Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 21АП-1165/2017 ПО ДЕЛУ N А83-8383/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. по делу N А83-8383/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Евдокимова И.В., судей Горошко Н.П., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,
при участии:
от Товарищества собственников недвижимости "НАШ ДОМ" - Сысоев Игорь Валерьевич, доверенность N 12 от 01.12.2016,
от Администрации города Ялты Республики Крым - не явился, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "НАШ ДОМ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 апреля 2017 года по делу N А83-8383/2016 (судья Титков С.Я.)
по заявлению Товарищества собственников недвижимости "НАШ ДОМ" (Красноармейский въезд, дом 8, кв. 11, г. Ялта, Республика Крым, 298609)
к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о признании ненормативного правового акта недействительным,

установил:

Товарищество собственников недвижимости "НАШ ДОМ" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, согласно которого просит:
- признать недействительным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 04.08.2016 N 2728-п "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части - строку N 241 Приложения N 1 к постановлению следующего содержания: "N 241 Городской округ Ялта, ул. Красноармейский въезд, 8".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 апреля 2017 года заявление Товарищества собственников недвижимости "НАШ ДОМ" о признании недействительным п. 241 приложения N 1 к постановлению Администрации города Ялты Республики Крым от 04.08.2016 N 2728-п "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Товарищество собственников недвижимости "НАШ ДОМ", обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в нарушение п. 6 статьи 170 ЖК РФ орган местного самоуправления не провел собрания в доме N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте, тем самым не разрешив вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Отсутствие информации об изданном Советом министров постановлении от 30.11.2015 N 753 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы" которое принято и в том числе в отношении дома N 8 оп ул. Красноармейский въезд, в г. Ялта послужило причиной пропуска шестимесячного срока для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
19.06.2017 от Администрации города Ялты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В судебном заседании 26.06.2017 представитель товарищества поддержал апелляционную жалобу, просит ее удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в ней.
Дело рассматривается в отсутствие Администрации города Ялты Республики Крым, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.08.2016 Администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление N 2728-п "О выборе способа формирования фонда капитального ремонта на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым", согласно которого дом N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялта, Республики Крым включен в список многоквартирных домов, в отношении которых формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора под номером 241 (Приложение N 1 к постановлению от 04.08.2016 N 2728-п).
30.09.2016 общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте в форме очно-заочного голосования (протокол N 3/9) утвержден способ формирования фонда капитального ремонта в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" - перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете.
Не согласившись с указанным постановлением администрации N 2728-п от 04.08.2016, товарищество обратилось в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации формируют фонд капитального ремонта.
Товарищество считает, что срок установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации начал течь с даты опубликования постановления Совета министров Республики Крым 30.11.2015, а окончание срока - 30.05.2016. В нарушение пункта 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не провел собрание в доме N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте и разрешил вопрос о выборе способе формирования фонда капитального ремонта без учета волеизъявления собственников жилых помещений дома N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте, тем самым нарушив их права и законные интересы, в выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Отсутствие информации об изданном Советом министров постановлении N 753 от 30.11.2015 послужило причиной пропуска заявителем шестимесячного срока для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Однако указанные доводы истца, являются необоснованными, исходя из следующего.
На основании части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации) (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений), собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 "Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете" и 17 "Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 4 статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Согласно части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в частности принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
Из материалов дела усматривается, что постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 04.08.2016 N 2728-п принято на основании пункта 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Крым от 19.12.2014 N 48-ЗРК/2014 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26.11.2014) для собственников многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не принявших решение о способе формирования фонда капитального ремонта в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта до 01.06.2016, осуществлять формирование фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 N 75, опубликована на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru - 30.11.2015.
С учетом вышеприведенных положений решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 01.06.2016.
В то же время, способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на специальный счет, утвержден общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте 30.09.2016 (протокол N 3/9).
Таким образом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте в установленный законом срок решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта дома не приняло.
Согласно правовой позиции изложенной в пункте 7.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" принятие органом местного самоуправления такого решения возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома.
В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации, что согласуется с предписаниями как статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, так и ее статьи 40 (часть 2).
Судом первой инстанции верно указано, что принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение об этом может быть и не принято в установленный законом срок, что не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от обязанности уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая возложена на них статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, в этом случае орган местного самоуправления самостоятельно принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Судом первой инстанции учтено, что вопрос о том, по чьей вине не проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по выбору способа формирования фонда капитального ремонта в данном случае не имеет правового значения. Правовое значение имеет сам факт не проведения общего собрания.
Следствием этого юридического факта является то, что за собственников помещений такое решение принимает орган местного самоуправления в соответствии с указанной выше нормой закона.
Вопрос об ответственности лиц, по вине которых не было проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не являются предметом спора по настоящему делу и оценке не подлежат.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд правомерно указал, что поскольку решение собственников помещений в многоквартирном доме об определении способа формирования фонда капитального ремонта не было принято в установленный законом шестимесячный срок, уважительных причин пропуска такого срока было не представлено, Администрацией г. Ялты в силу части 7 статьи 170 Жилищного кодекса правомерно принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте Республики Крым на счете регионального оператора.
В соответствии со статьей 173 ЖК РФ, способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к верному выводу, что способ формирования фонда капитального строительства собственников многоквартирного дома N 8 по ул. Красноармейский въезд в г. Ялте избран органом местного самоуправления в соответствии с законом, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные товариществом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, поскольку они основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой в данном случае не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 апреля 2017 года по делу N А83-8383/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "НАШ ДОМ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.В.ЕВДОКИМОВ

Судьи
Н.П.ГОРОШКО
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)