Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 N 10АП-17071/2015 ПО ДЕЛУ N А41-75133/15

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. по делу N А41-75133/15


Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "ДВМ группа" - Куслина В.А. (представителя по доверенности от 08.06.2015),
от администрации городского округа Красноармейск Московской области - Неудахиной О.И. (представителя по доверенности от 12.01.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "ДВМ группа" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2015 по делу N А41-75133/15, принятое судьей Гриневой А.В.,

установил:

закрытое акционерное общество "ДВМ группа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации городского округа Красноармейск Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнения требований):
- - признать незаконными действия администрации, выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения договора развития застроенной территории от 15.11.2013 N 277;
- - взыскать с администрации в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2015 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам проведенного аукциона на основании решения о развитии застроенной территории, принятого постановлением администрации от 15.04.2013 N 180 и протокола приема заявок на право заключения договора о развитии застроенной территории от 11.10.2013 N 1, между администрацией и обществом (инвестором) заключен договор от 15.11.2013 N 277 о развитии застроенной территории (далее договор).
Предметом договора являлось развитие застроенной территории в г. Красноармейск Московской области площадью 74 га, ограниченной набережной р. Воря, ул. 1-я Парковая, ул. Клубная, ул. Академика Янгеля г. Красноармейск.
Договор заключен сроком на 5 лет и вступил в силу с момента подписания.
Цена права на заключение договора составляла 12 000 000 рублей и была оплачена обществом, что подтверждается платежным поручением от 09.10.2013 N 100.
В соответствии с пунктом 1.1 договора инвестор обязался в установленный срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства по развитию застроенной территории, а администрация обязалась создать необходимые условия для выполнения указанных обязательств.
Пунктом 4.7 договора предусмотрено, что договор считается расторгнутым со дня получения стороной уведомления об одностороннем отказе от его исполнения. Указанное уведомление должно быть направлено по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. При этом сторона, желающая воспользоваться правом одностороннего отказа от исполнения договора без обращения в суд, должна не менее чем за 90 рабочих дней до его расторжения направить другой стороне уведомление о намерении отказаться от исполнения договора с указанием причин.
Администрация 13.02.2015 направила обществу почтовой связью (заказным письмом с уведомлением и описью вложения) уведомление о намерении отказаться от исполнения договора, указав причину (л.д. 113 - 117).
Уведомление о намерении отказаться от исполнения договора развития застроенной территории получено обществом 24.02.2015.
В связи с тем, что срок, равный 90 рабочим дням с момента получения обществом уведомления администрации о намерении отказаться от исполнения договора развития застроенной территории, истек 29.06.2015, администрация письмом от 29.06.2015 N 118Исх-3001 администрация уведомило общество об одностороннем отказе от исполнения договора сообщило обществу, что договор расторгнут (данное письмо было получено обществом 10.07.2015).
В обоснование одностороннего отказа от исполнения договора администрация указала, что в нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 3.5.2 договора обществом не заключено дополнительное соглашение об определении зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу и объемов участия инвестора в реконструкции зданий, строений, сооружений, указанных в приложении N 2 к договору, в нарушение пункта 3.5.3 договора между обществом и администрацией не заключено дополнительное соглашение об определении поэтапного графика отселения граждан из жилых домов, подлежащих сносу, расположенных на территории, кроме того, в нарушение пункта 3.5.4 договора общество в срок до 30.12.2014 не создало и не приобрело, не передало в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленным по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, также администрация указала на неисполнение обществом пунктов 3.5.5 и 3.5.6 договора (л.д. 51 - 53).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.07.2015 по делу N А41-17516/15, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 25.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2016 по тому же делу, в удовлетворении заявления общества об обязании администрации исполнить обязательства, предусмотренные пунктом 3.2.1 договора о развитии застроенной территории, а именно: утвердить проект планировки и проект межевания территории, представленные обществом с сопроводительным письмом от 26.05.2014 N 87, отказано.
Данными судебными актами договор был квалифицирован в качестве публично-правового. Суды также указали, что общество защитить свои права и законные интересы путем подачи в суд заявления по правилам главы 24 АПК РФ.
В связи с этим общество, считая, что односторонний отказ администрации от исполнения договора является незаконным, 22.09.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу, в котором просило признать незаконными действия администрации, выразившиеся в одностороннем отказе от исполнения договора.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) определено, что по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 46.2 Градостроительного кодекса договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса существенными условиями договора являются:
1) сведения о местоположении и площади застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции;
2) цена права на заключение договора;
3) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки подготовки таких документов;
4) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
5) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
6) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории; максимальные сроки осуществления строительства;
7) обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - в соответствии с утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
8) обязательство органа местного самоуправления принять в установленном порядке решение об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, а также земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
9) обязательство органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 настоящей части, предоставить указанному лицу без проведения торгов в соответствии с земельным законодательством для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Договором может быть предусмотрено предоставление таких земельных участков по мере выполнения обязательств, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей части;
10) срок договора;
11) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.
Согласно части 4 статьи 46.2 Градостроительного кодекса в договоре наряду с указанными в части 3 настоящей статьи существенными условиями могут быть предусмотрены иные существенные условия, в том числе:
1) обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства;
2) указание видов объектов, предусмотренных пунктом 1 настоящей части и подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность; условия и сроки такой передачи;
3) условия и объем участия органа местного самоуправления в развитии застроенной территории с указанием соответствующих сроков;
4) способы и размер обеспечения исполнения договора лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления;
5) обязательство органа местного самоуправления обеспечить в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа строительство и (или) реконструкцию за границами земельного участка или земельных участков, в отношении которых заключен договор, объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для обеспечения подключения (технологического присоединения) на границах таких земельных участков к объектам коммунальной инфраструктуры, построенным на таких земельных участках; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.
Согласно части 9 статья 46.2 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора в случае:
1) неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, обязательств, предусмотренных пунктами 3 - 5 части 3 и пунктом 4 части 4 настоящей статьи;
2) неисполнения лицом, заключившим договор с органом местного самоуправления, или в соответствии с частью 7 настоящей статьи новыми правообладателями земельных участков обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 3 настоящей статьи, а также пунктами 1 и 2 части 4 настоящей статьи, если такие обязательства предусмотрены договором;
3) в иных случаях, установленных федеральным законом или договором.
В силу пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не Гражданским кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
Пунктом 2 статьи 453 Гражданского кодекса предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Таким образом, договор (развития застроенной территории от 15.11.2013 N 277) считается прекращенным на основании пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса и пункта 4.7 договора.
Общество не оспаривает возникновение указанных администрацией и предусмотренных частью 9 статьи 46.2 Градостроительного кодекса оснований для расторжения договора, однако, считает незаконным расторжение администрацией договора по данным основаниям, поскольку, как пояснил представитель общества в судебном заседании апелляционного суда и следует из апелляционной жалобы, считает, что обстоятельства, соответствующие этим основаниям, наступили по вине администрации.
По доводам общества, администрация допустила бездействие по исполнению договора развития территории в части касающейся обязательств, предусмотренных пунктами 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4, 3.5.5, 3.5.6 договора, что не позволило обществу приступить к выполнению договора развития застроенной территории в части: межевания территории с участками планируемой застройки; разработки и представления на утверждение градостроительных планов отмежеванных земельных участков; согласования на Градостроительном совете Московской области как самого проекта планировки территории жилого квартала, так и градостроительных планов земельных участков в рамках реализации договора о развитии застроенной территории, без чего невозможно приступить к строительству жилых домов и социально-инженерной инфраструктуры на развиваемой территории, что делает бессмысленными понесенные обществом расходы по исполнению договора и не позволяет заниматься переселением людей из аварийного и ветхого жилья в строящееся новое жилье, не может учитываться при расторжении договора.
Между тем для разрешения вопросов о расторжении договора и законности действий по расторжению договора, требуется установить, имелось ли основание для расторжения договора и соблюден ли порядок расторжения. То, по чьей вине наступило такое обстоятельство (основание), не имеет значения при исследовании того, расторгнут ли договор, законны ли действия одной из его сторон по расторжению договора.
Действия администрации по расторжению договора соответствуют приведенным положениям Градостроительного кодекса, Гражданского кодекса и условиям договора, касающимся расторжения договора, в связи с чем отсутствуют основания для признания их незаконными.
Учитывая выводы Арбитражного суда Московского округа, содержащиеся в постановлении от 20.01.2016 по делу N А41-17516/15 (если принять во внимание доводы общества об обстоятельствах, послуживших основаниями для расторжения договора), общество было вправе в период действия договора обратиться к администрации с заявлением об исполнении администрацией обязательств по договору и в случае отказа оспорить его в судебном порядке, либо оспорить бездействие администрации по исполнению договора без предварительного обращения к администрации.
При рассмотрении таких заявлений подлежали бы применению положения Градостроительного кодекса и договора, предусматривающие обязанности администрации как органа местного самоуправления и стороны договора, в неисполнении которых общество винит администрацию.
Между тем общество такие заявления не подавало, то есть не воспользовалось такими способами защиты его прав и законных интересов.
Такое обстоятельство, как вина администрации (на которую ссылается общество), может быть учтено при рассмотрении дела о взыскании убытков, причиненных действиями, бездействием контрагента, связанных с исполнением /ненадлежащим исполнением обязательств по договору, но не при разрешении указанных вопросов (расторжения договора, законности действий по расторжению договора).
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2015 по делу N А41-75133/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)