Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Газоснабжающей организации предписано устранить нарушение, выразившееся в необоснованном начислении платы за газоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 по делу N А50-12782/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края, приняли участие представители ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" - Гришина Ю.В. (доверенность от 25.12.2015 N 264), Михайлов А.А. (доверенность от 11.04.2016 N 294).
ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (ИНН: 5948022406, ОГРН: 1025902403196; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ИНН: 5902292939, ОГРН: 1035900084054; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 2324 от 14.05.2015.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Холмогорова Н.Н.
Решением суда от 29.09.2015 (судья Трефилова Е.М.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 153, ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекция N 2324 от 14.05.2015 об устранении нарушений. Данное предписание является результатом внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за февраль 2015 года в квартире <...> в многоквартирном доме N 28 по ул. Докучаева г. Перми, проведенной в связи с обращением Холмогоровой Н.Н. от 20.03.2015 N СЭД-45-14.2-10-3051х. Инспекцией установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета газа и потребителей в указанном жилом помещении размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению определен исходя из норматива потребления коммунальной услуги на одного человека, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и п.п. "а" п. 35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 14.05.2015 N 2324. По результатам проверки инспекцией вынесено предписание от 14.05.2015 N 2324, которым обществу в срок до 16.06.2015 предписано устранить допущенное нарушение обязательных требований, а именно произвести по кв. <...> начисление размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за февраль 2015 года в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 549.
Как следует из материалов дела, третьим лицом и обществом заключен договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно подп. а) п. 35 Правил поставки газа объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.
В соответствии с п. 42. Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 32 Правил поставки газа при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что неиспользование собственником жилого помещения не освобождает от оплаты поставленного газа, и только прекращение подачи газа является основанием для неоплаты услуги по газоснабжению.
Однако суды применили ч. 11 ст. 155, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ без учета того, что согласно п. 5 а) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, подп. "а" п. 35 Правил поставки газа определение объема потребленного газа и размера платы за услугу по газоснабжению связано с применением показателя "количество граждан, проживающих в жилом помещении". Из совокупности названных норм следует, что при величине данного показателя равной нулю, сумма к оплате отсутствует. Способ расчета платы с применением норматива потребления коммунальной услуги не изменяет установленные правила расчета, равно как и отсутствие счетчика не вменяет обязанность оплачивать непотребленный газ.
Суды указали, что Холмогорова Н.Н. не обращалась с требованием осуществить перерасчет в связи с ее временным отсутствием в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Однако причиной выдачи предписания явилось необоснованное начисление платы за газоснабжение, а не отказ в проведении перерасчета, следовательно, учитывая примененный судами формальный подход, надлежало руководствоваться Правилами поставки газа, регулирующими правоотношения при изменении обстоятельств, влияющих как на наличие оснований для оплаты, так и на размер платы, а в части, не урегулированной указанными Правилами - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 21 Правил поставки газа несообщение абонентом поставщику газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также о временном проживании граждан, влечет право поставщика провести перерасчет в порядке, предусмотренным п. 61 Правил поставки газа.
Факт извещения Холмогоровой Н.Н. об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также об отсутствии временно проживающих установлен, возложенную на нее обязанность третье лицо исполнила.
Право на перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, реализуется абонентами в порядке, изложенном в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, содержится в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Инспекцией на основании отраженных в акте проверки материалов установлено отсутствие зарегистрированных и проживающих лиц, и сделан вывод о нарушении обществом при начислении платы п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг и подп. а) п. 35 Правил поставки газа. Эти основания при судебном разбирательстве не опровергнуты. Акт, составленный в порядке п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, отсутствует.
Отклонение судами иных материалов, представленных в доказательство отсутствия проживающих, ввиду неотносимости этих материалов к предмету спора, связано с ошибочным подходом о прекращении газоснабжения как основании для освобождения от оплаты услуги.
Таким образом, вывод о несоответствии закону оспариваемого предписания и нарушении прав и законных интересов общества не основан на нормах права и фактических обстоятельствах.
В связи с неправильным применением норм материального права - ч. 11 ст. 155, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 5 а) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, подп. "а" п. 35 Правил поставки газа, судебные акты подлежат отмене, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 по делу N А50-12782/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 2324 от 14.05.2015 об устранении нарушений отказать.
Поворот исполнения решения Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 при наличии доказательств его исполнения осуществить Арбитражному суду Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2016 N Ф09-2802/16 ПО ДЕЛУ N А50-12782/2015
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Газоснабжающей организации предписано устранить нарушение, выразившееся в необоснованном начислении платы за газоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. N Ф09-2802/16
Дело N А50-12782/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 по делу N А50-12782/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Пермского края, приняли участие представители ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" - Гришина Ю.В. (доверенность от 25.12.2015 N 264), Михайлов А.А. (доверенность от 11.04.2016 N 294).
ООО "Газпром межрегионгаз Пермь" (ИНН: 5948022406, ОГРН: 1025902403196; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ИНН: 5902292939, ОГРН: 1035900084054; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 2324 от 14.05.2015.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Холмогорова Н.Н.
Решением суда от 29.09.2015 (судья Трефилова Е.М.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Щеклеина Л.Ю., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 153, ст. 155, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила поставки газа), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как установлено судами, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания инспекция N 2324 от 14.05.2015 об устранении нарушений. Данное предписание является результатом внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за февраль 2015 года в квартире <...> в многоквартирном доме N 28 по ул. Докучаева г. Перми, проведенной в связи с обращением Холмогоровой Н.Н. от 20.03.2015 N СЭД-45-14.2-10-3051х. Инспекцией установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета газа и потребителей в указанном жилом помещении размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению определен исходя из норматива потребления коммунальной услуги на одного человека, что является нарушением пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и п.п. "а" п. 35 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 14.05.2015 N 2324. По результатам проверки инспекцией вынесено предписание от 14.05.2015 N 2324, которым обществу в срок до 16.06.2015 предписано устранить допущенное нарушение обязательных требований, а именно произвести по кв. <...> начисление размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению за февраль 2015 года в соответствии с требованиями Правил N 354 и N 549.
Как следует из материалов дела, третьим лицом и обществом заключен договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Согласно подп. а) п. 35 Правил поставки газа объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.
В соответствии с п. 42. Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
На основании части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 32 Правил поставки газа при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что неиспользование собственником жилого помещения не освобождает от оплаты поставленного газа, и только прекращение подачи газа является основанием для неоплаты услуги по газоснабжению.
Однако суды применили ч. 11 ст. 155, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ без учета того, что согласно п. 5 а) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, подп. "а" п. 35 Правил поставки газа определение объема потребленного газа и размера платы за услугу по газоснабжению связано с применением показателя "количество граждан, проживающих в жилом помещении". Из совокупности названных норм следует, что при величине данного показателя равной нулю, сумма к оплате отсутствует. Способ расчета платы с применением норматива потребления коммунальной услуги не изменяет установленные правила расчета, равно как и отсутствие счетчика не вменяет обязанность оплачивать непотребленный газ.
Суды указали, что Холмогорова Н.Н. не обращалась с требованием осуществить перерасчет в связи с ее временным отсутствием в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Однако причиной выдачи предписания явилось необоснованное начисление платы за газоснабжение, а не отказ в проведении перерасчета, следовательно, учитывая примененный судами формальный подход, надлежало руководствоваться Правилами поставки газа, регулирующими правоотношения при изменении обстоятельств, влияющих как на наличие оснований для оплаты, так и на размер платы, а в части, не урегулированной указанными Правилами - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 21 Правил поставки газа несообщение абонентом поставщику газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также о временном проживании граждан, влечет право поставщика провести перерасчет в порядке, предусмотренным п. 61 Правил поставки газа.
Факт извещения Холмогоровой Н.Н. об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также об отсутствии временно проживающих установлен, возложенную на нее обязанность третье лицо исполнила.
Право на перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, реализуется абонентами в порядке, изложенном в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Открытый перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, содержится в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг. Согласно п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Инспекцией на основании отраженных в акте проверки материалов установлено отсутствие зарегистрированных и проживающих лиц, и сделан вывод о нарушении обществом при начислении платы п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг и подп. а) п. 35 Правил поставки газа. Эти основания при судебном разбирательстве не опровергнуты. Акт, составленный в порядке п. 56(1) Правил предоставления коммунальных услуг, отсутствует.
Отклонение судами иных материалов, представленных в доказательство отсутствия проживающих, ввиду неотносимости этих материалов к предмету спора, связано с ошибочным подходом о прекращении газоснабжения как основании для освобождения от оплаты услуги.
Таким образом, вывод о несоответствии закону оспариваемого предписания и нарушении прав и законных интересов общества не основан на нормах права и фактических обстоятельствах.
В связи с неправильным применением норм материального права - ч. 11 ст. 155, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 5 а) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, подп. "а" п. 35 Правил поставки газа, судебные акты подлежат отмене, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 по делу N А50-12782/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу отменить.
В удовлетворении требований о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края N 2324 от 14.05.2015 об устранении нарушений отказать.
Поворот исполнения решения Арбитражного суда Пермского края от 29.09.2015 при наличии доказательств его исполнения осуществить Арбитражному суду Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Ю.В.ВДОВИН
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)