Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2016 N 13АП-23888/2016 ПО ДЕЛУ N А56-12062/2016

Разделы:
Членство в жилищном и жилищно-строительном кооперативе; ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2016 г. N 13АП-23888/2016

Дело N А56-12062/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
- от заявителя: Хацкельсон С.Е. по доверенности от 15.02.2014;
- от заинтересованного лица: Федорова И.Г. по доверенности от 11.01.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23888/2016) Жилищно-строительного кооператива 984 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2016 по делу N А56-12062/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива 984
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:

Жилищно-строительный кооператив 984 (Санкт-Петербург, Морская наб., д. 45; ОГРН 1037800066908, далее - ЖСК, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - Инспекция, ГЖИ) от 30.11.2015 N 10/614-р).
Решением суда от 27.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ЖСК, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что судом дана оценка пунктам предписания, которые ЖСК не оспаривались - 1, 2, 6, 7, 9. По мнению заявителя, Устав ЖСК в полной мере соответствует требования жилищного законодательства.
В судебном заседании представитель ЖСК поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель ГЖИ возражал против ее удовлетворения. В судебном заседании 17.10.2016 объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 24.10.2016 г.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения от 17.11.2015 N 10/614-р проведена проверка соответствия Устава ЖСК требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что пункты 1.3, 1.6, 1.7, 4.2, 4.3, 8.6.12, 8.11, 8.15, 8.16, 9.5, 10.3, 13.3 Устава нарушают требования действующего жилищного законодательства.
По результатам проведения внеплановой проверки составлен акт от 30.11.2015 N 10/614-р, на основании которого ЖСК выдано предписание от 30.11.2015 N 10/614-р с указанием на необходимость устранения в срок до 30.05.2016 несоответствия пунктов 1.3, 1.6, 1.7, 4.2, 4.3, 8.6.12, 8.11, 8.15, 8.16, 9.5, 10.3, 13.3 Устава кооператива требованиям Жилищного кодекса РФ.
Не согласившись с означенным предписанием, ЖСК оспорило в судебном порядке пункты 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12 предписания.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в Уставе ЖСК установленных Инспекций нарушений требований жилищного и гражданского законодательства.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим изменению на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления ЖСК от 29.02.2016, заявителем оспариваются только пункты 3 - 5, 8, 10 - 12 предписания ГЖИ от 30.11.2015 N 10/614-р.
Поскольку пункты предписания N 1, 2, 6, 7, 9, касающиеся нарушений в пунктах 1.3, 1.6, 8.6.12, 8.11, 8.16 Устава, заявителем не оспаривались, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции в отношении данных эпизодов подлежат исключению из мотивировочной части обжалуемого решения.
В оспариваемых пунктах предписания ГЖИ содержатся следующие положения:
Пункт 3 предписания: "Пункт 1.7 Устава ЖСК не имеет ограничений по сроку деятельности, если число его членов обладает количеством голосов, превышающим пятьдесят процентов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации ЖСК в случае, если его члены не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В случае непринятия такого решения ЖСК подлежит ликвидации в судебном порядке" - противоречит положениям статьи 123 ЖК РФ".
Согласно пункту 4 предписания, пункт 4.2 Устава, содержащий следующие положения: "членство в ЖСК возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления, поданного в правление, о вступлении в ЖСК. Правление принимает решение о приеме собственника в члены ЖСК", противоречит положениям части 2 статьи 122 ЖК РФ.
В пункте 5 предписания ГЖИ указано на несоответствие требованиям статьи 130 ЖК РФ пункта 4.3 Устава, согласно которому: "Членство в ЖСК прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов и/или с момента прекращения права собственности члена ЖСК на помещение в многоквартирном доме".
В пункте 8 предписания указано следующее: "Пункт 8.15 Устава: "Количество голосов, которым обладает член ЖСК, на общих собраниях (очных и заочных) пропорционально доле принадлежащих ему помещений. Доля определяется в квадратных метрах общей площади принадлежащих члену ЖСК помещений. При определении количества голосов, которым обладает собственник квартиры, возможно деление общего метража квартиры на 10 с последующим округлением до целого числа. Допускается по решению собрания вести подсчет голосов по принципу: одна квартира - один голос. В случае если подсчет голосов по такому принципу дает результат близкий к 50%, то по решению собрания голоса пересчитываются, исходя из метража общей площади помещений" противоречит требованиям части 1 статьи 117 ЖК РФ".
Согласно пункту 9 предписания пункт 8.16 Устава: "В случае если жилое и/или нежилое помещение принадлежит нескольким собственникам на праве общей собственности, то они могут принять решение о предоставлении одним из них общих интересов в ЖСК без оформления доверенности" противоречит положениям пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
В пунктах 10 и 11 предписания указано, что пункт 9.5 Устава - "председателем правления ЖСК является Председатель ЖСК, избранный на общем собрании членов ЖСК" и пункт 10.3 Устава - "председатель ЖСК избирается из числа членов ЖСК общим собранием его членов на срок два года" противоречат части 1 статьи 119 ЖК РФ.
Согласно пункту 12 предписания ГЖИ пункт 13.3 Устава: "Ликвидация ЖСК осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, в том числе по решению общего собрания в случае, если его члены не обладают более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме", противоречит части 1 статьи 112, статье 123 ЖК РФ, статье 61 ГК.
Согласно статье 121 ЖК РФ, гражданин или юридическое лицо, желающие стать членом жилищного кооператива, подают в правление жилищного кооператива заявление о приеме в члены жилищного кооператива. Заявление о приеме в члены жилищного кооператива должно быть рассмотрено в течение месяца правлением жилищного кооператива и утверждено решением общего собрания членов жилищного кооператива (конференции). Гражданин или юридическое лицо признается членом жилищного кооператива с момента уплаты вступительного взноса после утверждения решения о приеме в члены жилищного кооператива общим собранием членов кооператива (конференцией).
Таким образом, наличие заявление лица о приеме в члены кооператива, и доказательства уплаты им вступительного взноса, по смыслу вышеприведенного положения, являются обязательным подтверждением членства лица в жилищно-строительном кооперативе.
В этой связи, указание заявителем в пункте 4.2 Устава на то, что членство в ЖСК возникает у собственника помещения только на основании заявления, поданного в правление ЖСК, противоречит положениям части 2 статьи 121 ЖК РФ. Следовательно, пункт 4 предписания является законным.
Согласно части 3 статьи 130 ЖК РФ член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
Согласно пункту 4.3. Устава членство в ЖСК прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов и/или с момента прекращения права собственности члена ЖСК на помещение в многоквартирном доме.
Поскольку часть 3 статьи 130 ЖК РФ содержит иные обязательные условия исключения из членов кооператива, которым не соответствует пункт 4.3 Устава ЖСК, предписание в указанной части (пункт 5) также законно и обоснованно.
В силу части 1 статьи 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Учитывая требования закона, регламентирующие условия правомочности общего собрания членов ЖСК, каждый член ЖСК на общем собрании членов ЖСК обладает одним голосом. В этой связи, установленный в пункте 8.15 Устава порядок подсчета голосов, которым обладает член ЖСК (пропорционально доле принадлежащих помещений) не соответствует требованиям части 1 статьи 117 ЖК РФ (пункт 8 предписания).
В соответствии с частью 1 статьи 119 ЖК РФ председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.
В пунктах 9.5 и 10.3 Устава заявителем указано, что председателем правления кооператива является лицо, избранное общим собранием членов кооператива, в то время как вышеуказанной нормой ЖК РФ предусмотрено, что такое решение принимается правлением жилищного кооператива. В этой связи нарушение части 1 статьи 119 ЖК РФ, означенное Инспекцией в пунктах 10 и 11 оспариваемого предписания правомерно вменено заявителю.
По мнению апелляционного суда, приведенные выше положения Жилищного кодекса Российской Федерации носят императивный характер, а потому не могут быть изменены Уставом кооператива.
Согласно статье 112 ЖК РФ количество членов жилищного кооператива не может быть менее чем пять, но не должно превышать количество жилых помещений в строящемся или приобретаемом кооперативом многоквартирном доме.
Проанализировав содержание пунктов 1.7 и 10.3 Устава, Инспекция сочла их не соответствующими положениям части 1 статьи 112 ЖК РФ, т.к. количество членов ЖСК не может быть меньше пяти (пункты 3 и 12 предписания).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что пункты 1.7 и 10.3 Устава не противоречат требованиям жилищного законодательства, поскольку частью 1 статьи 112 ЖК РФ определен только нижний предел - минимальное количество членов кооператива, при котором может быть принято решение о создании кооператива или должно быть принято решение о его ликвидации. Уставом эта нижняя граница поднята до пятидесяти голосов (членов кооператива), что не является нарушением положений части 1 статьи 112 ЖК РФ.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению.
Распределение судебных расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе производятся в соответствии с пунктом 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2016 по делу N А56-12062/2016 изменить.
Исключить из мотивировочной части решения суда выводы в отношении неоспариваемых Жилищно-строительным кооперативом N 984 пунктов 1, 2, 6, 7, 9 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.11.2015 N 10/614-р.
Признать недействительными пункты 3 и 12 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.11.2015 N 10/614-р.
В удовлетворении остальной части требований Жилищно-строительному кооперативу N 984 отказать.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Жилищно-строительного кооператива N 984 расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 4 500 рублей.
Возвратить Жилищно-строительному кооперативу N 984 из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)