Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.08.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.08.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года по делу N А06-342/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" (ОГРН 1053000612708, ИНН 3016045161, г. Астрахань)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, г. Астрахань)
Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956, г. Астрахань)
о признании незаконным отказа N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года и об обязании устранить допущенные нарушения прав.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" - Кнут Д.В., доверенность от 01.04.2016 года (срок доверенности 3 года);
- от Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - не явились, извещены;
- от Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - не явились, извещены.
Общество с ограниченной ответственностью "Снабсервис" (далее - ООО "Снабсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация), с учетом уточнений, о признании незаконным отказа Администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46; об обязании Администрации МО "Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года заявленные требования ООО "Снабсервис" удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Кроме того, суд обязал Администрацию муниципального образования Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований ООО "Снабсервис" отказать в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань", Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 410031 13 76094 3, 410031 13 76095 0, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань", которое к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 31.07.2017 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 31.07.2017 года судом апелляционной инстанции в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956).
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным отказ N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года Администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46 и обязать Администрацию МО "Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Снабсервис" является застройщиком многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46, г. Астрахани, строительство которого завершено в сентябре 2016 года.
06.04.2015 Администрацией МО "Город Астрахань" ООО "Снабсервис" выдано разрешение на строительство N 30-30301000-95-2016, в соответствии с которым, Общество осуществило строительство 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань ул. Ахшарумова, д. 46, кадастровый номер 30:12:030844:796 (т. 1 л.д. 26-28).
Распоряжением Службы строительного надзора Астраханской области от 10.10.2016 N 73/16-р, ООО "Снабсервис" утверждено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (т. 1 л.д. 25).
В связи с окончанием строительства 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань ул. Ахшарумова, д. 46, ООО "Снабсервис" 23.01.2017 года обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного дома (т. 1 л.д. 114).
Письмом N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года заявителю было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию 11 - этажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, 46 (кадастровый N 30:12:0330844:796), в связи непредставлением полного пакета документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (т. 1 л.д. 119).
Не согласившись с отказом администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для принятия Администрацией решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и, соответственно, на Администрацию возлагалась обязанность по выдаче указанного разрешения, в связи с чем, правовые основания для отказа отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пунктов 7, 8, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются: документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (п. 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (п. 8); технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 12).
В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
Согласно части 8 названной статьи указано, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
13.01.2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Снабсервис" обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46 в Советском районе г. Астрахани".
К указанному заявлению были приложены следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство N 30-RU30301000-95-2016 от 04.10.2016 года; 4) акт приемки объекта капитального строительства от 02.10.2016 года; 5) свидетельство соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов; 6) свидетельство соответствия параметров построенного объекта проектной документации (в т.ч. требованиям энергетической эффективности) от 10.01.2017 года, энергетический паспорт N ЭП-149-1899-00141 авг. 2016 года; 7) справки соответствия построенного объекта техническим условиям от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; 8) схема расположения сетей инженерно-технического обеспечения - сводный план. Планировочная организация земельного участка; 9) заключение N 73/16-р от 10.10.2016 года Службы строительного надзора о соответствии; 10) договор обязательного страхования гражданской ответственности опасного объекта; 11) приказ N 6076 от 22.09.2016 года о присвоении адреса; 12) технический паспорт на жилой МКД инв. N 12:401:003:000036420А от 20.06.2016 года ГУП "Сартехинвентаризация".
Отказывая Обществу с ограниченной ответственностью "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46 в Советском районе г. Астрахани", Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" указало на то, что Обществом не представлен полный пакет документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" в части выполнения ЛЭП-0,4 кВ и подписанный представителем организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; 2) схема, отражающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство и застройщиком; 3) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Однако заинтересованными лицами не учтено, что в силу действующего законодательства данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в выдаче Обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 3.3 ст. 55 ГрК РФ документы, указанные в том числе в пунктах 7, 8, 12 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в ч. 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
При этом согласно части 6.1 указанной статьи установлено, что неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, Администрация города в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, при отсутствии в пакете документов, представленных Обществом, документов, предусмотренных пунктами 7, 8, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могла запросить данные документы самостоятельно.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Между тем при отсутствии такого запроса, а также в случае неполучения запрошенных документов Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" согласно части 6.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не вправе было отказывать Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по указанным причинам.
В пункте 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения предоставляются при их наличии.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается в составе градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию.
04.10.2016 Администрацией г. Астрахани Обществу с ограниченной ответственностью "Снабсервис" выдано разрешение на строительство N 30-RU30301000-95-2016 на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, д. 46 в Советском районе г. Астрахани.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Кроме того, Обществом в материалы дела представлено заявление на ввод спорного объекта в эксплуатацию от 23.01.2017. К заявлению был приложен градостроительный план земельного участка.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" располагает градостроительным планом земельного участка.
Кроме того, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" не представило доказательств того, что информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не включена в градостроительный план земельного участка.
Также, следует отметить, что Обществом при подаче заявления о вводе объекта в эксплуатацию была приложена справка выданная Обществу Муниципальным казенным предприятием г. Астрахани "Горсвет" о том, что технические условия N 07-10/234 от 11.04.2016 года по многоквартирному жилому дому с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, д. 46 в Советском районе г. Астрахани выполнены в полном объеме.
Также, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось отсутствие схемы, отражающей расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство и застройщиком и технического плана объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Однако, как следует из перечня приложений к заявлению, направленному в адрес Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Астрахани, названный документ под номером N 8 был приложен в заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ документы, указанные в том числе в пунктах 8, 12 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в ч. 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Так же как следует из отказа N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" при рассмотрении предоставленного технического паспорта было установлено, что строительство здания завершено с отклонением от принятых проектных решений в части площади застройки и строительного объема.
Однако, Обществом в материалы дела, а также в уполномоченный орган было представлено Заключение службы строительного надзора Астраханской области, утвержденное распоряжением от 10.10.2016 года N 73/16-р "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (приложение п. 9 к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Также, отказывая ООО "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" указало на то, что в справке ООО ПКФ "АсТел" на телефонизацию отсутствуют дата, номер выдачи документа и ссылка на технические условия с указанием номера и даты выдачи; справка на диспетчеризацию лифтов выдана ООО "АстраханьЛифт" без указания ссылки на технические условия. Кроме того, технические условия данной организации отсутствуют в проектной документации, которая содержит технические условия на диспетчеризацию лифтов, выданные ООО "Лифтсервис".
Однако, отсутствие в справках на телефонизацию и диспетчеризацию даты, номера выдачи документа и ссылок на технические условия с указанием номера и даты выдачи, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, указанные сведения Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" могло запросить самостоятельно в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ.
Также, отказывая ООО "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" указало на то, что предоставленный документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, не содержит всех технико-экономических показателей объекта, необходимых для заполнения формы разрешения на ввод в эксплуатацию, а указанные фактические показатели обозначены неверно.
Однако, пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Также, в соответствии с пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, то есть в рассматриваемом случае на Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Причем представленные доказательства в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Однако, из оспариваемого отказа Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" не представляется возможным установить каких технико-экономических показателей объекта, необходимых для заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не содержит документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Кроме того, указанные сведения Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" могло запросить самостоятельно в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что у Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 55 ГрК РФ нарушает права и законные интересы Общества, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным и возложения на Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права - пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года по делу N А06-342/2017 - отменить.
Принять по делу N А06-342/2017 новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань", в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству N 30-04-01-325 от 31.07.2017 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2017 N 12АП-5924/2017 ПО ДЕЛУ N А06-342/2017
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2017 г. по делу N А06-342/2017
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.08.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 30.08.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Смирникова А.В., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года по делу N А06-342/2017 (судья Бочарникова Г.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" (ОГРН 1053000612708, ИНН 3016045161, г. Астрахань)
к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178, г. Астрахань)
Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956, г. Астрахань)
о признании незаконным отказа N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года и об обязании устранить допущенные нарушения прав.
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" - Кнут Д.В., доверенность от 01.04.2016 года (срок доверенности 3 года);
- от Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - не явились, извещены;
- от Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Снабсервис" (далее - ООО "Снабсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Администрация), с учетом уточнений, о признании незаконным отказа Администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46; об обязании Администрации МО "Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года заявленные требования ООО "Снабсервис" удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Кроме того, суд обязал Администрацию муниципального образования Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований ООО "Снабсервис" отказать в полном объеме.
Администрация муниципального образования "Город Астрахань", Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" извещены о времени и месте судебного заседания, что подтверждается почтовыми уведомлениями NN 410031 13 76094 3, 410031 13 76095 0, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 01.08.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции затрагивает права и обязанности Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань", которое к участию в деле судом первой инстанции не привлечено.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в любом случае является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Определением от 31.07.2017 года Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением от 31.07.2017 года судом апелляционной инстанции в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956).
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным отказ N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года Администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46 и обязать Администрацию МО "Город Астрахань" выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Снабсервис" является застройщиком многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46, г. Астрахани, строительство которого завершено в сентябре 2016 года.
06.04.2015 Администрацией МО "Город Астрахань" ООО "Снабсервис" выдано разрешение на строительство N 30-30301000-95-2016, в соответствии с которым, Общество осуществило строительство 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань ул. Ахшарумова, д. 46, кадастровый номер 30:12:030844:796 (т. 1 л.д. 26-28).
Распоряжением Службы строительного надзора Астраханской области от 10.10.2016 N 73/16-р, ООО "Снабсервис" утверждено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (т. 1 л.д. 25).
В связи с окончанием строительства 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань ул. Ахшарумова, д. 46, ООО "Снабсервис" 23.01.2017 года обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного дома (т. 1 л.д. 114).
Письмом N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года заявителю было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию 11 - этажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, 46 (кадастровый N 30:12:0330844:796), в связи непредставлением полного пакета документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. (т. 1 л.д. 119).
Не согласившись с отказом администрации МО "Город Астрахань" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для принятия Администрацией решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и, соответственно, на Администрацию возлагалась обязанность по выдаче указанного разрешения, в связи с чем, правовые основания для отказа отсутствовали.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу пунктов 7, 8, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются: документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (п. 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (п. 8); технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п. 12).
В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
Согласно части 8 названной статьи указано, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
13.01.2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Снабсервис" обратилось в Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46 в Советском районе г. Астрахани".
К указанному заявлению были приложены следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) разрешение на строительство N 30-RU30301000-95-2016 от 04.10.2016 года; 4) акт приемки объекта капитального строительства от 02.10.2016 года; 5) свидетельство соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов; 6) свидетельство соответствия параметров построенного объекта проектной документации (в т.ч. требованиям энергетической эффективности) от 10.01.2017 года, энергетический паспорт N ЭП-149-1899-00141 авг. 2016 года; 7) справки соответствия построенного объекта техническим условиям от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; 8) схема расположения сетей инженерно-технического обеспечения - сводный план. Планировочная организация земельного участка; 9) заключение N 73/16-р от 10.10.2016 года Службы строительного надзора о соответствии; 10) договор обязательного страхования гражданской ответственности опасного объекта; 11) приказ N 6076 от 22.09.2016 года о присвоении адреса; 12) технический паспорт на жилой МКД инв. N 12:401:003:000036420А от 20.06.2016 года ГУП "Сартехинвентаризация".
Отказывая Обществу с ограниченной ответственностью "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, 46 в Советском районе г. Астрахани", Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" указало на то, что Обществом не представлен полный пакет документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: 1) документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства техническим условиям ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" в части выполнения ЛЭП-0,4 кВ и подписанный представителем организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; 2) схема, отражающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство и застройщиком; 3) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Однако заинтересованными лицами не учтено, что в силу действующего законодательства данное обстоятельство не является безусловным основанием для отказа в выдаче Обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 3.3 ст. 55 ГрК РФ документы, указанные в том числе в пунктах 7, 8, 12 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в ч. 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
При этом согласно части 6.1 указанной статьи установлено, что неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Следовательно, Администрация города в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству, при отсутствии в пакете документов, представленных Обществом, документов, предусмотренных пунктами 7, 8, 12 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, могла запросить данные документы самостоятельно.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Между тем при отсутствии такого запроса, а также в случае неполучения запрошенных документов Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" согласно части 6.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не вправе было отказывать Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по указанным причинам.
В пункте 7 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения предоставляются при их наличии.
Согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается в составе градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план входит в перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию.
04.10.2016 Администрацией г. Астрахани Обществу с ограниченной ответственностью "Снабсервис" выдано разрешение на строительство N 30-RU30301000-95-2016 на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, д. 46 в Советском районе г. Астрахани.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Кроме того, Обществом в материалы дела представлено заявление на ввод спорного объекта в эксплуатацию от 23.01.2017. К заявлению был приложен градостроительный план земельного участка.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" располагает градостроительным планом земельного участка.
Кроме того, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" не представило доказательств того, что информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не включена в градостроительный план земельного участка.
Также, следует отметить, что Обществом при подаче заявления о вводе объекта в эксплуатацию была приложена справка выданная Обществу Муниципальным казенным предприятием г. Астрахани "Горсвет" о том, что технические условия N 07-10/234 от 11.04.2016 года по многоквартирному жилому дому с нежилыми этажами по ул. Ахшарумова, д. 46 в Советском районе г. Астрахани выполнены в полном объеме.
Также, основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось отсутствие схемы, отражающей расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения и планировочную организацию земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство и застройщиком и технического плана объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Однако, как следует из перечня приложений к заявлению, направленному в адрес Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Астрахани, названный документ под номером N 8 был приложен в заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ документы, указанные в том числе в пунктах 8, 12 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в ч. 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Так же как следует из отказа N 30-04-01-325 от 31.01.2017 года Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" при рассмотрении предоставленного технического паспорта было установлено, что строительство здания завершено с отклонением от принятых проектных решений в части площади застройки и строительного объема.
Однако, Обществом в материалы дела, а также в уполномоченный орган было представлено Заключение службы строительного надзора Астраханской области, утвержденное распоряжением от 10.10.2016 года N 73/16-р "О соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (приложение п. 9 к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
Также, отказывая ООО "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации МО "Город Астрахань" указало на то, что в справке ООО ПКФ "АсТел" на телефонизацию отсутствуют дата, номер выдачи документа и ссылка на технические условия с указанием номера и даты выдачи; справка на диспетчеризацию лифтов выдана ООО "АстраханьЛифт" без указания ссылки на технические условия. Кроме того, технические условия данной организации отсутствуют в проектной документации, которая содержит технические условия на диспетчеризацию лифтов, выданные ООО "Лифтсервис".
Однако, отсутствие в справках на телефонизацию и диспетчеризацию даты, номера выдачи документа и ссылок на технические условия с указанием номера и даты выдачи, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, указанные сведения Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" могло запросить самостоятельно в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ.
Также, отказывая ООО "Снабсервис" в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" указало на то, что предоставленный документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, не содержит всех технико-экономических показателей объекта, необходимых для заполнения формы разрешения на ввод в эксплуатацию, а указанные фактические показатели обозначены неверно.
Однако, пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Также, в соответствии с пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также наличия обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, то есть в рассматриваемом случае на Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Причем представленные доказательства в соответствии с правилами статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Однако, из оспариваемого отказа Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" не представляется возможным установить каких технико-экономических показателей объекта, необходимых для заполнения формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не содержит документ, подтверждающий соответствие построенного объекта капитального строительства проектной документации.
Кроме того, указанные сведения Управление по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" могло запросить самостоятельно в соответствии с частью 3.3 ст. 55 ГрК РФ.
Однако данный запрос Управлением сделан не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что у Управления по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 55 ГрК РФ нарушает права и законные интересы Общества, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным и возложения на Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права - пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 апреля 2017 года по делу N А06-342/2017 - отменить.
Принять по делу N А06-342/2017 новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Город Астрахань", в лице Управления по строительству, архитектуре и градостроительству N 30-04-01-325 от 31.07.2017 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Астрахань" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Снабсервис" путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - 11 этажного многоквартирного жилого дома с нежилыми этажами на земельном участке по адресу: г. Астрахань, ул. Ахшарумова, д. 46.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)