в аварийном и подлежащим сносу многоквартирном жилом доме установление и использование заявителем коллективного (общедомового) прибора учета для расчета платы за потребленные энергоресурсы возможно только при наличии волеизъявления собственников помещений такого дома, доказательств чего в данном случае не представлено.
Разногласия между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком возникли и по вопросу определения уровня напряжения (СН или НН) по точкам поставки 10290, 11290, 5319, 7742 (приложение N 2 к соглашению N 5 по фактическим обстоятельствам от 03.11.2015).
Принимая спорные точки поставки редакции ОАО "Кузбассэнергосбыт", суд первой инстанции исходил из того, что доказательств наличия напряжения НН по точкам поставки N 5319, N 10491, N 11290, N 7742 ООО "Горэлектросеть" не представило.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласна.
Согласно п. 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии (п. 5 Правил N 861).
Исходя из п. 11 Правил N 861, в отношении потребителей электрической энергии, в интересах которых заключается договор, сетевая организация вправе в целях определения технических характеристик энергопринимающих устройств, необходимых для оказания услуг по передаче электрической энергии, запросить у соответствующих лиц и (или) уполномоченных органов государственной власти сведения и документацию о технологическом присоединении.
Поскольку наличие надлежащего технологического присоединения истцом при рассмотрении дела не оспаривалось, суд первой инстанции правомерно указал на то, что истец в порядке ст. 65 АПК РФ обязан доказать применение уровня напряжения, отличного от согласованного сторонами в договоре энергоснабжения, заключенного между Гарантирующим поставщиком и потребителем.
Между тем, таких доказательств истец не представил.
Настаивая в апелляционной жалобе и в судебном заседании на своей редакции, представитель истца в качестве основания отмены решения суда в этой части указывает на то, что по общему правилу, для потребителей с бытовой и социальной нагрузкой следует устанавливать уровень напряжения НН.
Однако данное утверждение документально не обоснованно и ссылок на правовые акты не содержит.
В то же время, материалами дела установлено, что в отношении точки поставки 11290 по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 6 (л.д. 125-131 т. 18) имеет место опосредованное присоединение, а в отношении точек поставки N 7742 (нежилое помещение Управления УВД г. Новокузнецка по ул. Вологодского, 7) и N 5319 (г. Новокузнецк, ул. Промышленная, 29А) имеются акты проверки (снятия) показаний приборов учет, подтверждающие, что уровень напряжения СН-2, установленный в договорах энергоснабжения, известен истцу и возражений от него не поступало.
Кроме того, в обжалуемом решении суд первой инстанции указал, что обоснованность включения в договор точек поставки проверяется судом на день рассмотрения спора, стороны не лишены права, в случае установления иного уровня напряжения при оформлении документов о технологическом присоединении потребителей по ряду спорных точек поставки, внести изменения в договор в порядке, предусмотренном главой 29 ГК РФ.
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции в части исключения точек поставки N N 53-411 приложения N 2.2. "Часть 1. "Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям - пользователям жилых домов, проживающим в частном секторе" (л.д. 89-94 т. 13) а также точки поставки N N 1, 2 приложения 2.2 "Часть 2. "Точки поставки электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям - пользователям нежилых помещений (хоз. постройки, гаражи), проживающих в частном секторе" (л.д. 96 т. 13), ООО "Горэлектросеть" ссылается на то, что не представлены документы, подтверждающие невозможность электроснабжения данных объектов, документы, подтверждающие расторжение договоров энергоснабжения. Непригодность дома для проживания в связи с частичным разрушением, аварийным состоянием, повреждением при пожаре, не лишает его технологического присоединения к электрическим сетям, следовательно, электроснабжение может быть возобновлено.
Между тем, представленные ответчиком в материалы дела документы в отношении спорных точек поставки свидетельствуют о том, что частные жилые дома, хозяйственные постройки, гаражи (ПС 110/35/6 кВ Абагурская, ф6-16-П, ТП-328) не имеют технологического присоединения к электрическим сетям (уничтожены, сгорели, отсутствуют), в настоящее время электроснабжения не имеют, договоры энергоснабжения между собственниками и ответчиком отсутствуют (л.д. 48-159 т. 14, т. 15, 16), что в силу требований п. 9 Основных положений N 442, п. 1 Правил недискриминационного доступа N 861 исключает возможность поставки электроэнергии на данные объекты.
Следовательно, основания для включения данных объектов в качестве точек поставки в договор оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь в электрических сетях между истцом и ответчиком, отсутствуют.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб., в связи с отказом в ее удовлетворении, относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ по заявлению ООО "Горэлектросеть" произведен зачет государственной пошлины в сумме 3 000 руб., излишне уплаченной по платежному поручению N 6214 от 13.03.2015, что подтверждается справкой на возврат госпошлины от 20.07.2015 по делу N А27-4414/2015.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.12.2015 по делу N А27-9690/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
И.И.ТЕРЕХИНА

Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
О.Б.НАГИШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)