Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2017 N 13АП-4159/2017 ПО ДЕЛУ N А56-59036/2016

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. N 13АП-4159/2017

Дело N А56-59036/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Дейкун А.А.
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Сазонов Г.В. - доверенность от 01.11.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4159/2017) ТСЖ "ВЕСТА-III"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2017 по делу N А56-59036/2016 (судья Исаева И.А.), принятое
по заявлению ТСЖ "ВЕСТА-III"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:

Товарищество собственников жилья "Веста-III" (далее - ТСЖ, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 13.07.2016, которым Товарищество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 7.22 и частью 4 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 45 000 руб.
Решением суда от 16.01.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 16.01.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на допущенные административным органом грубые процессуальные нарушения: акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены в один день; проверка проведена на день раньше, чем указано в распоряжении от 27.06.2016 N 04/8675-р. Кроме того, податель жалобы указывает, что в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) ТСЖ заранее не извещалось о проведении внеплановой проверки.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ТСЖ извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.06.2016 N 04/8675-р в период с 30.06.2016 по 14.07.2016 Инспекцией проведена внеплановая выездная проверка в отношении ТСЖ в связи с поступившим обращением граждан по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 16, к. 1, лит. А (далее - МКД).
В ходе проверки выявлен факт ненадлежащего содержания общего имущества указанного дома, а именно:
- - отсутствует исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации МКД, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170);
- - работы по ремонту систем горячего водоснабжения не выполнены в соответствии с проектом в МКД, установленные трубы не соответствуют проекту, что является нарушением пункта 5.3.4 Правил N 170;
- - не обеспечено устранение дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода холодной воды в МКД, установленные трубы не соответствуют проекту, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170;
- - не обеспечено устранение дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем канализации в МКД, установленные трубы не соответствуют проекту, что является нарушением пункта 5.8.3 Правил N 170;
- - отсутствуют маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя в техническом подполье МКД, что является нарушением пункта 5.2.16 Правил N 170;
- - отсутствует изоляция трубопроводов системы отопления с применением энергоэффективных материалов в техническом подполье МКД, что является нарушением части 1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); подпункта "в" пункта 8, пункта 12 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 N 18 (далее - Правила N 18); пункта 2.1.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405, которым утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень N 405);
- - не обеспечен запроектированный уровень искусственного освещения в техническом подполье МКД, что является нарушением пунктов 5.5.8, 5.6.6 Правил N 170;
- - на входной двери в техническое подполье МКД отсутствует специальная надпись о месте хранения ключей, что является нарушением пунктов 3.4.1, 3.4.5 Правил N 170.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Товарищества протоколов от 05.07.2016 N N 04/8675Р-1 и 04/8675Р-2 об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ. Протоколы составлены в присутствии председателя правления Видшимина Н.Н., который пояснил, что с выявленными нарушениями согласен, обязался устранить.
Постановлением Инспекции от 13.07.2016 по делу N 2887/16 Товарищество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 и части 4 статьи 9.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 руб. Товариществу вменено нарушение пунктов 3.4.1, 3.4.5, 5.2.16, 5.3.4, 5.5.8, 5.6.6, 5.8.3 Правил N 170, подпункта "в" пункта 8, пункта 12 Правила N 18, пункта 2.1.1 Перечня N 405, а также части 1 статьи 11 Закона N 261-ФЗ.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Товарищество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ТСЖ состава вмененных административных правонарушений, не установил существенных нарушений порядка проведения проверки и процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Товариществом требования.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Управление Товариществом собственников жилья является одним из способов управления, предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно Уставу товарищества собственников жилья "Веста-III", утвержденному протоколом от 23.07.2013 N 10 общего собрания членов ТСЖ, целями деятельности ТСЖ является управление общим имуществом в многоквартирном доме из перечня, предусмотренного действующим законодательством, предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с действующим законодательством, в том числе, Жилищным кодексом РФ, жилыми и нежилыми помещениями в МКД (пункты 2.1.1, 2.1.4 Устава).
Пунктом 4.3 Устава ТСЖ, а также частью 4 статьи 138 ЖК РФ на Товарищество возложена обязанность обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что Товарищество является надлежащим субъектом вмененных ему административных правонарушений, как лицо ответственное за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, а также проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности дома.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Правилами N 170 предусмотрены следующие требования:
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (пункт 3.4.1);
- - входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери
- - в местах присоединения стояков к разводящим трубопроводам на чердаках и в подвальных помещениях следует устанавливать маркировочные щитки в соответствии с ГОСТами. Трубопроводы в тепловых пунктах, чердачных и подвальных помещениях должны быть окрашены и иметь соответствующие маркировочные щитки с указанием направления движения теплоносителя. Задвижки и вентили должны быть пронумерованы согласно схеме (проекту) (пункт 5.2.16);
- - работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил (пункт 5.3.4);
- - организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений (пункт 5.6.6);
- - эксплуатация технических подполий и подвалов в домах должна осуществляться организацией по обслуживанию жилищного фонда, на которую возлагаются контроль за работой систем вентиляции и освещения (пункт 5.5.8);
- - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда (подпункт "а" пункта 5.8.3);
- - при отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь (подпункт "е" пункта 5.8.3).
В силу части 1 статьи 11 Закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2011 N 18 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Подпунктом "в" пункта 8 Правил N 18 к обязательным техническим требованиям, обеспечивающим достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимым с момента установления требований энергетической эффективности, отнесены требования к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, включая инженерные системы.
Пунктом 12 Правил N 18 установлено, что требования энергетической эффективности подлежат применению в отношении зданий, строений, сооружений, за исключением категорий зданий, строений, сооружений, определенных частью 5 статьи 11 Закона N 261-ФЗ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2012 N 405 утвержден перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Перечня N 405 к обязательным мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих выполнению регулярно, относятся восстановление изоляции трубопроводов системы отопления с применением энергоэффективных материалов.
Административным органом и судом первой инстанции установлен, материалами дела подтверждается факт нарушения Товариществом при осуществлении управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д. 16, корп. 1 лит. А, вышеуказанных требований правил содержания и ремонта жилых домов, а также требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что Товариществом приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению норм жилищного законодательства, регулирующих правила содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, административный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ТСЖ состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена статьей 7.22 КоАП РФ и частью 4 статьи 9.16 КоАП РФ.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенных ТСЖ нарушений, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая количество вмененных заявителю нарушений, а также принимая во внимание, что совершенные Товариществом правонарушения посягают на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушают права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме (что подтверждается обращением жителей дома, послужившим основанием для проведения проверки), суд первой инстанции не установил оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда сделан с учетом официального толкования по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащегося в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10. Апелляционный суд, учитывая отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда.
Ссылки Товарищества на нарушение административным органом требований Закона N 294-ФЗ отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
В части 4.2 статьи 20 ЖК РФ указано, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Вышеуказанные положения Жилищного кодекса РФ корреспондируют с частью 16 статьи 10, пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах, внеплановая выездная проверка Товарищества, проведенная в связи с поступившим обращением жителей многоквартирного дома, правомерно проведена Инспекцией на основании распоряжения от 27.06.2016 N 04/8675-р без предварительного уведомления заявителя о данной проверке.
Довод апелляционной жалобы о том, что проверка проведена на день раньше, чем указано в распоряжении от 27.06.2016 N 04/8675-р, не может быть признан состоятельным, поскольку в Акте проверки указано начало проведения проверки - 20.06.2016, окончание - 05.07.2016 (л.д. 75), никаких возражений, в том числе в отношении периода проверки, данный Акт не содержит, фактическое начало проверки ранее указанной в Акте даты Обществом не доказано.
Товарищество в апелляционной жалобе ссылается на то, что составление акта проверки и протоколов об административном правонарушении в один день является нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку ТСЖ было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, ввиду невозможности квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений, также отклоняется апелляционным судом, поскольку из материалов дела видно, что представитель ТСЖ присутствовал при вынесении акта и составлении протоколов, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, с указанными актом и протоколами он ознакомлен, копии получил.
Кроме того, при проведении проверки председатель правления ТСЖ с выявленными нарушениями был согласен, что отражено в акте проверки от 05.07.2016 N 04/8675-р и протоколах от 05.07.2016 N N 04/8675Р-1 и 04/8675Р-2. Действующее законодательство не содержит запрета на составление акта проверки и вынесение протокола об административном правонарушении по результатам рассмотрения соответствующего акта в один день.
Таким образом, ТСЖ не было лишено возможности защищать свои права, представлять доказательства в обоснование своих довод или возражений, то есть не было лишено гарантированные законом права на защиту.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Инспекции отсутствуют. Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного ТСЖ требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества и отмены решения суда от 16.01.2017 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2017 года по делу N А56-59036/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Веста-III" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)