Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.07.2017 N Ф08-4218/2017 ПО ДЕЛУ N А53-30776/2016

Требование: О признании недействительным предписания управления.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием общество признано нарушившим требования Жилищного кодекса РФ, выразившиеся во включении в счета-извещения за спорный период помимо платы за содержание жилого помещения оплаты за содержание газовых сетей, уборки придомовой территории, ремонт.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А53-30776/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ИНН 6154126004, ОГРН 1126154008958), заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (ИНН 6167080043, ОГРН 1056167010008), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городе Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2017 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (судьи Илюшин Р.Р., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-30776/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах (далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 22.09.2016 N 542.
Решением суда от 10.01.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2017, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения физического лица по вопросу обоснованности начисления платы за коммунальную услугу по текущему ремонту и пени по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная 65-67, кв. N 65, управлением в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения указанной проверки административным органом установлены нарушения обществом требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации, выразившиеся во включении в счета-извещения за август 2015 года - август 2016 года помимо платы за содержание жилого помещения оплаты за содержание газовых сетей, содержание ОПУ ТЭ на 24 м{\super 2, содержание ОИ на 24 м{\super 2, управление МКД на 24 м{\super 2, уборку лестниц на 24 м{\super 2, уборку придомовой территории на 24 м{\super 2, ремонт ОИ на 24 м{\super 2, ТБО на 24 м{\super 2.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления управлением акта проверки от 22.09.2016 N 58.0513 и выдачи предписания от 22.09.2016 N 542, которым обществу предписано в срок до 22.12.2016 привести соответствующие счета-квитанции в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей в спорный период, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 156 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно части 7 статьи 156 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса.
Частью 1 статьи 158 Кодекса установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 2 статьи 158 Кодекса расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Частью 3 статьи 158 Кодекса установлено, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Согласно части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 2 - 3 части 3 статьи 162 Кодекса в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Перечень действий, включаемых в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, приведен в пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
В силу подпункта "з" пункта 11 Правил в указанный перечень входит, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пункту 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В силу пункта 21 Правил капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Пунктом 28 Правил установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
В силу пункта 29 Правил расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения.
Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
В силу части 2 статьи 44 Кодекса к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
На основании части 6 статьи 46 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Суды установили, что согласно протоколу от 30.10.2013 общим собранием собственников многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная 65-67 (далее - собрание собственников дома), утверждены условия договора управления многоквартирным дома от 31.10.2013. Приложением N 2 к указанному договору предусмотрен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из данного перечня следует, что все услуги, внесенные в спорные квитанции об оплате, предусмотрены договором управления.
Начисления жильцам многоквартирного дома производятся по тарифам, установленным Администрацией г. Таганрога, что также соответствует решению общего собрания собственников от 30.10.2013.
Кроме того, суды установили, что общим собранием собственников дома принято решение от 18.12.2013 об участии в адресной программе по капитальному ремонту многоквартирных домов и проведении капитального ремонта.
Согласно протоколу от 18.12.2013 N 2 собранием собственников дома также утвержден перечень общего имущества, подлежащего капитальному ремонту, виды работ (усиление несущих конструкций и грунтов основания фундамента дома), принято решение о долевом финансировании собственниками капитального ремонта, не менее 15% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с адресной программой. При этом доля участия в софинансировании каждого собственника в отдельности рассчитывается пропорционально общей площади помещения, находящегося на праве собственности.
Кроме того, собранием собственников дома утвержден порядок расчетов с подрядной организацией за выполнение работ по проведению капитального ремонта, в том числе установлено, что денежные средства на долевое финансирование капитального ремонта вносятся собственниками помещений путем ежемесячных взносов в течение 12 месяцев.
Суды установили, что сумма коммунальных платежей начислялась с учетом принадлежащей жильцам на праве собственности площади ежемесячно в течение 12 месяцев. Вместе с тем осуществление оплаты за оказание жилищно-коммунальных услуг без учета начислений по статье "капитальный ремонт" повлекло образование задолженности, на которую впоследствии начислены суммы пени.
При вынесении судебных актов судебные инстанции обоснованно учли, что 05.09.2016 физическое лицо направило в управление заявление о снятии с контроля ранее поступившего обращения от 22.08.2016 N В27-116-250 в связи с урегулированием конфликта.
Выводы судебных инстанций о том, что у Управления отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела предписания, являются правомерными.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.01.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А53-30776/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)