Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Н.В.
при участии:
- от истца - Родный В.М. по доверенности N 576 от 01.07.2017;
- от ответчика - Михайлов М.С. по доверенности N 5 от 16.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ТСК" и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 по делу N А53-32903/2016
по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к ответчику ООО "ТСК"
о взыскании задолженности и пени
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за период июль - август 2016 года в размере 47658 руб. 71 коп., пени за период с 15.09.2016 по 25.11.2016 в размере 1668 руб. 39 коп. (т. 1 л.д. 4-10).
Иск принят к производству, возбуждено производство по делу N А53-32903/2016.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за период сентябрь - октябрь 2016 года в размере 30852 руб. 13 коп., пени за период с 15.10.2016 по 25.12.2016 в размере 585 руб. 90 коп.
Иск принят к производству, возбуждено производство по делу N А53-35893/2016.
Определением от 02.03.2017 дело А53-32903/2016 и дело N А53-35893/2016 объединены, объединенному делу присвоен N А53-32903/16 (т. 2 л.д. 74).
Протокольным определением от 11.05.2017 судом приняты к рассмотрению уточненные исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в размере 78510 руб. 84 коп. за период июль - октябрь 2016 года, пени за период с 16.08.2016 по 25.12.2016 в размере 3016 руб. 54 коп. (т. 3 л.д. 19-20).
Решением от 14.06.2017 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 32081 руб. 21 коп. задолженности, 1261 руб. 05 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком не исполнены обязанности по оплате задолженности по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Собственниками помещений части многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3, принято решение о распределении объема коммунальной услуги, в размере, превышающем объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанном исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, собственники помещений в указанных многоквартирных жилых домах приняли на себя обязательства по оплате спорной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Размер подлежащей взысканию задолженности определен без учета потребления спорной коммунальной услуги в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике". Сумма пени определена исходя из размера подлежащей взысканию задолженности.
Не согласившись с указанным судебным актом, стороны обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец указал на незаконность решения в части отказа в иске, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что протоколы решений общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3, не являются надлежащими доказательствами по делу. Оригиналы протоколов не представлялись ответчиком, не представлены сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах, сведения о наличии кворума. Протоколы общих собраний собственников помещений составлены с нарушением части 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. При проведении общего собрания нарушены нормы статей 46, 47, 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр. Собрания собственников помещений состоялись до внесения изменений в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Кроме того, судом не учтено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2017 по делу N А53-8191/2017 задолженность по указанным выше домам по иному периоду взыскана с ответчика.
В апелляционной жалобе ответчик указал на незаконность решения в части удовлетворения исковых требований, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что при принятии решения не учтено отсутствие общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Таганрог, ул. Менделеева, 1; г. Таганрог, пер. Новый 7-й, 100/2; г. Таганрог, ул. Энгельса, 3; г. Таганрог, ул. Комарова, 4; г. Таганрог, ул. Жуковского, 4; г. Таганрог, ул. Жуковского, 10; г. Таганрог, пер. Новый 7-й, 100/3; г. Таганрог, ул. Октябрьска, 44/5; г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44/1; г. Таганрог, ул. Сергея Шило, 241. Неправомерно применен тариф и повышающий коэффициент к расчету, порядок расчета, предусмотренный в пункте 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Договор с истцом ответчиком не подписан, не дана оценка действиям истца по направлению и заключению договора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал, доводы жалобы ответчика отклонил.
Представитель ответчика в заседании жалобу поддержал, доводы жалобы истца отклонил как несостоятельные.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку электрической энергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных в г. Таганроге по адресам: ул. Менделеева, 1; пер. Новый 7-й, 100/2; ул. Энгельса, 3; ул. Комарова, 4; ул. Жуковского, 4; ул. Жуковского, 10; пер. Новый 7-й, 100/3; ул. Октябрьска, 44/5; ул. Октябрьская, 44/1; ул. Сергея Шило, 241, пер. 1-ый Новый, 2; ул. Заводская, 3.
Полагая, что управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО "Таганрогская строительная компания" 30.08.2016 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направило оферту договора на поставку сверхнормативного объема электрической энергии на общедомовые нужды ООО "Таганрогская строительная компания". Договор на заключен.
В связи с неисполнением ООО "Таганрогская строительная компания" обязательств по оплате сверхнормативного объема электрической энергии, поставленного на общедомовые нужды в названных выше многоквартирных жилых домах, в период июль - октябрь 2016 года, ПАО "ТНСэнерго Ростов-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 10 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В пункте 11 названных Правил установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным данными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Как отмечено выше, договор между сторонами не подписан, в судебном порядке спор о понуждении к заключению договора не рассматривался.
Между тем, отсутствие договора между сторонами не исключает обязанность по оплате фактически поставленной электрической энергии.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в нормативные правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, дополнены пунктом 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.
При наличии оснований, определенных пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vd = Vodny - Vnomp, где:
- Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
- Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг;
б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле:
- VД = Vодн 1, где:
- Vодн 1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
- н
VД = V ,
одн
н
где V определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
одн
В указанных целях постановлением Правительства Российской Федерации N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пунктах 2 и 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, случаях, именуются для целей Правил "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В то же время, в решении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Факт нахождения спорных домов в управлении ООО "Таганрогская строительная компания" не отрицается.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами (счета и счета-фактуры, акты проверки (замены) приборов учета, акты снятия данных с приборов учета, расчет.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Таганрог, пер. 1-й Новый, дом 2, г. Таганрог, ул. Заводская, 3, проводились общие собрания собственников помещений, на которых приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышении объема коммунальной услуги предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (т. 2 л.д. 137-141).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В пункте 2 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.
Указанный перечень не является исчерпывающим в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 данной статьи.
Собственники помещений в спорных многоквартирных домах, приняв решение о распределении объема коммунальной услуги, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, приняли на себя обязательства по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствии с указанным пунктом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части, относящейся к задолженности по указанным многоквартирным жилым домам, указал на то, что истцом не представлено доказательств того, что данные решения собственников оспорены или признаны незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взимания с ответчика денежных средств, за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по домам, где общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Между тем, при рассмотрении дела N А53-8191/2017 по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" к ООО "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за сверхнормативный объем коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды, за ноябрь - декабрь 2016 года установлена обязанность ООО "Таганрогская строительная компания" оплачивать сверхнормативный объем электрической энергии поставленной в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Таганроге по адресам: ул. Менделеева, 1; пер. Новый 7-й, 100/2; ул. Энгельса, 3; ул. Комарова, 4; ул. Жуковского, 4; ул. Жуковского, 10; пер. Новый 7-й, 100/3; ул. Октябрьска, 44/5; ул. Октябрьская, 44/1; ул. Сергея Шило, 241, пер. 1-ый Новый, 2; ул. Заводская, 3, что следует из представленных в материалы настоящего дела расчетов суммы долга за ноябрь и декабрь 2016 года по делу N А53-8191/2017.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что спор по делу N А53-8191/2017 рассмотрен между теми же сторонами, предметом спора являлось взыскание задолженности за сверхнормативный объем электрической энергии, судебные акты по названному делу имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, указанные решения собственников помещений в многоквартирных жилых домах состоялись до внесения изменений в нормативные правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе во взыскании задолженности в размере 17093 руб. 97 коп. необоснован, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении истцом тарифа сверх социальной нормы не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ростовской области установлены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 N 80/1.
Указанным постановлением установлен тариф для потребления электроэнергии населением и приравненным к нему категориям как в пределах социальной нормы в размере 3,60 руб./кВтч, 2,52 руб./кВтч, так и сверх социальной нормы в размере 5,04 руб./кВтч, 3,53 руб./кВтч.
При расчете потребления объема электроэнергии в пределах социальной нормы ОДН применен тариф в размере 3,60 руб./кВтч.
При расчетах стоимости сверх социальной нормы истцом применен тариф в размере 5,04 руб./кВтч, что соответствует постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 N 80/1.
Расход за текущий месяц по общедомовому прибору учета формируется как разница показаний расчетного прибора учета на конец отчетного периода и начало отчетного периода.
Сверхнормативное количество электрической энергии на общедомовые нужды определяется как разница между расходом по общедомовому счетчику, суммой индивидуального потребления и норматива на общедомовые нужды.
Сумма индивидуального потребления определяется в соответствии с пунктами 42, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов из следующих составляющих:
- по каждой квартире формируется объем потребления по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ);
- в случае отсутствия показаний ИПУ в отчетном месяце объем формируется по среднему, но не более 6 месяцев;
- в случае отсутствия показаний ИПУ более 6 месяцев, а также в случае отсутствия ИПУ объем формируется по нормативу потребления.
В рассматриваемом случае часть спорных многоквартирных жилых домов не оснащена общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу за электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с учетом повышающего коэффициента по формуле:
Pi = ni х Nix.KnoB х-Ткр,
- где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- Ni - норматив потреблениями коммунальной услуги;
- Кпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017-1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
- Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством.
Акты обследования, подтверждающие отсутствие технической возможности установки приборов учета, ООО "Таганрогская строительная компания" в материалы дела не представлены.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", за период с 16.08.2016 по 25.12.2016 в размере 1796 руб. 84 коп.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки произведен истцом исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 9,25%, в связи с изменением размера подлежащей взысканию задолженности, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с изменением решения расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе перераспределяются между сторонами с учетом удовлетворения иска и апелляционной жалобе истца и отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 по делу N А53-32903/2016 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) задолженность в размере 78510 руб. 84 коп., пени в размере 3016 руб. 54 коп., 3261 рубль в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Возвратить ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28.11.2016 N 039497 государственную пошлину в размере 739 рублей".
Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2017 N 15АП-11919/2017 ПО ДЕЛУ N А53-32903/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2017 г. N 15АП-11919/2017
Дело N А53-32903/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой Н.В.
при участии:
- от истца - Родный В.М. по доверенности N 576 от 01.07.2017;
- от ответчика - Михайлов М.С. по доверенности N 5 от 16.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ООО "ТСК" и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 по делу N А53-32903/2016
по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к ответчику ООО "ТСК"
о взыскании задолженности и пени
принятое в составе судьи Батуриной Е.А.
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за период июль - август 2016 года в размере 47658 руб. 71 коп., пени за период с 15.09.2016 по 25.11.2016 в размере 1668 руб. 39 коп. (т. 1 л.д. 4-10).
Иск принят к производству, возбуждено производство по делу N А53-32903/2016.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за период сентябрь - октябрь 2016 года в размере 30852 руб. 13 коп., пени за период с 15.10.2016 по 25.12.2016 в размере 585 руб. 90 коп.
Иск принят к производству, возбуждено производство по делу N А53-35893/2016.
Определением от 02.03.2017 дело А53-32903/2016 и дело N А53-35893/2016 объединены, объединенному делу присвоен N А53-32903/16 (т. 2 л.д. 74).
Протокольным определением от 11.05.2017 судом приняты к рассмотрению уточненные исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности в размере 78510 руб. 84 коп. за период июль - октябрь 2016 года, пени за период с 16.08.2016 по 25.12.2016 в размере 3016 руб. 54 коп. (т. 3 л.д. 19-20).
Решением от 14.06.2017 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 32081 руб. 21 коп. задолженности, 1261 руб. 05 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком не исполнены обязанности по оплате задолженности по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды. Собственниками помещений части многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3, принято решение о распределении объема коммунальной услуги, в размере, превышающем объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанном исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, собственники помещений в указанных многоквартирных жилых домах приняли на себя обязательства по оплате спорной коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Размер подлежащей взысканию задолженности определен без учета потребления спорной коммунальной услуги в отношении многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность в виде взыскания пени, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике". Сумма пени определена исходя из размера подлежащей взысканию задолженности.
Не согласившись с указанным судебным актом, стороны обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец указал на незаконность решения в части отказа в иске, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что протоколы решений общих собраний собственников помещений многоквартирных жилых домов по адресам: г. Таганрог, пер. 1-ый Новый, 2; г. Таганрог, ул. Заводская, 3, не являются надлежащими доказательствами по делу. Оригиналы протоколов не представлялись ответчиком, не представлены сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирных жилых домах, сведения о наличии кворума. Протоколы общих собраний собственников помещений составлены с нарушением части 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации. При проведении общего собрания нарушены нормы статей 46, 47, 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр. Собрания собственников помещений состоялись до внесения изменений в пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Кроме того, судом не учтено, что решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2017 по делу N А53-8191/2017 задолженность по указанным выше домам по иному периоду взыскана с ответчика.
В апелляционной жалобе ответчик указал на незаконность решения в части удовлетворения исковых требований, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что при принятии решения не учтено отсутствие общедомовых приборов учета в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Таганрог, ул. Менделеева, 1; г. Таганрог, пер. Новый 7-й, 100/2; г. Таганрог, ул. Энгельса, 3; г. Таганрог, ул. Комарова, 4; г. Таганрог, ул. Жуковского, 4; г. Таганрог, ул. Жуковского, 10; г. Таганрог, пер. Новый 7-й, 100/3; г. Таганрог, ул. Октябрьска, 44/5; г. Таганрог, ул. Октябрьская, 44/1; г. Таганрог, ул. Сергея Шило, 241. Неправомерно применен тариф и повышающий коэффициент к расчету, порядок расчета, предусмотренный в пункте 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Договор с истцом ответчиком не подписан, не дана оценка действиям истца по направлению и заключению договора.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал, доводы жалобы ответчика отклонил.
Представитель ответчика в заседании жалобу поддержал, доводы жалобы истца отклонил как несостоятельные.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку электрической энергии гражданам, проживающим в многоквартирных домах, расположенных в г. Таганроге по адресам: ул. Менделеева, 1; пер. Новый 7-й, 100/2; ул. Энгельса, 3; ул. Комарова, 4; ул. Жуковского, 4; ул. Жуковского, 10; пер. Новый 7-й, 100/3; ул. Октябрьска, 44/5; ул. Октябрьская, 44/1; ул. Сергея Шило, 241, пер. 1-ый Новый, 2; ул. Заводская, 3.
Полагая, что управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО "Таганрогская строительная компания" 30.08.2016 ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направило оферту договора на поставку сверхнормативного объема электрической энергии на общедомовые нужды ООО "Таганрогская строительная компания". Договор на заключен.
В связи с неисполнением ООО "Таганрогская строительная компания" обязательств по оплате сверхнормативного объема электрической энергии, поставленного на общедомовые нужды в названных выше многоквартирных жилых домах, в период июль - октябрь 2016 года, ПАО "ТНСэнерго Ростов-на-Дону" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 10 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В пункте 11 названных Правил установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным данными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Как отмечено выше, договор между сторонами не подписан, в судебном порядке спор о понуждении к заключению договора не рассматривался.
Между тем, отсутствие договора между сторонами не исключает обязанность по оплате фактически поставленной электрической энергии.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
Согласно пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 внесены изменения в нормативные правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно новой редакции пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 44 Правил распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации N 603 от 29.06.2016 в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, дополнены пунктом 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил.
При наличии оснований, определенных пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением объемов отводимых сточных вод, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vd = Vodny - Vnomp, где:
- Vodny - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
- Vnomp - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг;
б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле:
- VД = Vодн 1, где:
- Vодн 1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
- н
VД = V ,
одн
н
где V определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
одн
В указанных целях постановлением Правительства Российской Федерации N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пунктах 2 и 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, случаях, именуются для целей Правил "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В то же время, в решении Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию.
Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объем ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Факт нахождения спорных домов в управлении ООО "Таганрогская строительная компания" не отрицается.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 9 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент (потребитель) обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтвержден имеющимися в деле документами (счета и счета-фактуры, акты проверки (замены) приборов учета, акты снятия данных с приборов учета, расчет.
В апелляционной жалобе заявитель указал на то, что в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Таганрог, пер. 1-й Новый, дом 2, г. Таганрог, ул. Заводская, 3, проводились общие собрания собственников помещений, на которых приняты решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышении объема коммунальной услуги предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (т. 2 л.д. 137-141).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В пункте 2 статьи 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания.
Указанный перечень не является исчерпывающим в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 данной статьи.
Собственники помещений в спорных многоквартирных домах, приняв решение о распределении объема коммунальной услуги, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, приняли на себя обязательства по оплате коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в соответствии с указанным пунктом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований в части, относящейся к задолженности по указанным многоквартирным жилым домам, указал на то, что истцом не представлено доказательств того, что данные решения собственников оспорены или признаны незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют правовые основания для взимания с ответчика денежных средств, за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по домам, где общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Между тем, при рассмотрении дела N А53-8191/2017 по иску ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" к ООО "Таганрогская строительная компания" о взыскании задолженности за сверхнормативный объем коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды, за ноябрь - декабрь 2016 года установлена обязанность ООО "Таганрогская строительная компания" оплачивать сверхнормативный объем электрической энергии поставленной в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Таганроге по адресам: ул. Менделеева, 1; пер. Новый 7-й, 100/2; ул. Энгельса, 3; ул. Комарова, 4; ул. Жуковского, 4; ул. Жуковского, 10; пер. Новый 7-й, 100/3; ул. Октябрьска, 44/5; ул. Октябрьская, 44/1; ул. Сергея Шило, 241, пер. 1-ый Новый, 2; ул. Заводская, 3, что следует из представленных в материалы настоящего дела расчетов суммы долга за ноябрь и декабрь 2016 года по делу N А53-8191/2017.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Принимая во внимание, что спор по делу N А53-8191/2017 рассмотрен между теми же сторонами, предметом спора являлось взыскание задолженности за сверхнормативный объем электрической энергии, судебные акты по названному делу имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
Кроме того, указанные решения собственников помещений в многоквартирных жилых домах состоялись до внесения изменений в нормативные правовые акты по вопросам предоставления коммунальных услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отказе во взыскании задолженности в размере 17093 руб. 97 коп. необоснован, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод заявителя жалобы о неправомерном применении истцом тарифа сверх социальной нормы не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Ростовской области установлены постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 N 80/1.
Указанным постановлением установлен тариф для потребления электроэнергии населением и приравненным к нему категориям как в пределах социальной нормы в размере 3,60 руб./кВтч, 2,52 руб./кВтч, так и сверх социальной нормы в размере 5,04 руб./кВтч, 3,53 руб./кВтч.
При расчете потребления объема электроэнергии в пределах социальной нормы ОДН применен тариф в размере 3,60 руб./кВтч.
При расчетах стоимости сверх социальной нормы истцом применен тариф в размере 5,04 руб./кВтч, что соответствует постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.12.2015 N 80/1.
Расход за текущий месяц по общедомовому прибору учета формируется как разница показаний расчетного прибора учета на конец отчетного периода и начало отчетного периода.
Сверхнормативное количество электрической энергии на общедомовые нужды определяется как разница между расходом по общедомовому счетчику, суммой индивидуального потребления и норматива на общедомовые нужды.
Сумма индивидуального потребления определяется в соответствии с пунктами 42, 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов из следующих составляющих:
- по каждой квартире формируется объем потребления по показаниям индивидуальных приборов учета (ИПУ);
- в случае отсутствия показаний ИПУ в отчетном месяце объем формируется по среднему, но не более 6 месяцев;
- в случае отсутствия показаний ИПУ более 6 месяцев, а также в случае отсутствия ИПУ объем формируется по нормативу потребления.
В рассматриваемом случае часть спорных многоквартирных жилых домов не оснащена общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
При наличии технической возможности установки приборов учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу за электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с учетом повышающего коэффициента по формуле:
Pi = ni х Nix.KnoB х-Ткр,
- где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- Ni - норматив потреблениями коммунальной услуги;
- Кпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017-1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
- Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством.
Акты обследования, подтверждающие отсутствие технической возможности установки приборов учета, ООО "Таганрогская строительная компания" в материалы дела не представлены.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени, предусмотренной Федеральным законом "Об электроэнергетике", за период с 16.08.2016 по 25.12.2016 в размере 1796 руб. 84 коп.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Кодекса неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Расчет неустойки произведен истцом исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 9,25%, в связи с изменением размера подлежащей взысканию задолженности, требование о взыскании неустойки подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с изменением решения расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе перераспределяются между сторонами с учетом удовлетворения иска и апелляционной жалобе истца и отказом в удовлетворении апелляционной жалобы ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 по делу N А53-32903/2016 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) задолженность в размере 78510 руб. 84 коп., пени в размере 3016 руб. 54 коп., 3261 рубль в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Возвратить ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 28.11.2016 N 039497 государственную пошлину в размере 739 рублей".
Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в пользу ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ООО "Таганрогская строительная компания" (ОГРН 1126154003546, ИНН 6154087436) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
И.В.ПОНОМАРЕВА
О.А.ЕРЕМИНА
Судьи
М.Г.ВЕЛИЧКО
И.В.ПОНОМАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)