Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2017 N 13АП-12266/2017 ПО ДЕЛУ N А21-157/2017

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2017 г. N 13АП-12266/2017

Дело N А21-157/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: Ткачук Р.В. по доверенности от 25.03.2016
от заинтересованного лица: Черняк Е.И. по доверенности от 30.05.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12266/2017) Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.04.2017 по делу N А21-157/2017 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "ЖК Университет"
к Комитету архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград"
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, об обязании
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Университет" (ИНН 3906275786, ОГРН 1123926058992, 236038, Калининградская область, г. Калининград, ул. Еловая аллея, д. 26, далее - Общество, заявитель, ООО "ЖК Университет") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета архитектуры и строительства администрации ГО "Город Калининград" (ИНН 3904603262, ОГРН 1083925027702, адрес: 236040, г. Калининград, пл. Победы, д. 1 оф. 453, далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 23.12.2016 об отказе в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде, об обязании выдать разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде на земельном участке с кадастровым номером 39:15:132501:193, площадью 4666 кв. м, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Куйбышева, сроком на 48 месяцев (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 04.04.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" от 23.12.2016 в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде. Суд обязал Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" выдать ООО "ЖК Университет" разрешение на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде на земельном участке с кадастровым номером 39:15:132501:193, площадью 4666 кв. м, расположенном по адресу: г. Калининград, ул. Куйбышева, сроком на 48 месяцев.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 28.08.2017 произведена замена состава суда в соответствии со статьей 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 39:15:132501:193, площадью 4666 кв. м, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Куйбышева.
После разработки проектной документации на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой и получения положительного заключения экспертизы от 06.12.2013 N 2-1-1-0109-13, подготовленного ООО "Негосударственная экспертиза", Общество обратилось в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на указанное строительство.
Письмом от 23.12.2016 Комитет отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство, мотивируя свой отказ непредставлением заключения организации, проводившей экспертизу проектной документации, по изменениям, внесенным в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации; отсутствием кратких проектных характеристик объекта капитального строительства, установленных приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", и необходимых для заполнения указанных форм. Учитывая наличие в составе объекта подземной автостоянки, Комитет предложил уточнить количество этажей, в том числе подземных этажей, указав также, что схема планировочной организации земельного участка, сводный план инженерных сетей не соответствуют требованиям ГПЗУ в части размещения очистных сооружений ливневых стоков за местом допустимого размещения зданий, строений и сооружений.
Полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным и нарушает права заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, оценил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов), и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статьи 51 ГрК РФ и другими федеральными законами.
Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 этой же статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ застройщика в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Одним из оснований отказа в выдаче разрешения на строительство указано непредставление Обществом заключения организации, проводившей экспертизу проектной документации, по изменениям, внесенным в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что в отношении проектной документации на рассматриваемый объект получено положительное заключение экспертизы от 06.12.2013 N 2-1-1-0109-13. По результатам рассмотрения заявления о проведении экспертизы проектной документации объекта с учетом выданного нового ГПЗУ от 25.11.2016 N RU39301000-7273, письма ОАО "Калининградгазификация" от 11.11.2016 N 9419, а также выданных уполномоченными организациями технических условий, Обществом получено заключение ООО "Негосударственная экспертиза" от 05.12.2016 N 1245.
Согласно означенному заключению от 05.12.2016 N 1245, проведение дополнительной экспертизы проектной документации "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде", с учетом изменений проектной документации, связанных с заменой указанных технических условий, не требуется, поскольку изменения проектной документации, связанные с заменой технических условий, выполнены без затрагивания конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 48.2 ГрК РФ модифицированной проектной документацией признается проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 3 статьи 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изменение проектной документации, вызванное изменением технических условий и выдачей нового ГПЗУ от 25.11.2016, не требует корректировки проектной документации в связи с тем, что указанная проектная документация признается модифицированной.
Таким образом, проведение экспертизы проектной документации "Многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по ул. Куйбышева в г. Калининграде" в соответствии с действующим законодательством не требуется.
Доводы Комитета о несоответствии заключения ООО "Негосударственная экспертиза" от 05.12.2016 N 1245 форме, рекомендованной письмом Минстроя России от 16.11.2016 г. N 38231-АБ/08 "О подготовке проектной документации с 1 сентября 2016 года", отклоняются судом, как несостоятельные. Противоречий выданного Обществу заключения требованиям статьи 49 ГрК РФ ни Комитетом, ни судами не выявлено, в связи с чем приведенное Комитетом основание отказа в выдаче разрешения на строительство является незаконным.
Отсутствие кратких проектных характеристик объекта капитального строительства (пункт 2 отказа), необходимых для заполнения формы разрешения, также не может быть признано законным основанием отказа в выдаче разрешения на строительство. Заполнение формы разрешения, в силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию" от 19.02.2015 N 117/пр и названных в нем положений ГрК РФ, является обязанностью органа, который выдает разрешение на строительство. Как верно указал суд первой инстанции все необходимые характеристики объекта, в том числе краткие, содержатся в проектной документации, которая получила положительное экспертное заключение, и представлена в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на строительство. В проектной документации содержатся, в том числе, сведения об этажности здания, включая подземные этажи. Доказательств обратного Комитет, в соответствии со статьями 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представил.
Также обоснованно отклонены судом первой инстанции доводы Комитета о не соответствии схемы планировочной организации земельного участка, сводного плана инженерных сетей требованиям ГПЗУ в части размещения очистных сооружений ливневых стоков. Не оспаривая вывод суда о том, что очистные сооружения ливневых стоков размещены в пределах допустимого размещения, отображенного в ГПЗУ, Комитет ссылается на возможное причинение неудобств жителям многоквартирного дома в случае необходимости доступа к оборудованию очистных сооружений. Данный довод представляется надуманным, не основанным на фактических обстоятельствах дела и требованиях ГрК РФ.
Также Комитет полагает, что суд первой инстанции неправомерно исключил из числа лиц, участвующих в деле Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, на которое и должна быть возложена обязанность по выдаче разрешения на строительство.
С 01.01.2017 вступил в силу Закон Калининградской области от 30.11.2016 N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области". Согласно части 1 пункта 2 статьи 1 указанного Закона полномочия по выдаче разрешения на строительство осуществляют уполномоченные Правительством Калининградской области органы государственной власти Калининградской области. На основании пункта 7 постановления Правительства Калининградской области от 04.02.2011 N 75 "Об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области", пункту 3 постановления Правительства Калининградской области от 25.01.2017 N 14 "О некоторых мерах по реализации Закона Калининградской области "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" и о внесении дополнения и изменения в постановление Правительства Калининградской области от 04.02.2011 N 75" полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Калининградской области в области градостроительной деятельности, а именно, по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, осуществляются Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона Калининградской области от 30.11.2016 N 19 решения о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, о подготовке и утверждении градостроительных планов земельных участков, о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, об определении использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в случаях, когда федеральными законами определение использования указанных земельных участков отнесено к компетенции органов местного самоуправления, на основании заявлений, поступивших в органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области до вступления в силу настоящего Закона, принимаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 19 настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением положений, для которых абзацем вторым настоящего пункта предусмотрен иной срок вступления в силу.
Абзацем вторым приведенного пункта определено, что положения подпунктов 1 и 9 пункта 2 статьи 1, пунктов 5 и 6 статьи 2 настоящего Закона в части осуществления полномочий по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, а также по осуществлению подготовки и утверждению градостроительных планов земельных участков в целях строительства и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства вступают в силу с 1 января 2018 года.
В данном случае судом установлено, что с заявлением о выдаче разрешения на строительство Общество обратилось в Комитет до вступления в силу Закона N 19, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по выдаче разрешения на строительство именно на Комитет.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.04.2017 по делу N А21-157/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)