Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Овчинникова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Петровой Ю.Ю.,
судей Подгорной Е.П., Сухаревой С.И.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2016 года апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N... на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года по делу N 2-2890/2015 по иску В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителей Жилищно-строительного кооператива N... В.А. и П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей В. Б. и В.В., возражавших против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
установила:
В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление фирмы <...>, установленные в квартире по адресу: <адрес>, об обязании ответчика произвести перерасчет платы за тепловую энергию по показаниям установленных теплосчетчиков-распределителей затрат на отопление с момента обращения истца к ответчику <дата> по дату введения в эксплуатацию счетчиков и в дальнейшем производить начисления за коммунальную услуги по отоплению по показаниям приборов учета, компенсации морального вреда в размере <...> рублей, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере <...> рублей, ссылаясь на незаконный отказ ответчика принять в эксплуатацию и производить начисления платы за тепловую энергию по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартире истца.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года исковые требования В. удовлетворены с обязанием Жилищно-строительного кооператива N... в течение <...> дней со дня вступления решения суда в законную силу ввести в эксплуатацию теплосчетчики распределители затрат на отопление фирмы <...>, установленные в квартире истца по адресу: <адрес>, со взысканием с Жилищно-строительного кооператива N... компенсации морального вреда в размере 500 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере <...> рублей.
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> производство по делу в части требований В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию по показаниям установленных теплосчетчиков-распределителей затрат на отопление с момента обращения истца к ответчику <дата> по дату введения в эксплуатацию счетчиков и в дальнейшем производить начисления за коммунальную услуги по отоплению по показаниям приборов учета прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части требований.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив N... просит решение суда первой инстанции от <дата> отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица ООО "<...>" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи /л.д. N..., ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии основания для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что <дата> истец, являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, обратился в управляющую организацию указанного многоквартирного дома Жилищно-строительный кооператив N... с заявлением о начислении платы за коммунальные услуги по отоплению, исходя из показаний индивидуальных приборов учета измерителей тепловой энергии, установленных в его квартире /л.д. N.../.
В удовлетворении указанного заявления истцу управляющей компанией было отказано с указанием на оборудование дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, начисление платы за отопление по формуле, установленной в п. 42(1) абз. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года (л.д. N...).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования В., суд первой инстанции исходил из того обстоятельство, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; отказ ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление является незаконным, поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие соответствие установленных в квартире истца приборов индивидуального учета законодательству Российской Федерации, технических препятствий к установке приборов индивидуального учета указанного типа не имеется.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет в соответствии с формулой 3 приложения N 2 Правил производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N АКПИ 13-1157.
В ходе рассмотрения дела по существу, а также в суде апелляционной инстанции не оспаривался тот факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Указанная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 11 марта 2015 года N 44г-29/2015, от 22 апреля 2015 года N 44г-46/2015.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 и N 307 от 06 апреля 2013 года, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01 сентября 2012 года на порядок оплаты коммунальной услуги, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Таким образом, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного иска.
Вывод суда о том, что возложение обязанности ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, установленные в квартире истца, не влечет автоматически возникновения у ответчика обязанности производить расчет платы за отопление по показаниям указанных приборов, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку в силу пп. "у" п. 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, что исполнитель обязан приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
С учетом изложенного, на основании ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе В. в удовлетворении исковых требований к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, а также производных требований о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 33-2427/2016 ПО ДЕЛУ N 2-2890/2015
Требование: Об обязании ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление, произвести перерасчет коммунальных платежей, взыскании компенсации морального вреда.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. N 33-2427/2016
Судья: Овчинникова Н.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Петровой Ю.Ю.,
судей Подгорной Е.П., Сухаревой С.И.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2016 года апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N... на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года по делу N 2-2890/2015 по иску В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителей Жилищно-строительного кооператива N... В.А. и П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей В. Б. и В.В., возражавших против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
установила:
В. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление фирмы <...>, установленные в квартире по адресу: <адрес>, об обязании ответчика произвести перерасчет платы за тепловую энергию по показаниям установленных теплосчетчиков-распределителей затрат на отопление с момента обращения истца к ответчику <дата> по дату введения в эксплуатацию счетчиков и в дальнейшем производить начисления за коммунальную услуги по отоплению по показаниям приборов учета, компенсации морального вреда в размере <...> рублей, взыскании расходов по уплате госпошлины в размере <...> рублей, ссылаясь на незаконный отказ ответчика принять в эксплуатацию и производить начисления платы за тепловую энергию по показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартире истца.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года исковые требования В. удовлетворены с обязанием Жилищно-строительного кооператива N... в течение <...> дней со дня вступления решения суда в законную силу ввести в эксплуатацию теплосчетчики распределители затрат на отопление фирмы <...>, установленные в квартире истца по адресу: <адрес>, со взысканием с Жилищно-строительного кооператива N... компенсации морального вреда в размере 500 рублей, расходов по уплате госпошлины в размере <...> рублей.
Определением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> производство по делу в части требований В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании произвести перерасчет платы за тепловую энергию по показаниям установленных теплосчетчиков-распределителей затрат на отопление с момента обращения истца к ответчику <дата> по дату введения в эксплуатацию счетчиков и в дальнейшем производить начисления за коммунальную услуги по отоплению по показаниям приборов учета прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части требований.
В апелляционной жалобе Жилищно-строительный кооператив N... просит решение суда первой инстанции от <дата> отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель третьего лица ООО "<...>" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи /л.д. N..., ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представил. В связи с изложенным судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии основания для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что <дата> истец, являясь собственником квартиры по адресу: <адрес>, обратился в управляющую организацию указанного многоквартирного дома Жилищно-строительный кооператив N... с заявлением о начислении платы за коммунальные услуги по отоплению, исходя из показаний индивидуальных приборов учета измерителей тепловой энергии, установленных в его квартире /л.д. N.../.
В удовлетворении указанного заявления истцу управляющей компанией было отказано с указанием на оборудование дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, начисление платы за отопление по формуле, установленной в п. 42(1) абз. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года (л.д. N...).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования В., суд первой инстанции исходил из того обстоятельство, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; отказ ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление является незаконным, поскольку в ходе рассмотрения дела суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие соответствие установленных в квартире истца приборов индивидуального учета законодательству Российской Федерации, технических препятствий к установке приборов индивидуального учета указанного типа не имеется.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм материального права.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 и принятым в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет в соответствии с формулой 3 приложения N 2 Правил производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2014 года N АКПИ 13-1157.
В ходе рассмотрения дела по существу, а также в суде апелляционной инстанции не оспаривался тот факт, что не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Указанная позиция нашла свое отражение в постановлениях Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 11 марта 2015 года N 44г-29/2015, от 22 апреля 2015 года N 44г-46/2015.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 и N 307 от 06 апреля 2013 года, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01 сентября 2012 года на порядок оплаты коммунальной услуги, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
Таким образом, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения предъявленного иска.
Вывод суда о том, что возложение обязанности ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, установленные в квартире истца, не влечет автоматически возникновения у ответчика обязанности производить расчет платы за отопление по показаниям указанных приборов, основан на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку в силу пп. "у" п. 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 года, что исполнитель обязан приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
С учетом изложенного, на основании ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять новое решение об отказе В. в удовлетворении исковых требований к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, а также производных требований о компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 июня 2015 года отменить.
В удовлетворении исковых требований В. к Жилищно-строительному кооперативу N... об обязании ввести в эксплуатацию теплосчетчики-распределители затрат на отопление, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)