Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2016 N 06АП-2924/2016 ПО ДЕЛУ N А73-1525/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. N 06АП-2924/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству": Семеновой Ю.Ю. представителя по доверенности от 29.01.2016 (сроком на три года);
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края: Богатовой М.В. представителя по доверенности от 03.06.2016 N 04-24/009468 (сроком на три года); Максимова К.В. представителя по доверенности от 27.02.2015 N 04-24/002950 (сроком на три года);
- от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Богатовой М.В. представителя по доверенности от 02.06.2016 N 05-18/31 (сроком до 31.12.2016);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
на решение от 14.04.2016
по делу N А73-1525/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительным решения в части
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" (далее - ООО "СЗ по ЖКХ"; общество; заявитель; налогоплательщик; служба заказчика) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - ИФНС России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края; налоговый орган; инспекция) от 16.11.2015 N 14-18/09308 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2012-2014 года в размере 5148523 руб., пеней в размере 1117330 руб., штрафа в размере 427395 руб. по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату НДС.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю; Управление).
Решением суда от 14.04.2016 в удовлетворении заявления общества отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции установил неправомерное применение обществом льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, выразившееся в не включении в налогооблагаемую базу сумм выручки от реализации услуг по содержанию и ремонту в многоквартирном доме, выполненных собственными силами управляющей организации (управляющих организаций).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СЗ по ЖКХ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы ссылается на положения статьи 146, подпункта 30 пункта 3 статьи 149, пункта 1 статьи 154, пункта 4.1 статьи 170, статьи 168 НК РФ, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2002 N 2004-0 и утверждает о том, что: общество и собственники помещений заключили договоры управления МКД, в которых плата за управление является частью платы за содержание и ремонт жилого помещения, у иных организаций (кроме тех, которые непосредственно выполняют (оказывают) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества) услуги (работы) в целях их реализации без НДС общество в проверяемый период не приобретало; общество работы (услуги) по содержанию и ремонту нежилых помещений собственными силами также не выполняло ввиду отсутствия в штате работников соответствующих должностей и специальностей; услуга управления входит в состав услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома; невозможно разделить сумму тарифа на облагаемую НДС (услуги управления и т.п.) и сумму тарифа, не облагаемую НДС (услуги подрядчиков).
В представленных в суд отзывах на апелляционную жалобу инспекция и Управление просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении требования заявителя, пояснила, что последний обжалует решение суда полностью, представила для приобщения к материалам дела оригинал платежного поручения об уплате обществом государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Представители инспекции и Управления возражают против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаются на сложившуюся судебную практику в Арбитражном суде Дальневосточного округа по данному вопросу.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству" поставлено на учете в качестве налогоплательщика в Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края, в отношении которого инспекцией проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за 2012-2014 годы, и по ее результатам принято решение от 16.11.2015 N 14-18/09308 дсп "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", а именно: о доначислении, в том числе НДС в размере 5148523 руб., пеней за несвоевременную уплату НДС в сумме 1117330 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 427395 руб.
Основанием для доначисления указанных сумм НДС, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком не правильно применены положения подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, необоснованно не включены в налоговую базу суммы выручки от реализации населению услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполненных (оказанных) собственными силами управляющей организаций.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 13.01.2016 года 13-10/347/00195 апелляционная жалоба налогоплательщика на решение инспекции от 16.11.2015 N 14-18/09308 дсп оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением ИФНС России по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 16.11.2015 N 14-18/09308 дсп, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога и передаче товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав.
Операции, не подлежащие обложению НДС, перечислены в статье 149 НК РФ, подпунктом 30 пункта 3 которой установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализация работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Содержание общего имущества, как это предусмотрено пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 491), включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Следовательно, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) по содержанию, а также ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемые управляющими организациями и товариществами собственников жилья по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих работ (услуг) у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Положений освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работы (услуги) по управлению многоквартирными домами и другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) собственными силами управляющих организаций подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит.
Как следует из материалов дела, ООО "СЗ по ЖКХ" имеет статус "управляющая компания", осуществляет деятельность по управлению и эксплуатации жилого фонда; в рамках осуществления деятельности оно заключало договоры управления МКД с собственниками помещений, согласно которым ООО "СЗ по ЖКХ" обязуется за плату оказывать услуги по управлению домом, организовывать выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, обеспечить заключение договоров с коммунальными предприятиями, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Во исполнение этих договоров управления управляющая компания ежемесячно выставляет населению счета-квитанции, содержащие следующие виды работ (услуг) для оплаты: содержание и текущий ремонт жилья; капитальный ремонт.
Исходя из начислений платы за содержание, текущий ремонт жилья и за капитальный ремонт налогоплательщиком в соответствующих регистрах налогового (бухгалтерского) учета формировалась выручка от реализации услуг.
По материалам налоговой проверки, налогоплательщиком общие суммы доходов от реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах отражены в налоговых декларациях по НДС в разделе 7 "Операции, не подлежащие налогообложению" (подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ - код льготы 1010263) и составили: за 2012 год - 137520203 руб.; за 2013 год - 156079313 руб.; за 2014 год - 165794836 руб.: при сверке инспекцией первичных документов, а также счетов-фактур, оборотно-сальдовых ведомостей (предоставленных МУП "ЕРКЦ", осуществляющим ведение учета, начисление платежей, выставляемых населению за услуги) с регистрами бухгалтерского учета (соответствующего налоговому учету), установлено, что управляющая компания применила льготу (освобождение от налогообложения НДС) в отношении всех полученных доходов от реализации услуг населению.
Вместе с тем, в целях подтверждения применения освобождения от уплаты НДС налоговым органом истребованы документы, подтверждающие правомерность применения льготы (требование от 25.06.2015 N 14-18/009510), на что управляющей компанией представлены договоры с подрядными организациями, а также первичные документы (счета-фактуры, акты выполненных работ, товарные накладные и др.), свидетельствующие о том, что для обслуживания жилого фонда управляющая компания в проверяемом периоде заключала договоры с подрядными организациями на текущее содержание и текущий ремонт МКД.
Согласно представленным первичным документам общая стоимость приобретенных у сторонних организаций работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества для осуществления деятельности по эксплуатации жилищного массива составила: за 2012 год - 127581244 руб.; за 2013 год - 146953137 руб.; за 2014 год - 156381518 руб.
Превышение стоимости услуг реализованных собственникам жилья над стоимостью приобретенных услуг у сторонних организаций составила: за 2012 год - 9938960 руб. (137520203 руб. - 127581244 руб.); за 2013 год - 9126176 руб. (156079313 руб. - 146953137 руб.); за 2014 год - 9413317 руб. (165794836 руб. - 156381518 руб.).
При этом выявлено, что указанная разница образовалась, в том числе, за счет включения в стоимость реализованных жильцам услуг расходов, связанных с самостоятельной деятельностью общества, направленной на достижение целей управляющей компании по управлению МКД (заработная плата работников организации, аренда офиса, канцелярские принадлежности и т.п.).
Материалами проверки подтверждено, что деятельность по управлению МКД осуществляется ООО "УК "Служба заказчика по МКД" собственными силами.
Следовательно, разница между размером стоимости приобретенных у сторонних организаций работ (услуг), и стоимостью услуг, фактически реализованных собственникам в рамках договоров управления МКД (выполняемые (оказываемые) собственными силами управляющих организаций) не освобождается от налогообложения на основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что поскольку положений освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работы (услуги) по управлению многоквартирными домами и другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) собственными силами управляющих организаций подпункт 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не содержит (за 2012 год - 9938960 руб., за 2013 год - 9126176 руб., за 2014 год - 9413317 руб.), налогоплательщику обоснованно начислены суммы НДС в размере 5148523 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 1117330 руб. и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 427395 руб.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются Шестым арбитражным апелляционным судом, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 апреля 2016 года по делу N А73-1525/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)