Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция сообщила заявителю, что исключить сведения о жилом доме из реестра лицензий на основании его обращения не представляется возможным, а управляющая компания не обращалась с соответствующим заявлением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при участии:
- от товарищества собственников недвижимости "Жилой Комплекс "Суворов 55Б" (г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", кв. 43): председатель Росляков А.И.; Прохорова Т.Н. - представитель по доверенности от 19.01.2017;
- от Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Единство Сервис" (г. Рязань, Народный бульвар, д. 15): Мамонтова И.Ю. - представитель по доверенности от 09.01.2017; Савкин Д.М. - представитель по доверенности от 24.07.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "ЖК "Суворов 55Б" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 (судьи Рыжова Е.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-5192/2016,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Жилой Комплекс "Суворов 55Б" (далее - ТСН "ЖК "Суворов 55Б", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее - инспекция) в лице начальника лицензионного отдела Тарасюк Татьяны Витальевны с учетом уточнения заявленных требований о признании незаконными действия (бездействия) инспекции, начальника лицензионного отдела инспекции Тарасюк Т.В., выразившиеся в невнесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Рязанской области ООО "УК "Единство Сервис" в части не исключения многоквартирного дома по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", из сферы деятельности ООО "УК "Единство Сервис"; возложить на инспекцию обязанность устранить нарушения действия (бездействия) путем внесения изменений в реестр лицензий Рязанской области ООО "УК "Единство Сервис", исключив из реестра лицензий ООО "УК "Единство Сервис" многоквартирный дом по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б"; взыскать с инспекции в пользу ТСН "ЖК "Суворов 55Б" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, расходы по оплате услуг юриста в размере 15 000 рублей.
Кроме того, товарищество в уточненном заявлении просило: обязать управляющую компанию внести изменения на официальном интернет-сайте ГИС ЖКХ в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом N 55 "Б" по ул. Вокзальная, г. Рязань, Рязанская область; возложить на ООО "УК "Единство Сервис" обязанность направить в инспекцию сведения согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом N 55 "Б" по ул. Вокзальная, г. Рязань, Рязанская область.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 23.01.2017 по ходатайству товарищества к участию в деле в качестве второго ответчика (соответчика) привлечено ООО "УК "Единство Сервис".
В порядке статьи 124 АПК РФ судом принято уточнение наименования ответчика - Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 решение суда первой инстанции от 17.04.2017 по делу N А54-5192/2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением суда апелляционной инстанции ТСН "ЖК "Суворов 55Б" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты ссылаясь на неправомерность бездействия инспекции, волеизъявление собственников помещений дома.
Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители ТСН "ЖК "Суворов 55Б" в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, ссылаясь на расторжение договора управления с компанией.
Представители ООО "УК "Единство Сервис" в судебном заседании просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагают, что товарищество не имеет членства более 50 процентов собственников помещений, воля собственников не была реализована, документы по управлению домом товариществу не передавались, летом 2016 года компанией заключен новый договор управления домом.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "УК "Единство Сервис" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 000029 от 08.04.2015.
Между ООО "Раунд" (застройщик) и ООО "УК "Единство Сервис" заключен договор от 17.04.2015 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б".
22.12.2015 ООО "УК "Единство Сервис" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в части включения многоквартирных домов, в том числе дома N 55 "Б" по ул. Вокзальная г. Рязани, представив сведения о заключении договора управления от 26.05.2015. Данные сведения были размещены на сайте Реформа ЖКХ.
На основании данного заявления приказом от 25.12.2015 N 173 инспекцией были внесены изменения в реестр лицензий Рязанской области в раздел, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК "Единство Сервис", в части включения многоквартирного дома N 55 "Б" по ул. Вокзальная г. Рязани.
14.11.2015 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 55 "Б", ул. Вокзальная г. Рязани было принято решение о выборе способа управления товариществом собственников недвижимости и расторжении договора управления после регистрации ТСН.
04.03.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.
15.03.2016 председатель правления ТСН "ЖК "Суворов 55Б" уведомил инспекцию о том, что 14.11.2015 состоялось собрание собственников и принято решение по выбору способа управления в виде ТСН.
18.04.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" направило письмо в инспекцию с просьбой исключить сведения о многоквартирном доме N 55 "Б", ул. Вокзальная г. Рязани из реестра лицензий ООО "УК "Единство Сервис" в связи с изменением формы управления многоквартирным домом.
Инспекция письмом 26.04.2016 N ВБ/32-1686 сообщила ТСН "ЖК "Суворов 55Б" о том, что по состоянию на 26.04.2016 заявлений от ООО "УК "Единство Сервис" об исключении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", из раздела реестра лицензий Рязанской области, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в адрес инспекции не поступало. В этой связи исключить сведения о многоквартирном доме по указанному адресу из реестра лицензий Рязанской области на основании обращения ТСН не представляется возможным.
14.03.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" направило ООО "УК "Единство Сервис" письмо с предложением передать товариществу техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорного дома, в течение 30 дней. Письмом от 15.04.2016 N 148 ООО "УК "Единство Сервис" предложено ТСН "ЖК "Суворов 55Б" назвать уполномоченное лицо для получения технической документации.
В письме от 21.04.2016 N 22 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" довело до сведения ООО "УК "Единство Сервис", кто является уполномоченным лицом осуществлять прием-передачу технической документации.
Письмом от 19.04.2016 N 21 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" повторно обратилось к ООО "УК "Единство Сервис" с просьбой передать техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорного дома.
Повторное письмо ТСН "ЖК "Суворов 55Б" о передаче технической документации и других документов на спорный дом оставлено управляющей компанией без ответа.
30.05.2016 проведено новое общее собрание собственников, которое оформлено протоколом N 6 в отношении ООО "УК "Единство Сервис", которое подтвердило полномочия компании по управлению домом.
Ссылаясь на то, что указанные действия (бездействие) инспекции и ООО "УК "Единство Сервис" являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСН "ЖК "Суворов 55Б" 06.09.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением и постановлением ТСН "ЖК "Суворов 55Б" обратилось с кассационной жалобой.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в данной норме способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу названной статьи, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (статья 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 18.03.2016) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В предыдущей редакции части 3 статьи 198 ЖК РФ, уже не действовавшей на момент обращения товарищества в жилищную инспекцию, указывалось, что в течение трех дней со дня получения приведенных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает внесение изменений в реестр лицензий в отношении перечня домов органом жилищного надзора в случаях заключения, прекращения, расторжения договора управления на основании сведений предоставленных лицензиатом. Часть 3 статьи 198 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ вступившая в силу с 30.06.2015 дополнительно содержит лишь отсылку к действующему с 23.04.2016 "Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденному приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Следовательно, орган жилищного надзора обязан предпринять действия по исключению дома по ул. Вокзальная, д. 55 "Б" из перечня в случае расторжения или прекращения договора управления и соответствующего уведомления со стороны лицензиата, то есть непосредственно ООО "УК "Единство Сервис". Заявитель в данном случае лицензиатом не является, с сообщением о невыполнении ООО "УК "Единство Сервис" своих обязанностей в адрес органа жилищного надзора по существу не обращался.
Таким образом, действия органа жилищного надзора соответствовали требованиям статьи 198 ЖК РФ.
Кроме того, судами обоснованно отмечено в отношении обстоятельств расторжения или прекращения договора управления то, что фактически между ТСН "ЖК "Суворов 55Б" и ООО "УК "Единство Сервис" имеет место спор о способе управления многоквартирным домом и прекращении договора управления. Так, при вынесении обжалуемых судебных актов судами учтено, что выбранный на собрании 14.11.2015 способ управления многоквартирным домом не реализован, поскольку членство собственников в товариществе, которые обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, документально не подтверждено, документация от управляющей компании в адрес ТСН "ЖК "Суворов 55Б" не передана, действие договора управления с ООО "УК "Единство Сервис" с учетом решения общего собрания собственников по протоколу N 6 продлено. Переоценка указанных обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Проверка деятельности управляющей компании, в том числе действие договора управления и выполнение ею обязанностей, предусмотренных статьей 198 ЖК РФ по заявлению какого-либо иного лица нежели сам лицензиат, не может осуществляться жилищной инспекцией в рамках данной статьи, как полагает товарищество, так как такая проверка относится к сфере лицензионного контроля.
При таких обстоятельствах, суд округа считает, что не имеется достаточных оснований для признания незаконным действия (бездействия) жилищной инспекции, выразившихся в невнесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Рязанской области в части не исключения многоквартирного дома из сферы деятельности ООО "УК "Единство Сервис" и возложения на управляющую компанию обязанности по устранению нарушений прав товарищества.
Доводы, изложенные заявителем кассационной жалобы, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Поэтому по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина, по чеку-ордеру от 01.09.2017, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рослякову Андрею Ивановичу (ИНН622100333574) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку ордеру от 01.09.2017 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.10.2017 N Ф10-4511/2017 ПО ДЕЛУ N А54-5192/2016
Требование: О признании незаконными бездействия жилищной инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий в части неисключения многоквартирного дома из сферы деятельности управляющей компании, обязании устранить выявленные нарушения.Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция сообщила заявителю, что исключить сведения о жилом доме из реестра лицензий на основании его обращения не представляется возможным, а управляющая компания не обращалась с соответствующим заявлением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А54-5192/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смирнова В.И.
судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при участии:
- от товарищества собственников недвижимости "Жилой Комплекс "Суворов 55Б" (г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", кв. 43): председатель Росляков А.И.; Прохорова Т.Н. - представитель по доверенности от 19.01.2017;
- от Государственной инспекции жилищного и строительного надзора Рязанской области (г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Единство Сервис" (г. Рязань, Народный бульвар, д. 15): Мамонтова И.Ю. - представитель по доверенности от 09.01.2017; Савкин Д.М. - представитель по доверенности от 24.07.2017;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "ЖК "Суворов 55Б" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 (судья Стрельникова И.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 (судьи Рыжова Е.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу N А54-5192/2016,
установил:
Товарищество собственников недвижимости "Жилой Комплекс "Суворов 55Б" (далее - ТСН "ЖК "Суворов 55Б", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Рязанской области (далее - инспекция) в лице начальника лицензионного отдела Тарасюк Татьяны Витальевны с учетом уточнения заявленных требований о признании незаконными действия (бездействия) инспекции, начальника лицензионного отдела инспекции Тарасюк Т.В., выразившиеся в невнесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Рязанской области ООО "УК "Единство Сервис" в части не исключения многоквартирного дома по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", из сферы деятельности ООО "УК "Единство Сервис"; возложить на инспекцию обязанность устранить нарушения действия (бездействия) путем внесения изменений в реестр лицензий Рязанской области ООО "УК "Единство Сервис", исключив из реестра лицензий ООО "УК "Единство Сервис" многоквартирный дом по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б"; взыскать с инспекции в пользу ТСН "ЖК "Суворов 55Б" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, расходы по оплате услуг юриста в размере 15 000 рублей.
Кроме того, товарищество в уточненном заявлении просило: обязать управляющую компанию внести изменения на официальном интернет-сайте ГИС ЖКХ в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом N 55 "Б" по ул. Вокзальная, г. Рязань, Рязанская область; возложить на ООО "УК "Единство Сервис" обязанность направить в инспекцию сведения согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в связи с прекращением договора управления многоквартирным домом N 55 "Б" по ул. Вокзальная, г. Рязань, Рязанская область.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению по существу в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 23.01.2017 по ходатайству товарищества к участию в деле в качестве второго ответчика (соответчика) привлечено ООО "УК "Единство Сервис".
В порядке статьи 124 АПК РФ судом принято уточнение наименования ответчика - Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 решение суда первой инстанции от 17.04.2017 по делу N А54-5192/2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением суда апелляционной инстанции ТСН "ЖК "Суворов 55Б" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты ссылаясь на неправомерность бездействия инспекции, волеизъявление собственников помещений дома.
Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Государственная инспекция жилищного и строительного надзора Рязанской области надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа не явились, своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Представители ТСН "ЖК "Суворов 55Б" в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, ссылаясь на расторжение договора управления с компанией.
Представители ООО "УК "Единство Сервис" в судебном заседании просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, полагают, что товарищество не имеет членства более 50 процентов собственников помещений, воля собственников не была реализована, документы по управлению домом товариществу не передавались, летом 2016 года компанией заключен новый договор управления домом.
Изучив материалы дела, доводы, указанные в жалобе, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, ООО "УК "Единство Сервис" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 000029 от 08.04.2015.
Между ООО "Раунд" (застройщик) и ООО "УК "Единство Сервис" заключен договор от 17.04.2015 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б".
22.12.2015 ООО "УК "Единство Сервис" обратилось в инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в части включения многоквартирных домов, в том числе дома N 55 "Б" по ул. Вокзальная г. Рязани, представив сведения о заключении договора управления от 26.05.2015. Данные сведения были размещены на сайте Реформа ЖКХ.
На основании данного заявления приказом от 25.12.2015 N 173 инспекцией были внесены изменения в реестр лицензий Рязанской области в раздел, содержащий сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК "Единство Сервис", в части включения многоквартирного дома N 55 "Б" по ул. Вокзальная г. Рязани.
14.11.2015 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 55 "Б", ул. Вокзальная г. Рязани было принято решение о выборе способа управления товариществом собственников недвижимости и расторжении договора управления после регистрации ТСН.
04.03.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.
15.03.2016 председатель правления ТСН "ЖК "Суворов 55Б" уведомил инспекцию о том, что 14.11.2015 состоялось собрание собственников и принято решение по выбору способа управления в виде ТСН.
18.04.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" направило письмо в инспекцию с просьбой исключить сведения о многоквартирном доме N 55 "Б", ул. Вокзальная г. Рязани из реестра лицензий ООО "УК "Единство Сервис" в связи с изменением формы управления многоквартирным домом.
Инспекция письмом 26.04.2016 N ВБ/32-1686 сообщила ТСН "ЖК "Суворов 55Б" о том, что по состоянию на 26.04.2016 заявлений от ООО "УК "Единство Сервис" об исключении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 55 "Б", из раздела реестра лицензий Рязанской области, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в адрес инспекции не поступало. В этой связи исключить сведения о многоквартирном доме по указанному адресу из реестра лицензий Рязанской области на основании обращения ТСН не представляется возможным.
14.03.2016 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" направило ООО "УК "Единство Сервис" письмо с предложением передать товариществу техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорного дома, в течение 30 дней. Письмом от 15.04.2016 N 148 ООО "УК "Единство Сервис" предложено ТСН "ЖК "Суворов 55Б" назвать уполномоченное лицо для получения технической документации.
В письме от 21.04.2016 N 22 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" довело до сведения ООО "УК "Единство Сервис", кто является уполномоченным лицом осуществлять прием-передачу технической документации.
Письмом от 19.04.2016 N 21 ТСН "ЖК "Суворов 55Б" повторно обратилось к ООО "УК "Единство Сервис" с просьбой передать техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорного дома.
Повторное письмо ТСН "ЖК "Суворов 55Б" о передаче технической документации и других документов на спорный дом оставлено управляющей компанией без ответа.
30.05.2016 проведено новое общее собрание собственников, которое оформлено протоколом N 6 в отношении ООО "УК "Единство Сервис", которое подтвердило полномочия компании по управлению домом.
Ссылаясь на то, что указанные действия (бездействие) инспекции и ООО "УК "Единство Сервис" являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, ТСН "ЖК "Суворов 55Б" 06.09.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, в удовлетворении требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суды указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с решением и постановлением ТСН "ЖК "Суворов 55Б" обратилось с кассационной жалобой.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в данной норме способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу названной статьи, к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015. После 01.05.2015 осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (статья 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
В силу пункта 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании части 6 статьи 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 198 ЖК РФ (в редакции, действовавшей по состоянию на 18.03.2016) сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В предыдущей редакции части 3 статьи 198 ЖК РФ, уже не действовавшей на момент обращения товарищества в жилищную инспекцию, указывалось, что в течение трех дней со дня получения приведенных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает внесение изменений в реестр лицензий в отношении перечня домов органом жилищного надзора в случаях заключения, прекращения, расторжения договора управления на основании сведений предоставленных лицензиатом. Часть 3 статьи 198 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ вступившая в силу с 30.06.2015 дополнительно содержит лишь отсылку к действующему с 23.04.2016 "Порядку и срокам внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации", утвержденному приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Следовательно, орган жилищного надзора обязан предпринять действия по исключению дома по ул. Вокзальная, д. 55 "Б" из перечня в случае расторжения или прекращения договора управления и соответствующего уведомления со стороны лицензиата, то есть непосредственно ООО "УК "Единство Сервис". Заявитель в данном случае лицензиатом не является, с сообщением о невыполнении ООО "УК "Единство Сервис" своих обязанностей в адрес органа жилищного надзора по существу не обращался.
Таким образом, действия органа жилищного надзора соответствовали требованиям статьи 198 ЖК РФ.
Кроме того, судами обоснованно отмечено в отношении обстоятельств расторжения или прекращения договора управления то, что фактически между ТСН "ЖК "Суворов 55Б" и ООО "УК "Единство Сервис" имеет место спор о способе управления многоквартирным домом и прекращении договора управления. Так, при вынесении обжалуемых судебных актов судами учтено, что выбранный на собрании 14.11.2015 способ управления многоквартирным домом не реализован, поскольку членство собственников в товариществе, которые обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, документально не подтверждено, документация от управляющей компании в адрес ТСН "ЖК "Суворов 55Б" не передана, действие договора управления с ООО "УК "Единство Сервис" с учетом решения общего собрания собственников по протоколу N 6 продлено. Переоценка указанных обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Проверка деятельности управляющей компании, в том числе действие договора управления и выполнение ею обязанностей, предусмотренных статьей 198 ЖК РФ по заявлению какого-либо иного лица нежели сам лицензиат, не может осуществляться жилищной инспекцией в рамках данной статьи, как полагает товарищество, так как такая проверка относится к сфере лицензионного контроля.
При таких обстоятельствах, суд округа считает, что не имеется достаточных оснований для признания незаконным действия (бездействия) жилищной инспекции, выразившихся в невнесении изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами Рязанской области в части не исключения многоквартирного дома из сферы деятельности ООО "УК "Единство Сервис" и возложения на управляющую компанию обязанности по устранению нарушений прав товарищества.
Доводы, изложенные заявителем кассационной жалобы, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Поэтому по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), государственная пошлина за подачу кассационной жалобы составляет 1 500 рублей.
В силу положений статьи 104 АПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ, излишне уплаченная государственная пошлина, по чеку-ордеру от 01.09.2017, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.04.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Рослякову Андрею Ивановичу (ИНН622100333574) из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку ордеру от 01.09.2017 государственную пошлину в сумме 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)