Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-7132/2017

Требование: О признании незаконными заключения и распоряжения межведомственной комиссии о признании жилого дома пригодным для проживания, обязании провести обследование жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным для признания жилых помещений непригодными для проживания, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Гражданин указывает на то, что при проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям была нарушена процедура ее проведения, кроме того, фактическое обследование дома не проводилось.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. по делу N 33а-7132


Судья: Передреева Т.Е.

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
судей Литвиновой М.В., Шмидт Т.Е.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Н. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и распоряжения по апелляционной жалобе администрации Саратовского муниципального района Саратовской области на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 26 июня 2017 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения административного истца М.Н., ее представителя Ф., возражавших по доводам жалобы, представителя административного ответчика администрации Саратовского муниципального района Саратовской области Л., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

установила:

М.Н. обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области от 18 января 2017 года N 12-р и распоряжение от 10 февраля 2017 года N 21-р главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, и о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными нормами; обязать ответчика провести обследование жилого дома на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что административному истцу и членам ее семьи на праве общей долевой собственности принадлежит часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. 27 декабря 2016 года М.Н. обратилась в администрацию с заявлением о признании указанного жилого дома непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области от 18 января 2017 года N 12 и распоряжением от 10 февраля 2017 года N 21-р главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области жилой дом признан пригодным для проживания.
Решением Саратовского районного суда Саратовской области от 27 июня 2017 года административные исковые требования удовлетворены частично, признаны незаконными заключение межведомственной комиссии Саратовского муниципального района Саратовской области от 18 января 2017 года N 12 о соответствии помещения, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, а также о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными нормами и распоряжение от 10 февраля 2017 года N 21-р главы администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о соответствии указанного выше помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению. На администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление жителя дома, расположенного по адресу: <адрес>, М.Н. и провести оценку соответствия указанного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании многоквартирного жилого дома аварийный и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 (далее по тексту - Положение), а также взыскать с администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в пользу М.Н. судебные расходы по оплате судебной эксперты в сумме 25000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5000 рублей. В удовлетворении остальной части требований М.Н. отказано.
Администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области на указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой административный ответчик ставит вопрос об отмене судебного акта, и считает, что собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Также автор жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции и оценкой доказательств.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, М.Н. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного акта в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
Как видно из материалов дела, М.Н., ее супругу М.В., несовершеннолетним детям М.А., М.О. на праве общей долевой собственности по 1\\4 доле каждому принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2015 года N 1929 утвержден порядок создания межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, создана межведомственная комиссия и утвержден ее состав.
М.Н., М.В. 27 декабря 2016 года обратились в межведомственную комиссию с заявлением о признании указанного жилого дома не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Межведомственной комиссией по результатам рассмотрения заявления собственников, а также представленных документов, технического паспорта домовладения от 30 ноября 2004 года, свидетельств о государственной регистрации права собственности, технического заключения о состоянии основных строительных конструкций жилого дома Литер АА1, расположенного по адресу: <адрес>, дано заключение от 18 января 2017 года N 12 о соответствии указанного помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, а также о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями.
Распоряжением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 10 февраля 2017 года N 21-р установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодно для проживания. Данное помещение признанно подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями за счет собственников такого помещения.
Административный истец не согласна с приведенными выше актами поскольку, при проведении оценки соответствия помещения установленным требованиям была нарушена процедура ее проведения, кроме того фактическое обследование дома не проводилось, инструментальный контроль исследуемого объекта межведомственной комиссией не проводился.
В соответствии с пунктом 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в данном Положении требованиям.
Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Как следует из абзаца 7 пункта 7 Положения, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).
В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу абзаца 2 пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2015 года N 1929 утвержден порядок созданий межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, создана межведомственная комиссии, которая не является лицом, участвующим в деле.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Как следует из оснований заявленных требований, административный истец оспаривает принятое межведомственной комиссии 23 сентября 2016 года решение, которым отказано в проведении соответствующей оценки на предмет установления пригодности жилого помещения.
Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, принявшей решение, соответствующие требования об оспаривании такого решения и обязании рассмотреть вопрос об оценке пригодности проживания могли быть заявлены именно к межведомственной комиссии - органу, в рамках компетенции которого в силу закона находится разрешение данного вопроса.
Указанная комиссия, учитывая специфику рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ и субъектный состав споров, вытекающих из публичных правоотношений, выступает в суде по названной категории дел в качестве административного ответчика.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 226, 132 КАС РФ и указанных выше положений закона не привлек к участию в деле межведомственную комиссию, сформированную постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2015 года N 1929.
Рассмотрение настоящего дела непосредственно затрагивает права и законные интересы межведомственной комиссии, поскольку решением районного суда, составленное и принятое указанным органом заключение от 18 января 2017 года N 12 признано незаконным, что свидетельствует о том, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Указанное является безусловным основанием для отмены решения суда и в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ основанием для направления дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо разрешить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве административного ответчика межведомственную комиссию, назначенную постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области от 23 июля 2015 года N 1929.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 27 июня 2017 года отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению М.Н. к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и распоряжения в Саратовский районный суд Саратовской области на новое рассмотрение.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)