Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2016 N Ф06-4938/2015 ПО ДЕЛУ N А55-12238/2015

Требование: О взыскании задолженности по договору на подачу питьевой воды и прием сточных вод.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: По мнению истца, ответчик не оплатил потребленную воду и сброшенные сточные воды в спорный период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. N Ф06-4938/2015

Дело N А55-12238/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Сибгатуллина Э.Т.,
при участии представителей:
ответчика - Конновой Л.А. (доверенность от 23.12.2015),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2015 (судья Селиваткин П.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 (председательствующий судья Радушева О.Н., судьи Александров А.И., Селиверстова Н.А.)
по делу N А55-12238/2015
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волжские коммунальные системы", Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1106312008065, ИНН 6312101799) к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти", Самарская область, г. Тольятти (ОГРН 1086320019123, ИНН 6321215841) о взыскании задолженности,

установил:

в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" (далее - ООО "Волжские коммунальные системы", истец) с исковым требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" (далее - ООО "Департамент ЖКХ г. Тольятти", ответчик) о взыскании 14 151 243,23 руб. задолженности за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды в марте и апреле 2015 года по договору от 01.05.2013 N 3661/ЦД-349.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А55-12238/2015 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" взыскано 14 151 243,23 руб., а также расходы истца по оплате госпошлины в размере 93 756, 22 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество с ограниченной ответственностью "Департамент ЖКХ г. Тольятти" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений), в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А55-12238/2015 отменить в части взыскания суммы задолженности в размере 235 413,25 руб. и принять по делу новый судебный акт об отказе в исковых требованиях в указанной части, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что расчет, определяющий объем водоотведения равным объему водопотребления, произведен истцом без учета Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Также ответчик указывает, что судом апелляционной инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявления истца о частичном отказе от исковых требований.
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (путем направления почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, заслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 01.05.2013 между ООО "Волжские коммунальные системы" (исполнитель) и ответчиком (абонентом) был заключен договор N 3661/ЦД-349 на подачу питьевой воды и прием сточных вод.
В соответствии с пунктом 6.2 договора расчеты по договору производятся ответчиком на основании счетов-фактур истца путем перечисления денежных средств на расчетный счет истца до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Как следует из пункта 4.1. договора объем поданной ресурсоснабжающей организацией питьевой воды и отведенных сточных вод многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета воды (сточных вод), определяется абонентом на основании указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поданной воды, отведенных сточных вод собственниками нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам водоснабжения и водоотведения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (в случае, если объем поставок воды, отведения сточных вод таким собственникам фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
В соответствии с пунктом 4.2. договора объем поданной ресурсоснабжающей организацией питьевой воды и отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода его из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации (истечения срока поверки), в том числе выявленных в ходе проверки ресурсоснабжающей организацией состояния используемых абонентом коллективных (общедомовых) приборов учета определяется в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по поставке ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов исполнителям коммунальных услуг и предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, на основании предоставленной абонентом в соответствии с настоящим договором информации, определенной приложением N 7 к настоящему договору и необходимой для определения объема поставленного ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса.
Согласно пункту 4.7. договора в случае отсутствия у абонента приборов учета сточных вод, их количество, отводимое в систему водоотведения, принимается равным количеству потребленной абонентом по показаниям приборов учета воды, получаемой из системы водоснабжения ресурсоснабжающей организации и других источников водоснабжения (при их наличии).
Тарифы установлены в предусмотренном законом порядке и составляют с 01.07.14 - 15,76 руб. за 1 м холодной воды; 25,83 руб. за 1 куб. м водоотведения и очистки сточных вод, с учетом НДС (согласно приказу Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 03.12.13 N 365).
По расчету истца, задолженность ответчика за потребленную в марте - апреле 2015 года питьевую воду и сброшенные сточные воды составила 14 151 243,23 руб.
При этом при отсутствии общедомовых приборов учета водоотведения, объем водоотведения был рассчитан истцом на основании пункта 4.7. договора (определившим объем водоотведения равным объему водопотребления).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.
Руководствуясь статьями 309, 310, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и установив, что ответчик доказательств погашения задолженности в полном объеме на момент рассмотрения дела не представил, суды первой и апелляционной инстанции заявленные требования удовлетворили, признав основанным расчет истца объемов водоотведения, произведенный в соответствии с пунктом 4.7. договора.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Волжские коммунальные системы" представило в суд апелляционной инстанции заявление, в котором в порядке статьи 49 АПК РФ от части исковых требований по взысканию основного долга в размере 357 316,76 руб. отказывается.
В силу пункта 3 статьи 266 АПК РФ в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Сославшись на вышеприведенную норму права, суд апелляционной инстанции в удовлетворении заявления ООО "Волжские коммунальные системы" об отказе от исковых требований в части взыскания основного долга в размере 357 316,76 руб. отказал.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776, объем сточных вод, принятый от управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Указанные правила приняты в соответствии со статьей 157 ЖК РФ и вступили в силу 07.03.2012.
Пунктом 2 Правил N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "е" пункта 3 указанного постановления до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Таким образом, с принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный жилой дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству.
С 01 сентября 2012 года вступили в законную силу Правила N 354.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 постановления, утвердившего Правила N 124, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги, а также объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (ОДН).
К коммунальным ресурсам в вышеприведенной формуле приравниваются сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 2 Правил N 124).
В силу пункта 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), нормативы потребления устанавливаются: в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на ОДН, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Исходя из анализа указанных нормативных положений, при оплате коммунальных услуг вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилом или в нежилом помещении, объем которых определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета (при их наличии), либо по нормативу потребления коммунальной услуги в жилых помещениях (при отсутствии индивидуальных приборов учета).
В предшествующей редакции пункта 4 Правил N 354 указывалось, что потребителю может быть предоставлена, в частности, коммунальная услуга - водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
С 01.06.2013 из указанного пункта 4 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Кроме того, с 27.04.2013 из пункта 29 Правил N 306 исключен абзац второй, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН.
Следовательно, с 01.06.2013 норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН отменен, коммунальная услуга - водоотведение на ОДН не предусмотрена, плата за водоотведение на ОДН не может быть предъявлена ответчику и гражданам.
В части возможности использования показаний общедомовых приборов учета холодной и горячей воды для определения объема водоотведения Правила N 124 и N 354 каких-либо исключений не содержат.
Следует также отметить, что жилищное законодательство исходит из того, что объем водоотведения не может определяться по общедомовым приборам учета, фиксирующим объем водопотребления, поскольку ресурс используемый для нужд общего пользования, полностью потребляется. Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 20.02.2015 N 301-ЭС15-4.
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки расчета истца на соответствие Правилам N 354 и N 124 преждевременны.
Наличие правовых оснований для удовлетворения требования само по себе не освобождает заинтересованное лицо от обязанности надлежащим образом доказать заявленное требование по размеру в соответствии с требованиями статьи 65 АПК РФ.
Поскольку суды фактически не учли императивные нормы, устанавливающие порядок определения объема коммунальной услуги, в данном случае водоотведения, признали правильным расчет истца, определившим объем водоотведения равным объему водопотребления (по общедомовым приборам учета при их наличии) без учета указанных выше Правил N 354 и N 124, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные нарушения, предложить сторонам представить расчет в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 124, проверить обоснованность размера заявленных требований с учетом изменений, вступивших в силу с 01.06.2013, и с учетом установленного разрешить спор в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Кроме того, при новом рассмотрении суду следует распределить судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
.На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.07.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А55-12238/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Т.Н.ФЕДОРОВА

Судьи
И.В.АРУКАЕВА
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)