Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-10256/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2017 года по делу N 33а-10256/2017


Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Шилова А.Е.
судей - Лазаревой М.А. и Евдокименко А.А.
с участием прокурора - Кушнирчук А.И.
при секретаре - Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 6 июня 2017 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения в законную силу подпункт 5 пункта 8 главы 3 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. N 404, в части слов "(за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах)" и слов "по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением внутриквартальных проездов, - до проезжей части дороги".
В удовлетворении исковых требований о признании не действующими абзаца 34 пункта 2 главы 2, абзаца 86 пункта 2 главы 2 в части слов "внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения, сооружения) и (или)...", "внутриквартальные проезды и тротуары", "озелененные территории", "площадки для хозяйственных целей", "другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения, сооружения)", абзаца 1 пункта 3 главы 3 в части слов "и прилегающих территорий", абзаца 1 пункта 8 главы 3 в части слов "прилегающей", подпунктов 1 и 11 пункта 11 главы 3, пункта 40 главы 4 в части слов "подлежащая уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда городского округа Самара", пунктов 56 и 64 главы 5.1 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. N 404, отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в газете "Самарская газета" и на официальном сайте Администрации городского округа Самара в подразделе "Официальное опубликование" (http://samadm.ru/docs/official-publication) в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:

ЖСК N <...> обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта Главы г.о. Самара и Администрации г.о. Самара.
Уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, административный истец просил суд признать не действующими с даты вступления судебного решения в законную силу положения абзаца 34 п. 2 гл. 2, абзац 86 п. 2 гл. 2 в части слов "внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, строения, сооружения) и (или)...", "внутриквартальные проезды и тротуары", "озелененные территории"; "площадки для хозяйственных целей", "другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, строения, сооружения)", абзац 1 п. 3 гл. 3 в части слов "и прилегающих территорий", абзац 1 п. 8 гл. 3 в части слов "прилегающей", пп. 5 п. 8 гл. 3, пп. 1 и 11 п. 11 гл. 3, п. 40 гл. 4 в части слов "подлежащая уборке собственниками многоквартирного дома самостоятельно или по договору с организацией, осуществляющей содержание жилищного фонда городского округа Самара", п. 56 и 64 гл. 5.1 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. N 404.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда в части признания недействующим подпункта 5 пункта 8 главы 3 Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. N 404, в части слов "(за исключением нежилых помещений в многоквартирных домах)" и слов "по периметру от жилого дома шириной не более 50 метров. Площадь закрепляемой территории не должна превышать общей площади помещений жилого дома. При наличии в этой зоне дороги, за исключением внутриквартальных проездов, - до проезжей части дороги". Просят принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований административного истца отказать в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о. Самара по доверенности В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель административного истца по доверенности К. доводы апелляционной жалобы не поддержал, пояснил, что с решением суда в части не согласны, но апелляционную жалобу не подавали.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. N 404 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара. Первоначальный текст документа, носившего тогда наименование "Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г.о. Самара", опубликован в "Самарской газете" от 14.06.2008 г. N 104 (3897).
Из материалов дела следует, что истец управляет частью многоквартирного дома N <...> по <...>.
В 2015 году Администрацией Железнодорожного района г.о. Самара в адрес истца направлялась оферта о заключении соглашения о содержании территории, прилегающей к дому N <...> по <...>.
21.12.2015 года административным истцом заявлен отказ от подписания проекта Соглашения N <...> по санитарному содержанию прилегающей территории, организации вывоза мусора, содержанию и уходу за земельными насаждениями на прилегающей территории.
25.12.2015 года Администрация Железнодорожного района г.о. Самара направила в адрес председателя Правления ЖСК N <...> сообщение, которым потребовала подписать соглашение в предложенной ему редакции в десятидневный срок, ссылаясь в обоснование своей позиции на положения Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара. При этом орган местного самоуправления отказался обсуждать условия соглашения.
Из материалов дела следует, что 17.02.2016 г. и 18.01.2017 г. административный истец привлекался к административной ответственности за нарушение предписаний Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, связанных с очисткой территорий от снега и наледи.
При рассмотрении настоящего иска постановлением Администрации г.о. Самара от 25.05.2017 г. N 411 внесены изменения в оспариваемый нормативный акт.
На основании части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого нормативного акта не допущено нарушений порядка его принятия, а также правил опубликования и введения в действие муниципальных правовых актов. Административный истец на наличие таких нарушений также не ссылался.
Административным истцом оспариваются отдельные положения Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, на основании которых, по мнению органов местного самоуправления, на него может быть возложена обязанность по содержанию, в т.ч. уборке, территории, которая не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в управляемом им многоквартирном доме.
На основании пп. 25 п. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (в редакции, введенной в действие с 01.01.2012 года) к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
Таким образом, с 01.01.2012 года законодатель предусмотрел возможность разработки и установления на муниципальным уровне такого механизма организации благоустройства на территории городского округа, который сопряжен с возложением на граждан и юридических лиц обязанности участвовать в той или иной форме в содержании не находящихся в их владении или пользовании земельных участков.

































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)