Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая организация ссылается на то, что в спорный период в адрес общества были излишне перечислены денежные средства в виде повышающего коэффициента за отопление, за горячее водоснабжение и за холодную воду для нужд горячего водоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Аникиной Е.А., Платова Н.В.
при участии в заседании:
от истца представитель не явился, извещен надлежаще,
от ответчика представитель не явился, извещен надлежаще,
от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования Донской на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А68-7126/2016,
установил:
муниципальное казенное предприятие "Дирекция единого заказчика" муниципального образования Донской (ОГРН 1047103100406, ИНН 7114019431, Донской Тульской обл.; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоГазИнвест-Тула" (ОГРН 1077154002111, ИНН 7107500552, Тула; далее - общество "ЭнергоГазИнвест-Тула") о взыскании 2 440 039 руб. 88 коп. неосновательного обогащения в виде платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента за период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года, 192 397 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 21.11.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено акционерное общество "Областной Единый Информационно-Расчетный Центр" (ОГРН 1127154017176, ИНН 7121500561, Тула; далее - общество "ОЕИРЦ").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что уплаченная потребителями ресурсоснабжающей организации сумма, составляющая повышающий коэффициент должна использоваться на проведение мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности многоквартирных жилых домов, в связи с чем подлежит взысканию в пользу управляющей организации.
Лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, истец, как управляющая организация многоквартирных домов в Донской заключило с обществом "ЭнергоГазИнвест-Тула" договор от 01.01.2012 N ДН-124/2 поставки тепловой энергии и теплоносителя и с обществом "ОЕИРЦ" агентский договор от 06.08.2013 N 86 для расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Суды установили, что находящиеся в управлении предприятия многоквартирные дома в спорный период не были оснащены общедомовыми приборами учета.
За период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года обществом "ОЕИРЦ" было перечислено обществу "ЭнергоГазИнвест-Тула" 2 386 014 руб. 25 коп., уплаченная собственниками помещений в виде повышающего коэффициента за отопление, 46 773 руб. 04 коп. повышающего коэффициента за горячее водоснабжение и 7 252 руб. 59 коп. повышающего коэффициента за холодную воду для нужд горячего водоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в редакции, действующей в спорный период, исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2017 N 44-ОД/04, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с ч. 4 ст. 12, ч. 12 ст. 13 Федерального закона Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Таким образом, управляющая организация - исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
Из Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленным по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
"Базовый норматив" применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час. (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование ст. 13 Закона об энергосбережении в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.
При этом необходимо учитывать следующее.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов.
- В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований пп. "у(1)" п. 31 Правил;
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с пп. "а" п. 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов, и, следовательно, предполагает образование разницы в расчетах за коммунальный ресурс и коммунальные услуги.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в данном случае в качестве разницы в расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов) и оплаты за коммунальный ресурс направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом.
Таким образом, только тогда, когда в многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета, а исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с потребителями с применением повышенного норматива (с учетом повышающего коэффициента), полученная от потребителей в качестве разницы между повышенным и базовым нормативом плата должна направляться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в порядке пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354.
Данная правовая позиция также изложена в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, от 28.05.2015 N 16439-ОЛ/04, от 18.03.2015 N 7288-ач/04.
Учитывая, что в данном случае общедомовые приборы учета в многоквартирных домах отсутствовали, исполнитель коммунальных услуг и, соответственно, потребители оплачивали тепловую энергию и теплоноситель с применением повышающего коэффициента в силу исполнения вытекающего из закона обязательства по оплате объема потребленного ресурса (коммунальной услуги), поэтому у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем обязанность по исполнению требований пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354 отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
С учетом надлежащей оценки представленных сторонами доказательств в порядке ст. 71 АПК РФ суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания 2 440 039 руб. 88 коп. в качестве неосновательного обогащения в виде платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента за период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года, а также 192 397 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 21.11.2016, поскольку перечисление спорной суммы осуществлено собственниками помещений (исполнителем коммунальных услуг) в порядке исполнения обязательства.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений норм и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А68-7126/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.09.2017 N Ф10-3084/2017 ПО ДЕЛУ N А68-7126/2016
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая организация ссылается на то, что в спорный период в адрес общества были излишне перечислены денежные средства в виде повышающего коэффициента за отопление, за горячее водоснабжение и за холодную воду для нужд горячего водоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2017 г. по делу N А68-7126/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.09.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Сладкопевцевой Н.Г.
судей Аникиной Е.А., Платова Н.В.
при участии в заседании:
от истца представитель не явился, извещен надлежаще,
от ответчика представитель не явился, извещен надлежаще,
от третьего лица представитель не явился, извещен надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного предприятия "Дирекция единого заказчика" муниципального образования Донской на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А68-7126/2016,
установил:
муниципальное казенное предприятие "Дирекция единого заказчика" муниципального образования Донской (ОГРН 1047103100406, ИНН 7114019431, Донской Тульской обл.; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоГазИнвест-Тула" (ОГРН 1077154002111, ИНН 7107500552, Тула; далее - общество "ЭнергоГазИнвест-Тула") о взыскании 2 440 039 руб. 88 коп. неосновательного обогащения в виде платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента за период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года, 192 397 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 21.11.2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено акционерное общество "Областной Единый Информационно-Расчетный Центр" (ОГРН 1127154017176, ИНН 7121500561, Тула; далее - общество "ОЕИРЦ").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что уплаченная потребителями ресурсоснабжающей организации сумма, составляющая повышающий коэффициент должна использоваться на проведение мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности многоквартирных жилых домов, в связи с чем подлежит взысканию в пользу управляющей организации.
Лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, истец, как управляющая организация многоквартирных домов в Донской заключило с обществом "ЭнергоГазИнвест-Тула" договор от 01.01.2012 N ДН-124/2 поставки тепловой энергии и теплоносителя и с обществом "ОЕИРЦ" агентский договор от 06.08.2013 N 86 для расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Суды установили, что находящиеся в управлении предприятия многоквартирные дома в спорный период не были оснащены общедомовыми приборами учета.
За период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года обществом "ОЕИРЦ" было перечислено обществу "ЭнергоГазИнвест-Тула" 2 386 014 руб. 25 коп., уплаченная собственниками помещений в виде повышающего коэффициента за отопление, 46 773 руб. 04 коп. повышающего коэффициента за горячее водоснабжение и 7 252 руб. 59 коп. повышающего коэффициента за холодную воду для нужд горячего водоснабжения.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в редакции, действующей в спорный период, исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.01.2017 N 44-ОД/04, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а в целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов в соответствии с ч. 4 ст. 12, ч. 12 ст. 13 Федерального закона Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
Таким образом, управляющая организация - исполнитель коммунальных услуг имеет право использовать средства, полученные от применения повышающих коэффициентов, на установку индивидуальных приборов учета и на другие мероприятия по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, утвержденные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Данным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В этой связи, в целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, которые составляют:
- с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
- с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
- с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
- с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
- с 2017 года - 1,6.
Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета коммунального ресурса.
Из Правил N 306 и Правил N 354 следует, что в формулах расчета размера платы за коммунальную услугу для потребителей, не установивших соответствующий прибор учета (при наличии технической возможности установки прибора учета или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) технической возможности установки прибора учета), должен применяться "повышенный норматив".
При отсутствии технической возможности установки прибора учета в жилом помещении, подтвержденной соответствующим актом, составленным по форме и в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу применяется "базовый норматив".
"Базовый норматив" применяется при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также в домах, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час. (в отношении организации учета используемого природного газа), поскольку на такие дома не распространяется требование ст. 13 Закона об энергосбережении в части обеспечения оснащения их приборами учета потребляемых энергетических ресурсов.
При этом необходимо учитывать следующее.
В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив:
а) объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов.
Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов.
- В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований пп. "у(1)" п. 31 Правил;
б) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с пп. "а" п. 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов.
Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов, и, следовательно, предполагает образование разницы в расчетах за коммунальный ресурс и коммунальные услуги.
Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в данном случае в качестве разницы в расчете размера платы за коммунальные услуги с применением "повышенных нормативов" (повышающих коэффициентов) и оплаты за коммунальный ресурс направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом.
Таким образом, только тогда, когда в многоквартирном доме имеется общедомовой прибор учета, а исполнитель коммунальных услуг рассчитывается с потребителями с применением повышенного норматива (с учетом повышающего коэффициента), полученная от потребителей в качестве разницы между повышенным и базовым нормативом плата должна направляться на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в порядке пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354.
Данная правовая позиция также изложена в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, от 04.09.2015 N 28474-ЛГ/04, от 28.05.2015 N 16439-ОЛ/04, от 18.03.2015 N 7288-ач/04.
Учитывая, что в данном случае общедомовые приборы учета в многоквартирных домах отсутствовали, исполнитель коммунальных услуг и, соответственно, потребители оплачивали тепловую энергию и теплоноситель с применением повышающего коэффициента в силу исполнения вытекающего из закона обязательства по оплате объема потребленного ресурса (коммунальной услуги), поэтому у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, связи с чем обязанность по исполнению требований пп. "у(1)" п. 31 Правил N 354 отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
С учетом надлежащей оценки представленных сторонами доказательств в порядке ст. 71 АПК РФ суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания 2 440 039 руб. 88 коп. в качестве неосновательного обогащения в виде платы за коммунальные услуги в размере повышающего коэффициента за период с июля 2015 года по ноябрь 2015 года, а также 192 397 руб. 81 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 21.11.2016, поскольку перечисление спорной суммы осуществлено собственниками помещений (исполнителем коммунальных услуг) в порядке исполнения обязательства.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов не установлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Нарушений норм и процессуального права, влекущих отмену принятых судебных актов (ст. 288 АПК РФ), не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.02.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 по делу N А68-7126/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
Е.А.АНИКИНА
Н.В.ПЛАТОВ
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
Судьи
Е.А.АНИКИНА
Н.В.ПЛАТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)