Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 25.10.2016 ПО ДЕЛУ N 33-3825/2016

Требование: Об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию, взыскании денежных средств, уплаченных за спорный период.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец утверждает, что ответчик в спорный период начислял плату за коммунальную услугу по повышенному тарифу (нормативу) потребления, не производил корректировку размера платы за обогрев.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. по делу N 33-3825/2016


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рочевой Е.С.,
судей Слиж Н.Ю., Гудковой Г.В.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2016 г. по иску К. к товариществу собственников жилья "ИНТЕР 12" о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия

установила:

истец обратилась в суд с иском по тем основаниям, что ей на праве общей совместной собственности принадлежит квартира N <...> в доме N <...> по ул. <...> в г. <...>, управление которым осуществляет ТСЖ "ИНТЕР 12". Многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при его наличии расчет размера платы за отопление должен производиться за истекший год исходя из показаний прибора учета потребления тепловой энергии из расчета <...> Гкал кв. м в месяц, при этом ответчик в период с <...> г. начислял плату за коммунальную услугу по повышенному тарифу (нормативу) потребления, не производил корректировку размера платы за обогрев; коммунальная услуга по тепловой энергии (отоплению) предоставлялась ей ненадлежащего качества. На основании изложенного, истец, уточнив заявленные требования, просила произвести перерасчет платы за тепловую энергию, взыскав с ТСЖ "ИНТЕР 12" денежные средства за период с <...> г. в размере <...> руб., за <...> г. - <...> руб.
Определением суда произведена замена ненадлежащего ответчика - председателя ТСЖ "ИНТЕР 12" М. на надлежащего ответчика - ТСЖ "ИНТЕР 12"; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", АО "Карельский окатыш", ООО "Костомукшская теплоснабжающая компания", ООО "Универсал".
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решении об удовлетворении ее требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ссылка в решении суда на п. п. 10, 11, 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, является неверной, поскольку в многоквартирном доме установлены приборы учета тепловой энергии, в то время как указанные положения применяются при их отсутствии. Ссылается на то, что в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ответчиком, начиная с <...> г., не проводилась корректировка размера платы за отопление, норматив обогрева по показаниям приборов учета не выводился. Полагает, что норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в период с <...> г. был значительно завышен. Обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в компетенцию ответчика не входит начисление платы за коммунальные услуги.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец К., доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ТСЖ "ИНТЕР 12" М. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Заслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах, изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Плата за коммунальные услуги, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета платы за коммунальные услуги при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (утратили силу с 01.07.2016); с сентября 2012 г. - Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В части расчета платы за отопление, постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно постановлению Правительства Республики Карелия N 279-П от 07.09.2012 в 2012-2014 годах на территории Республики Карелия определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К. является собственником квартиры N <...> в доме N <...> по ул. <...> в г. <...> на праве общей совместной собственности.
Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ТСЖ "ИНТЕР 12"; до <...> услуги по теплоснабжению оказывало МУП "Теплосети Костомукшского городского округа", с <...> поставку тепловой энергии осуществляет АО "Карельский окатыш".
На основании решений общих собраний собственников жилья ТСЖ "ИНТЕР 12" ежегодно в период с <...> г. в спорном многоквартирном жилом доме устанавливался норматив потребления тепловой энергии на <...> г. - <...> Гкал кв. м в мес., <...> г.г. - <...> Гкал кв. м в мес.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, установив, что жилое помещение истца не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, обоснованно исходил из того, что начисление платы за отопление правомерно производилось ответчиком исходя из нормативов (тарифов) потребления тепловой энергии, утвержденных органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ, в связи с чем правомерно не нашел оснований для удовлетворения заявленных К. требований.
Суд верно отразил в оспариваемом решении, что норматив (тариф) потребления тепловой энергии, примененный ТСЖ "ИНТЕР 12" при расчете размера платы за коммунальную услугу, не превышал норматив (тариф) потребления тепловой энергии, утвержденный органами государственной власти субъекта РФ.
При этом истцом не представлено доказательств тому, что ответчик в нарушение требований п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не осуществлял корректировку размера платы за отопление, чем нарушил требования жилищного законодательства и ее права на правильное начисление платы за коммунальную услугу по отоплению и своевременное проведение перерасчетов.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья наделено полномочиями на осуществление расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца в указанной части являются необоснованными.
Кроме того, обращаясь с настоящим иском в суд, К. обосновывала свои требования тем, что в спорные периоды коммунальная услуга по отоплению предоставлялась ненадлежащего качества, температура воздуха в принадлежащей ей квартире была ниже установленных параметров.
При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 98).
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к данным Правилам.
В случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105).
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п. 150).
Вместе с тем, материалы дела не содержат достаточных и допустимых доказательств предоставления К. в спорные периоды коммунальной услуги по тепловой энергии (отоплению) ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в связи с чем правовых оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по указанным истцом основаниям также не имеется.
Представленный К. в материалы дела акт МУП "Теплосети Костомукшского городского округа" от 10.12.2012 не подтверждает наличие оснований для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по теплоснабжению (отоплению), предусмотренных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В целом доводы апелляционной жалобы не указывают на незаконность вынесенного судебного постановления, не опровергают выводы суда. Доводы направлены на иную оценку доказательств исследованных судом по правилам ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, повторяют правовую позицию К., изложенную в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 26 июля 2016 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)