Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 06АП-4540/2016 ПО ДЕЛУ N А73-6932/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. N 06АП-4540/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
- от ООО "УК "Вектор": представитель не явился;
- от ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны РФ: Маркевич Н.А., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 6;
- от ФКУ "ОСК ВВО": Дю У.В., представитель по доверенности от 18.05.2016 N 29/15;
- от Минобороны России: Дю У.В., представитель по доверенности от 21.12.2016 N 212/1/298,
рассмотрев в судебном заседании по правилам первой инстанции
дело N А73-6932/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации"
об обязании заключить договор
третьи лица: федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа, Министерство обороны Российской Федерации,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" (ОГРН 1150327003430, г. Кяхта, далее - ООО "УК "Вектор") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, г. Хабаровск, далее - ФКУ "ОСК ВВО") о понуждении заключить договор управления многоквартирными домами, расположенными на территории города Кяхта, военный городок N 6, по результатам открытого конкурса.
Требования обоснованы положениями части 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы отказом в подписании договора управления многоквартирными домами, расположенными на территории города Кяхта, военный городок N 6.
Определением суда от 21.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ").
Решением от 25.07.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Вектор" считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на необоснованный отказ суда в замене ненадлежащего ответчика.
Кроме этого, считает, что судом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно кто является уполномоченным в подписании договора управления многоквартирными домами.
В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ "ОСК ВВО" полагает доводы жалобы несостоятельными, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением от 11.10.2016 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
Этим же определением, исходя из предмета спора и фактических обстоятельств, суд счел необходимым на основании статей 47, 51 АПК РФ произвести по делу N А73-6932/2016 замену ответчика: федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а также привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа".
Определением от 08.11.2016 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу N А10-5571/2016, в рамках которого оспаривались действия по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, а также заявлено требование о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории города Кяхта, военный городок N 6.
В связи с вступлением в силу судебного акта по делу N А10-5571/2016 определением от 19.06.2017 производство по делу возобновлено.
В судебное заседание представитель ООО "УК "Вектор" явку своего представителя не обеспечило, представив письменные пояснения, в которых поддержаны исковые требования к ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ".
Представитель ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ", считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, просила отказать в удовлетворении иска, указав на неисполнимость судебного акта в случае обязания заключить договор управления, ссылаясь на наделение такими полномочиями Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа (далее - Управление эксплуатационного содержания), являющегося подразделением ФКУ "ОСК ВВО".
В подтверждение своей позиции представила: договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами РФ от 27.07.2015; доверенность N 29/88-Д; переписку с Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны РФ.
Указанные документы в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ приобщены к материалам дела.
Представитель Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" считает надлежащим ответчиком ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ", за которым зарегистрировано право оперативного управления на спорные многоквартирные дома в военном городке N 6 г. Кяхта, и отсутствие препятствий к исполнению судебного акта (заключению договора управления МКД).
Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие неявившегося истца.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Согласно протоколу N 7 конкурса по отбору по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 18.11.2015 ООО "УК "Вектор" признано победителем конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории военного городка N 6 г. Кяхта Республики Бурятия (многоквартирные дома по адресам: ул. Рукавишникова, 5, 11, 17, 18, 24, 47, 52, 83; ул. Кузнецова, 6, 8, 10, 37, 54, 60, 61, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 75; ул. Оганьянца, 13, 14, 15, 16; ул. Гармаева, 19, 20, 21, 22, 23, 46, 58, 59, 66, 82, 84).
В вышеуказанных многоквартирных домах находится часть жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Министерству обороны РФ, переданных в оперативное управление ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ".
Ранее в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 жилые дома военного городка были закреплены на праве оперативного управления за Кяхтинской КЭЧ.
Кяхтинская КЭЧ реорганизована в форме присоединения к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц прекратила свою деятельность 21.11.2011.
07.12.2015 истцом в адрес Минобороны России, ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ", Управления эксплуатационного содержания, являющегося подразделением ФКУ "ОСК ВВО", Отделения территориального г. Улан-Удэ ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ направлены проекты договоров управления многоквартирными домами, расположенными в военном городке N 6 г. Кяхта.
Письмом от 29.02.2016 Управление эксплуатационного содержания ФКУ "ОСК ВВО" предложило согласовать данный вопрос с ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ", обладающим правом оперативного управления.
ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ" договор не подписан.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75).
Во исполнение пункта 90 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 ООО "УК "Вектор" организатору конкурса направлен подписанный проект договора управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 91 указанного Постановления победитель конкурса в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Вектор" имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 003 000022 от 30.04.2015, предоставленную на основании решения лицензионной комиссии Республики Бурятия по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 29.04.2015 N 23, приказа Республиканской службы государственной жилищной инспекции от 30.04.2015 N 22л/к.
В соответствии с частью 5 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15.03.2017 по делу N А10-5571/2016 в удовлетворении иска ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ" к муниципальному казенному учреждению администрации муниципального образования "Город Кяхта" Кяхтинского района Республики Бурятия, ООО "УК "Вектор" о признании действий по организации и проведению конкурса по отбору управляющей организации незаконными, признании недействительными результатов конкурса от 06.08.2015 по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Кяхта по адресам: ул. Рукавишникова, дома NN 5, 11,17, 18, 24,47,52,83; ул. Кузнецова, дома NN 6, 8, 10, 37, 54, 60, 61, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 75; ул. Оганьянца, дома NN 13,14,15,16; ул. Гармаева, дома NN 19, 20, 21, 22, 23, 46, 58, 59, 66, 82, 84, отказано; нарушений законодательства при проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами не допущено. В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании пункта 1 статьи 290 ГК РФ и пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, право оперативного управления ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ" на квартиры, расположенные на территории военного городка N 6 г. Кяхта (многоквартирные дома по адресам: ул. Рукавишникова, 5, 11, 17, 18, 24, 47, 52, 83; ул. Кузнецова, 6, 8, 10, 37, 54, 60, 61, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 75; ул. Оганьянца, 13, 14, 15, 16; ул. Гармаева, 19, 20, 21, 22, 23, 46, 58, 59, 66, 82, 84), подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; передаточным актом, составленным при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от Кяхтинской КЭЧ района к ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ" от 01.04.2011; выпиской из реестра федерального имущества N 04/8-3176 от 02.08.2007.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом, статьями 296 и 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ, обладая вещным правом на жилые помещения в спорных многоквартирных домах, обязано нести расходы на содержание имущества и бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом. Данная обязанность возникла у учреждения в силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 ГК РФ (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2011 N ВАС-3145/11; Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285). Учитывая факт нахождения спорного жилого фонда в оперативном управлении ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ", указанные правовые нормы, позиция ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ" о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется, как несостоятельная.
По этим же основаниям подлежат отклонению доводы ответчика о неисполнимости судебного акта в случае обязания заключить договор управления, наделение такими полномочиями Управление эксплуатационного содержания, являющегося подразделением ФКУ "ОСК ВВО".
Ссылка ответчика на договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, N 2-УЖФ-03 от 27.07.2015 является несостоятельной по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15.03.2017 по делу N А10-5571/2016 установлено, что в военном городке N 6 г. Кяхта отсутствуют дома, в котором 100 процентов помещений принадлежат Российской Федерации в лице Министерства обороны России, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (от 39% до 94,1%).
Этим же решением установлен факт невозможности управления спорными многоквартирными домами ООО "Главное управление жилищным фондом" по договору N 2-УЖФ-03 от 27.07.2015.
На основании части 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Истцом в материалы дела представлен договор управления спорными многоквартирными домами с 12-тью приложениями к нему, содержащий необходимые условия, предусмотренные частью 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ (т. 2, т. 3, т. 4, т. 5, т. 6 л.д. 1-142), что свидетельствует о соответствии проекта договора требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и вышеуказанные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, предъявленных к надлежащему ответчику - ФГКУ "СибТУИО Минобороны РФ".
В этой связи, решение суда, принятое с нарушением норм процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении исковых требований, уточненных при рассмотрении спора по правилам первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ.
На основании положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные истцом в ходе рассмотрения дела, в сумме 9 000 рублей (6 000 рублей - государственная пошлина по иску, 3 000 рублей - государственная пошлина по апелляционной жалобе) возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.07.2016 по делу N А73-6932/2016 отменить.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1037550010519) заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" (ОГРН 1150327003430) договор управления многоквартирными домами, расположенными на территории города Кяхта, военный городок N 6 (многоквартирные дома: по ул. Рукавишникова NN 5, 11, 17, 18, 24, 47, 52, 83; по ул. Кузнецова NN 6, 8, 10, 37, 54, 60, 61, 65, 69, 70, 71, 72, 73, 75; по ул. Оганьянца NN 13, 14, 15, 16; по ул. Гармаева NN 19, 20, 21, 22, 23, 46, 58, 59, 66, 82, 84), на условиях, предложенных обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор".
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1037550010519) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вектор" (ОГРН 1150327003430) расходы по оплате государственной пошлины по иску - 6 000 руб., по апелляционной жалобе - 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.О.ВОЛКОВА

Судьи
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
А.А.ТИХОНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)