Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Порядок" - Фрушичева В.В., по доверенности от 24.01.2017,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года по делу N А57-28443/2016, судья Д.Ю. Игнатьевым,
по иску товарищества собственников жилья "Порядок", г. Саратов
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов комитету по управлению имуществом г. Саратова
третьи лица: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Саратовская стоматологическая поликлиника N 1" Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов
общество с ограниченной ответственностью "Златогор", г. Саратов
о взыскании задолженности,
товарищество собственников жилья "Порядок" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова (далее - ответчик) о взыскании 133053,35 руб.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последним уточнениям истец уменьшил исковые требования и просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженность по взносам на содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250,69 руб., задолженность по взносам на отопление нежилого помещения за период с 15.10.2014 по апрель 2015 г., с октября 2015 г. по 28.02.2016 в размере 67819,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 по 14.11.2016 в размере 13661,88 руб., а с 15.11.2016 по день фактической оплаты задолженности, исходя из суммы долга в размере 116070,67 руб. и средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, имевших место в данном периоде в месте нахождения кредитора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Порядок" взыскана задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250 руб. 69 коп., за коммунальные услуги по отоплению за период с 15.10.2014 по 28.02.2016 в размере 67819 руб. 98 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 г. по 14.11.2016 в размере 13661 руб. 88 коп., с 15.11.2016 по день фактической уплаты суммы задолженности в размере 116070 руб. 67 коп. с учетом ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, не принимал участия в договорных отношениях, не является стороной обязательств, держателем нежилого помещения является комитет по управлению имуществом.
Представитель товарищества собственников жилья "Порядок" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.2 Устава ТСЖ "Порядок" товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений (граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований) в следующем многоквартирном доме: 410039, г. Саратов, ул. Барнаульская дом 7.
Товарищество создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством в пределах, распоряжения общим имуществом.
В доме 7 по ул. Барнаульская города Саратова имеется нежилое помещение площадью 182, 3 кв. м.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 64/194/004/2017-11731 от 14.06.2017, N 64/194/004/2017-10718 от 31.05.2017 данное помещение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Согласно сведениям комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (исх. 2501 от 24.04.2017) по состоянию на 21.04.2017 нежилое помещение, площадью 182,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 в реестре государственного имущества Саратовской области не значится, однако в реестре государственного имущества Саратовской области значится помещение, площадью 542,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 лит. АА1, находящееся в оперативном управлении ГАУЗ "Саратовская стоматологическая поликлиника N 1".
Согласно письмам комитета по управлению имуществом города Саратова (исх. 07-08/32831 от 15.12.2016, исх. 02-15/6011 от 24.03.2017) в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" по вышеуказанному адресу ранее значилось нежилое помещение общей площадью 727,9 кв. м.
Указанное помещение с 19.08.1999 по 02.09.2013 было закреплено на праве оперативного управления с 19.08.1999 за МУЗ "Детская стоматологическая поликлиника N 7" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
С 03.09.2013 в связи с реорганизацией право оперативного управления данным помещением было закреплено за МАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 27.01.2015 N 237-р, нежилое помещение площадью 542,5 кв. м, расположенное по адресу: город Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 было исключено из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в связи с передачей в государственную собственность Саратовской области.
Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 09.10.2014 N 4409-р из оперативного управления МАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" было изъято нежилое помещение площадью 182,3 кв. м и включено в Сводный реестр объектов муниципальной казны. Держателем вышеуказанного помещения определен комитет по управлению имуществом города Саратова.
С 11.05.2016 на данный объект (182,3 кв. м) оформлен договор аренды с ООО "Златогор", являющийся действующим.
С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что собственником нежилого помещения площадью 182,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 является муниципальное образование "Город Саратов".
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Порядок" N 1 от 20.03.2014, проведенного в форме заочного голосования утверждены тарифы по взносам на содержание общего имущества в размере 9 руб. 50 коп., с кв. м помещения, на текущий ремонт мест общего пользования - 4,50 руб. с кв. м помещения.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Порядок" N 1/15 от 26.04.2015, проведенного в форме заочного голосования с апреля 2015 г. утверждены тарифы по взносам на содержание общего имущества в размере 12 руб. 50 коп. с кв. м помещения, на текущий ремонт мест общего пользования - 4,50 руб. с кв. м помещения.
Тепловая энергия (отопление) в дом N 7 по ул. Барнаульская г. Саратова поставляется на основании договора, заключенного ТСЖ "Порядок" с ресурсоснабжающей организацией.
Ненадлежащая оплата за полученные услуги послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П указал "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Таким образом, собственник даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Истец начислил муниципальному образованию "Город Саратов" плату за содержание и ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250,69 руб., за отопление нежилого помещения за период с 15.10.2014 по апрель 2015 г., с октября 2015 г. по 28.02.2016 в размере 67819,98 руб.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 31.05.2015 за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Ставка рефинансирования, действующая с 14.09.2012 составляла 8,25% в соответствии с Указанием ЦБР от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, в редакции, действующей с 01.06.2015 до 31.07.2016, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно Информации Банка России средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора по Приволжскому федеральному округу с 01.06.2015 составляла 11,15%, с 15.06.2015 - 11,16%, с 15.07.2015 - 10,14% с 17.08.2015 - 10,12%, с 15.09.2015 - 9,59%, с 15.10.2015 - 9,24%, с 17.11.2015 - 9,15%, с 15.12.2015 - 7,07%, с 25.01.2016 - 7,57%, с 19.02.2016 - 8,69%, с 17.03.2016 - 8,29%, с 15.04.2016 - 7,76%, с 19.05.2016 - 7,53%, с 16.06.2016 - 7,82%, с 15.07.2016 - 7,10%.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.08.2016, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно Информации Банка России ключевая ставка Банка России составляла с 01.08.2016 - 10,50%, с 19.09.2016-10%, с 27.03.2017 - 9,75%.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств истец просит суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 по 14.11.2016 в размере 13661,88 руб., а с 15.11.2016 по день фактической оплаты задолженности.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом апелляционной инстанции проверен и признан правомерным.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Порядок" задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года по делу N А57-28443/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2017 N 12АП-9480/2017 ПО ДЕЛУ N А57-28443/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. по делу N А57-28443/2016
Резолютивная часть постановления объявлена "31" августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крищук Я.Г.
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Порядок" - Фрушичева В.В., по доверенности от 24.01.2017,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года по делу N А57-28443/2016, судья Д.Ю. Игнатьевым,
по иску товарищества собственников жилья "Порядок", г. Саратов
к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов комитету по управлению имуществом г. Саратова
третьи лица: Государственное автономное учреждение здравоохранения "Саратовская стоматологическая поликлиника N 1" Министерство здравоохранения Саратовской области, г. Саратов
общество с ограниченной ответственностью "Златогор", г. Саратов
о взыскании задолженности,
установил:
товарищество собственников жилья "Порядок" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом г. Саратова (далее - ответчик) о взыскании 133053,35 руб.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял исковые требования. Согласно последним уточнениям истец уменьшил исковые требования и просит взыскать с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" задолженность по взносам на содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250,69 руб., задолженность по взносам на отопление нежилого помещения за период с 15.10.2014 по апрель 2015 г., с октября 2015 г. по 28.02.2016 в размере 67819,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 по 14.11.2016 в размере 13661,88 руб., а с 15.11.2016 по день фактической оплаты задолженности, исходя из суммы долга в размере 116070,67 руб. и средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц, имевших место в данном периоде в месте нахождения кредитора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года исковые требования удовлетворены, с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу товарищества собственников жилья "Порядок" взыскана задолженность за содержание и текущий ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250 руб. 69 коп., за коммунальные услуги по отоплению за период с 15.10.2014 по 28.02.2016 в размере 67819 руб. 98 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 г. по 14.11.2016 в размере 13661 руб. 88 коп., с 15.11.2016 по день фактической уплаты суммы задолженности в размере 116070 руб. 67 коп. с учетом ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В иске к остальным ответчикам отказано.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: комитет по финансам является ненадлежащим ответчиком, не принимал участия в договорных отношениях, не является стороной обязательств, держателем нежилого помещения является комитет по управлению имуществом.
Представитель товарищества собственников жилья "Порядок" просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.2 Устава ТСЖ "Порядок" товарищество является добровольным объединением собственников жилых и нежилых помещений (граждан, юридических лиц, субъектов РФ, муниципальных образований) в следующем многоквартирном доме: 410039, г. Саратов, ул. Барнаульская дом 7.
Товарищество создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством в пределах, распоряжения общим имуществом.
В доме 7 по ул. Барнаульская города Саратова имеется нежилое помещение площадью 182, 3 кв. м.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 64/194/004/2017-11731 от 14.06.2017, N 64/194/004/2017-10718 от 31.05.2017 данное помещение в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Согласно сведениям комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области (исх. 2501 от 24.04.2017) по состоянию на 21.04.2017 нежилое помещение, площадью 182,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 в реестре государственного имущества Саратовской области не значится, однако в реестре государственного имущества Саратовской области значится помещение, площадью 542,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 лит. АА1, находящееся в оперативном управлении ГАУЗ "Саратовская стоматологическая поликлиника N 1".
Согласно письмам комитета по управлению имуществом города Саратова (исх. 07-08/32831 от 15.12.2016, исх. 02-15/6011 от 24.03.2017) в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" по вышеуказанному адресу ранее значилось нежилое помещение общей площадью 727,9 кв. м.
Указанное помещение с 19.08.1999 по 02.09.2013 было закреплено на праве оперативного управления с 19.08.1999 за МУЗ "Детская стоматологическая поликлиника N 7" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
С 03.09.2013 в связи с реорганизацией право оперативного управления данным помещением было закреплено за МАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" комитета здравоохранения администрации муниципального образования "Город Саратов".
Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 27.01.2015 N 237-р, нежилое помещение площадью 542,5 кв. м, расположенное по адресу: город Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 было исключено из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в связи с передачей в государственную собственность Саратовской области.
Распоряжением председателя комитета по управлению имуществом города Саратова от 09.10.2014 N 4409-р из оперативного управления МАУЗ "Стоматологическая поликлиника N 1" было изъято нежилое помещение площадью 182,3 кв. м и включено в Сводный реестр объектов муниципальной казны. Держателем вышеуказанного помещения определен комитет по управлению имуществом города Саратова.
С 11.05.2016 на данный объект (182,3 кв. м) оформлен договор аренды с ООО "Златогор", являющийся действующим.
С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что собственником нежилого помещения площадью 182,3 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 7 является муниципальное образование "Город Саратов".
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Порядок" N 1 от 20.03.2014, проведенного в форме заочного голосования утверждены тарифы по взносам на содержание общего имущества в размере 9 руб. 50 коп., с кв. м помещения, на текущий ремонт мест общего пользования - 4,50 руб. с кв. м помещения.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ "Порядок" N 1/15 от 26.04.2015, проведенного в форме заочного голосования с апреля 2015 г. утверждены тарифы по взносам на содержание общего имущества в размере 12 руб. 50 коп. с кв. м помещения, на текущий ремонт мест общего пользования - 4,50 руб. с кв. м помещения.
Тепловая энергия (отопление) в дом N 7 по ул. Барнаульская г. Саратова поставляется на основании договора, заключенного ТСЖ "Порядок" с ресурсоснабжающей организацией.
Ненадлежащая оплата за полученные услуги послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
Статьи 152, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывают граждан и организации своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленном законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из приведенной нормы следует вывод, что ТСЖ осуществляет свои функции в интересах собственников жилья, а потому даже те жильцы, которые не являются членами ТСЖ, должны нести расходы, установленные общим собранием членов ТСЖ.
В силу ст. 137 ЖК РФ Товарищество собственников жилья вправе: 1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; 6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги. В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ в судебном в порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных и взносов.
Согласно положения ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, установление размеров платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме относится к компетенции ТСЖ и не связывается с членством в ТСЖ (ч. 1 п. 3 ст. 137 ЖК РФ). Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (п. 2 ст. 39 ЖК РФ). Решения, принятые общим собранием ТСЖ являются легитимными и никем не оспорены.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Расходы на капитальный ремонт, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе нежилых помещений в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников. Размер платы на капитальный, текущий ремонт и содержание имущества, в том числе общих мест пользования устанавливается собранием и не превышает общегородских размеров.
Согласно статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 2005 года N 6-П указал "право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества. Правило о несении собственником такого бремени закреплено в статье 210 ГК Российской Федерации и является базовым для дальнейшего законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника, что само по себе не может нарушать конституционные права заявителя".
Таким образом, собственник даже в случае отсутствия договорных отношений с истцом, в силу закона обязан нести соразмерно своей доле расходы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести соразмерно его доле расходы по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах, так как владеет жилыми помещениями в этих домах на праве собственности.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Истец начислил муниципальному образованию "Город Саратов" плату за содержание и ремонт общего имущества за период с 15.10.2014 по 29.02.2016 в размере 48250,69 руб., за отопление нежилого помещения за период с 15.10.2014 по апрель 2015 г., с октября 2015 г. по 28.02.2016 в размере 67819,98 руб.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 31.05.2015 за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Ставка рефинансирования, действующая с 14.09.2012 составляла 8,25% в соответствии с Указанием ЦБР от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, в редакции, действующей с 01.06.2015 до 31.07.2016, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно Информации Банка России средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения кредитора по Приволжскому федеральному округу с 01.06.2015 составляла 11,15%, с 15.06.2015 - 11,16%, с 15.07.2015 - 10,14% с 17.08.2015 - 10,12%, с 15.09.2015 - 9,59%, с 15.10.2015 - 9,24%, с 17.11.2015 - 9,15%, с 15.12.2015 - 7,07%, с 25.01.2016 - 7,57%, с 19.02.2016 - 8,69%, с 17.03.2016 - 8,29%, с 15.04.2016 - 7,76%, с 19.05.2016 - 7,53%, с 16.06.2016 - 7,82%, с 15.07.2016 - 7,10%.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.08.2016, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно Информации Банка России ключевая ставка Банка России составляла с 01.08.2016 - 10,50%, с 19.09.2016-10%, с 27.03.2017 - 9,75%.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств истец просит суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2014 по 14.11.2016 в размере 13661,88 руб., а с 15.11.2016 по день фактической оплаты задолженности.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом апелляционной инстанции проверен и признан правомерным.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице администрации.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества соразмерно доле муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов.
Заявленные ко взысканию денежные средства являются расходными обязательствами муниципального образования "Город Саратов" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, по его расходным обязательствам.
В силу пункта 9.4 Положения о муниципальной казне - имущественные требования, обращенные к муниципальному образованию "Город Саратов", подлежат удовлетворению в первую очередь за счет средств бюджета города, а затем за счет имущества, входящего в состав муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.2 Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 года "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В силу статьи 55 Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 г. N 67-649 финансовый орган администрации города является функциональным подразделением, исполняющим бюджет города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы.
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы N 19-172 от 19 июля 2007 года - Комитет по финансам: является финансовым органом администрации муниципального образования "Город Саратов", функциональным структурным подразделением, организующим исполнение бюджета муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы (пункт 1.1).
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны МО "Город Саратов" в пользу Товарищества собственников жилья "Порядок" задолженности по содержанию общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 12 июля 2017 года по делу N А57-28443/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)