Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Павлюк Т.В., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: без участия (извещено);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации города Бийска
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2016 года
по делу N А03-13821/2015 (судья В.В. Синцова)
по заявлению открытого акционерного общества "Бийскэнерго", г. Бийск
к государственной инспекции Алтайского края Отдел жилищного надзора по г. Бийску
третьи лица: Администрация города Бийска, г. Бийск, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", г. Бийск, ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8", г. Бийск,
о признании незаконным предписания N 13-04П/84 от 05.06.2015,
установил:
Акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - заявитель, общество, АО "Бийскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственной инспекции Алтайского края Отдел жилищного надзора по г. Бийску (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным предписания N 13-04П/84 от 05.06.2015.
Определением суда от 16.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Бийска (далее - Администрация, апеллянт).
Определением суда от 24.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", г. Бийск, Алтайский край.
Определением суда от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8".
Решением суда от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт: признать предписание недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вынесенное предписание является неисполнимым.
Отзывы в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 29.05.2015 на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 21.05.2015 N 11-12/1782 проведена проверка в отношении АО "Бийскэнерго", в результате которой составлен акт проверки N 13-04А/186 от 05.06.2015.
В ходе проведения проверки установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, пятиэтажный, 4-х подъездный, 70-ти квартирный, общей площадью 3964,6 м2, со всеми видами благоустройства (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, электроснабжение, газоснабжение). Обслуживающая компания либо управляющая компания в жилом доме отсутствует, поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляет непосредственно АО "Бийскэнерго".
В ходе проверки установлено, что указанный жилой дом оборудован общим прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 16.10.2013 N 12). Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, частично оборудованы приборами учета горячего водоснабжения.
По информации, предоставленной АО "Бийскэнерго" в жилом доме находятся следующие нежилые помещения: нежилое помещение площадью 51,2 м2, принадлежащее ИП Федосову В.А.; нежилое помещение площадью 106,6 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска, занимаемое ООО "РЭП N 7"; нежилое помещение площадью 22,9 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска, занимаемое МУП г. Бийска "ЕИРКЦ"; нежилое помещение площадью 276,2 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска. Все помещения находятся в подвале жилого дома.
В подвальном помещении Н-71 общей площадью 405,7 кв. м, расположенном в многоквартирном доме по ул. Гастелло, 18, в г. Бийске, площадь 113,18 кв. м, (комнаты N 12-23, 30, 35 и часть комнат N 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 28, 29, 31, 32, 33, 36) находятся в пользовании ООО "РЭП N 8" на основании Договора аренды N 161 от 02.10.2015, заключенного с собственником в лице МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска, площадь 29,74 кв. м (комнаты N 37, 38 и часть комнаты N 36), находится на праве хозяйственного ведения МУП г. Бийска "ЕИРКЦ" на основании Приказа МУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" N 9 от 21.01.2008 "О передаче муниципального имущества МУП г. Бийска "Единый информационный расчетно-кассовый центр", площадь 262,78 кв. м (комнаты N 2, 10, 11, 24, 25, 26, 27, 34 и часть комнаты N 3), не занята и помещения на данной площади являются пустующими.
В подвальном помещении, в комнатах N 7 и N 25, расположены точки водоразбора с подключением к системе горячего водоснабжения (далее - ГВС).
Потребителем горячей воды является арендатор - ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8". При этом комната N 25 по договору аренды ООО "РЭП N 8" не передана.
Между ООО "РЭП N 8" - абонентом и АО "Бийскэнерго" - энергоснабжающей организацией был заключен договор теплоснабжения N 617 от 01.01.2011.
На две точки водоразбора по горячему водоснабжению установлены приборы учета, которые допущены в эксплуатацию, согласно Акту N 801 от 17.10.2012.
В результате проверки Инспекция установила, что в нарушение Правил АО "Бийскэнерго" с апреля 2015 года при начислении и распределении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемую на общедомовые нужды, не учитывает площадь нежилого помещения площадью 276,2 м2, принадлежащего Администрации г. Бийска, в котором расположена комната N 25, оборудованная точкой водоразбора по горячему водоснабжению.
На основании выявленного нарушения, Обществу было выдано Предписание N 13-04П/84 от 05.06.2015.
Пунктом 1 предписания АО "Бийскэнерго" предписано в срок до 01.07.2015 произвести платы собственникам помещений жилого дома, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемому на общедомовые нужды с учетом нежилого помещения площадью 276,2 м2, принадлежащего Администрации г. Бийска, с апреля 2015 года по май 2015 года.
Пунктом 2 предписания АО "Бийскэнерго" предписано в срок до 01.07.2015 осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемому на общедомовые нужды по нежилым помещениям, с учетом нежилого помещения площадью 276,2 кв. м, принадлежащего Администрации г. Бийска.
Предписание действует в редакции приказа Инспекции от 08.04.2016, которым пункт 2 предписания исключен, изменена формулировка пункта 1, в части определения нежилого помещения без указания его площади.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. То есть границей между индивидуальным и общедомовым имуществом является первое отключающее устройство (кран), расположенное на ответвлении от проходящих стояков горячего и холодного водоснабжения. На этой границе, согласно техническим условиям ресурсоснабжающих организаций, подлежит установка индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и это место является точкой учета данных услуг конкретным потребителем жилого и нежилого помещения.
При общедомовом потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и наружных инженерных коммуникаций, по которым поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: ул. Гастелло, д. 18, г. Биска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения частично.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потреблены расчетный период по указанным договорам.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды).
Материалами дела установлено, что в жилом доме по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, находится, в том числе, нежилое помещение, принадлежащее Администрации г. Бийска. Площадь указанного помещения с реестровым номером 00-0000-15-К-00016 (выписка из реестра л.д. 72, т. 2) площадь по реестру составляет 382, 8 кв. м. Часть данного помещения сдана в аренду ООО "РЭП N 8" по договору аренды N 161 от 02.10.2015, общей площадью 113, 18 кв. м (л.д. 73, т. 2), в том числе площадь общего пользования - 27, 58 кв. (комнаты N 12-23, 30 и 35 и часть комнат 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 28, 29, 31, 32, 33, 36, согласно техническому паспорту объекта.
Судом установлено, что в указанном выше помещении, в комнатах N 7 и N 25, расположены точки водоразбора с подключением к системе горячего водоснабжения (далее - ГВС).
На две точки водоразбора по горячему водоснабжению были установлены приборы учета, которые допущены в эксплуатацию, согласно Акту N 801 от 17.10.2012.
Администрация города Бийска, как собственник нежилого помещения, площадью 269,02 м2 (за минусом сданной в аренду ООО "РЭП N 8") в жилом доме по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с учетом точки водоразбора в комнате N 25, в соответствии с понятием, приведенным в Правилах N 354. Обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и толкования понятий "потребитель" и "коммунальные услуги", изложенных в п. 2 Правил N 354, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация города Бийска является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" следовательно, должно вносить плату за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды, по нежилому помещению.
Довод о том, что фактически указанной точкой водоразбора Администрация г. Бийска не пользуется, а потребление осуществляется по устному соглашению ООО "РЭП N 8", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не имеет правового значения для определения соответствия Администрации г. Бийска понятию "потребитель коммунальной услуги", с учетом изложенных выше требований Правил N 354.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что предписание Государственной Инспекции Алтайского края N 13-04П/84 от 05.06.2015 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, является исполнимым и не нарушает законных прав и интересов общества.
Доводы о неисполнимости оспариваемого предписания не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки судом апелляционной инстанцией не установлено.
При вынесении решения, суд в полном объеме исследовал доказательства, имеющие значения для дела, пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2016 года по делу N А03-13821/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 07АП-8364/2016 ПО ДЕЛУ N А03-13821/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу N А03-13821/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Павлюк Т.В., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
при участии:
- от заявителя: без участия (извещен);
- от заинтересованного лица: без участия (извещено);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Администрации города Бийска
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2016 года
по делу N А03-13821/2015 (судья В.В. Синцова)
по заявлению открытого акционерного общества "Бийскэнерго", г. Бийск
к государственной инспекции Алтайского края Отдел жилищного надзора по г. Бийску
третьи лица: Администрация города Бийска, г. Бийск, МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", г. Бийск, ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8", г. Бийск,
о признании незаконным предписания N 13-04П/84 от 05.06.2015,
установил:
Акционерное общество "Бийскэнерго" (далее - заявитель, общество, АО "Бийскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственной инспекции Алтайского края Отдел жилищного надзора по г. Бийску (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным предписания N 13-04П/84 от 05.06.2015.
Определением суда от 16.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Бийска (далее - Администрация, апеллянт).
Определением суда от 24.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", г. Бийск, Алтайский край.
Определением суда от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8".
Решением суда от 28 июля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт: признать предписание недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вынесенное предписание является неисполнимым.
Отзывы в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 29.05.2015 на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 21.05.2015 N 11-12/1782 проведена проверка в отношении АО "Бийскэнерго", в результате которой составлен акт проверки N 13-04А/186 от 05.06.2015.
В ходе проведения проверки установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, пятиэтажный, 4-х подъездный, 70-ти квартирный, общей площадью 3964,6 м2, со всеми видами благоустройства (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, центральное отопление, электроснабжение, газоснабжение). Обслуживающая компания либо управляющая компания в жилом доме отсутствует, поставку тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения на жилой дом осуществляет непосредственно АО "Бийскэнерго".
В ходе проверки установлено, что указанный жилой дом оборудован общим прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 16.10.2013 N 12). Жилые помещения индивидуальными приборами учета тепловой энергии не оборудованы, частично оборудованы приборами учета горячего водоснабжения.
По информации, предоставленной АО "Бийскэнерго" в жилом доме находятся следующие нежилые помещения: нежилое помещение площадью 51,2 м2, принадлежащее ИП Федосову В.А.; нежилое помещение площадью 106,6 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска, занимаемое ООО "РЭП N 7"; нежилое помещение площадью 22,9 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска, занимаемое МУП г. Бийска "ЕИРКЦ"; нежилое помещение площадью 276,2 м2, принадлежащее Администрации г. Бийска. Все помещения находятся в подвале жилого дома.
В подвальном помещении Н-71 общей площадью 405,7 кв. м, расположенном в многоквартирном доме по ул. Гастелло, 18, в г. Бийске, площадь 113,18 кв. м, (комнаты N 12-23, 30, 35 и часть комнат N 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 28, 29, 31, 32, 33, 36) находятся в пользовании ООО "РЭП N 8" на основании Договора аренды N 161 от 02.10.2015, заключенного с собственником в лице МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска, площадь 29,74 кв. м (комнаты N 37, 38 и часть комнаты N 36), находится на праве хозяйственного ведения МУП г. Бийска "ЕИРКЦ" на основании Приказа МУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" N 9 от 21.01.2008 "О передаче муниципального имущества МУП г. Бийска "Единый информационный расчетно-кассовый центр", площадь 262,78 кв. м (комнаты N 2, 10, 11, 24, 25, 26, 27, 34 и часть комнаты N 3), не занята и помещения на данной площади являются пустующими.
В подвальном помещении, в комнатах N 7 и N 25, расположены точки водоразбора с подключением к системе горячего водоснабжения (далее - ГВС).
Потребителем горячей воды является арендатор - ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 8". При этом комната N 25 по договору аренды ООО "РЭП N 8" не передана.
Между ООО "РЭП N 8" - абонентом и АО "Бийскэнерго" - энергоснабжающей организацией был заключен договор теплоснабжения N 617 от 01.01.2011.
На две точки водоразбора по горячему водоснабжению установлены приборы учета, которые допущены в эксплуатацию, согласно Акту N 801 от 17.10.2012.
В результате проверки Инспекция установила, что в нарушение Правил АО "Бийскэнерго" с апреля 2015 года при начислении и распределении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемую на общедомовые нужды, не учитывает площадь нежилого помещения площадью 276,2 м2, принадлежащего Администрации г. Бийска, в котором расположена комната N 25, оборудованная точкой водоразбора по горячему водоснабжению.
На основании выявленного нарушения, Обществу было выдано Предписание N 13-04П/84 от 05.06.2015.
Пунктом 1 предписания АО "Бийскэнерго" предписано в срок до 01.07.2015 произвести платы собственникам помещений жилого дома, за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемому на общедомовые нужды с учетом нежилого помещения площадью 276,2 м2, принадлежащего Администрации г. Бийска, с апреля 2015 года по май 2015 года.
Пунктом 2 предписания АО "Бийскэнерго" предписано в срок до 01.07.2015 осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, используемому на общедомовые нужды по нежилым помещениям, с учетом нежилого помещения площадью 276,2 кв. м, принадлежащего Администрации г. Бийска.
Предписание действует в редакции приказа Инспекции от 08.04.2016, которым пункт 2 предписания исключен, изменена формулировка пункта 1, в части определения нежилого помещения без указания его площади.
Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. То есть границей между индивидуальным и общедомовым имуществом является первое отключающее устройство (кран), расположенное на ответвлении от проходящих стояков горячего и холодного водоснабжения. На этой границе, согласно техническим условиям ресурсоснабжающих организаций, подлежит установка индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и это место является точкой учета данных услуг конкретным потребителем жилого и нежилого помещения.
При общедомовом потреблении точкой учета коммунальной услуги, является место разграничения общего имущества собственников помещений многоквартирного дома и наружных инженерных коммуникаций, по которым поставляется коммунальный ресурс в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, жилой дом по адресу: ул. Гастелло, д. 18, г. Биска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения частично.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении. В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить в порядке, установленном настоящими Правилами, плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять исполнителю, предоставляющему коммунальные услуги потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, в котором расположено нежилое помещение собственника, в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами для передачи потребителями информации о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потреблены расчетный период по указанным договорам.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды).
Материалами дела установлено, что в жилом доме по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, находится, в том числе, нежилое помещение, принадлежащее Администрации г. Бийска. Площадь указанного помещения с реестровым номером 00-0000-15-К-00016 (выписка из реестра л.д. 72, т. 2) площадь по реестру составляет 382, 8 кв. м. Часть данного помещения сдана в аренду ООО "РЭП N 8" по договору аренды N 161 от 02.10.2015, общей площадью 113, 18 кв. м (л.д. 73, т. 2), в том числе площадь общего пользования - 27, 58 кв. (комнаты N 12-23, 30 и 35 и часть комнат 1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 28, 29, 31, 32, 33, 36, согласно техническому паспорту объекта.
Судом установлено, что в указанном выше помещении, в комнатах N 7 и N 25, расположены точки водоразбора с подключением к системе горячего водоснабжения (далее - ГВС).
На две точки водоразбора по горячему водоснабжению были установлены приборы учета, которые допущены в эксплуатацию, согласно Акту N 801 от 17.10.2012.
Администрация города Бийска, как собственник нежилого помещения, площадью 269,02 м2 (за минусом сданной в аренду ООО "РЭП N 8") в жилом доме по адресу: ул. Гастелло, д. 18 г. Бийска, является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" с учетом точки водоразбора в комнате N 25, в соответствии с понятием, приведенным в Правилах N 354. Обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и толкования понятий "потребитель" и "коммунальные услуги", изложенных в п. 2 Правил N 354, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация города Бийска является потребителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" следовательно, должно вносить плату за горячее водоснабжение, в том числе на общедомовые нужды, по нежилому помещению.
Довод о том, что фактически указанной точкой водоразбора Администрация г. Бийска не пользуется, а потребление осуществляется по устному соглашению ООО "РЭП N 8", обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку не имеет правового значения для определения соответствия Администрации г. Бийска понятию "потребитель коммунальной услуги", с учетом изложенных выше требований Правил N 354.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что предписание Государственной Инспекции Алтайского края N 13-04П/84 от 05.06.2015 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, является исполнимым и не нарушает законных прав и интересов общества.
Доводы о неисполнимости оспариваемого предписания не нашли своего подтверждения при проверке материалов дела.
Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении проверки судом апелляционной инстанцией не установлено.
При вынесении решения, суд в полном объеме исследовал доказательства, имеющие значения для дела, пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 28 июля 2016 года по делу N А03-13821/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА
Л.А.КОЛУПАЕВА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
О.А.СКАЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)