Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.10.2017 ПО ДЕЛУ N А60-36297/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. по делу N А60-36297/2017


Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 октября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.А. Бирюковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Щаповой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "УЖК ЖКО-ЕКАТЕРИНБУРГ" (ИНН 6673205612, ОГРН 1096673010334) к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131), третье лицо - Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская "УЖК", о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Антипина К.А., представитель по доверенности от 01.08.2017 г.,
от заинтересованного лица: Логинова Н.В., представитель по доверенности от 27.06.2017 г.
В судебном заседании 27.09.2017 г. объявлен перерыв до 03.10.2017 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

ООО "УЖК ЖКО-ЕКАТЕРИНБУРГ" (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (заинтересованное лицо), просит признать незаконным решение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 20.06.2017 г. об исключении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 6 из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО-ЕКАТЕРИНБУРГ" и о включении данного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", также просит обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области исключить многоквартирный дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 6 из перечня домов, управление которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" и включить данный многоквартирный дом в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО-ЕКАТЕРИНБУРГ".
Определением от 18.07.2017 г. арбитражный суд в порядке, установленном ст. ст. 127, 133, 135, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял исковое заявление к производству и назначил дело к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
В предварительном судебном заседании заявитель требования поддержал.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица - Закрытое акционерное общество "Орджоникидзевская "УЖК" (ул. Авангардная, д. 13, Екатеринбург, 620012), о чем оформлено отдельное определение.
Определением от 05.09.2017 г. дело назначено к судебному разбирательству.
Заявителем представлены возражения на отзыв и дополнение, заинтересованным лицом представлены дополнительные документы. Указанные документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" является лицом, осуществляющем деятельность по управлению многоквартирными домами.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом от 27.02.2016, избрано в качестве управляющей организации в данном доме. Указанный дом на основании протокола общего собрания от 27.02.2016 включен в лицензию заявителя, дата включения 11.05.2016 года. Заявитель приступил к управлению общим имуществом спорного дома 12.05.2016 года.
Заявитель также ссылается на то, что протоколом общего собрания N 66 от 31.07.2016 г. полномочия ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" в качестве управляющей организации подтверждены. Указанный протокол вместе с другими документами 04.08.2016 года представлен в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, что подтверждается отметкой заинтересованного лица на описи представленных документов. Протоколом общего собрания N 70 от 30.04.2017 г. подтверждены полномочия ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" в качестве управляющей организации. Указанный протокол вместе с другими документами 02.06.2017 года представлен заинтересованному лицу.
20.06.2017 года решением заинтересованного лица дом N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге исключен из лицензии заявителя и включен в лицензию третьего лица (ЗАО "Орджоникидзевская УЖК"). В качестве основания для включения дома в лицензию третьего лица значится протокол общего собрания собственников от 24.06.2016 года.
Заявитель полагает, что решение заинтересованного лица от 20.06.2017 года является незаконным, поскольку имеются более поздние протоколы общих собраний, которыми управляющей организацией избрано ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым иском о признании незаконным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 20.06.2017 г. об исключении многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 6 из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО-ЕКАТЕРИНБУРГ" и о включении данного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ЗАО "Орджоникидзевская УЖК".
Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых актов, решений, действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на их издание, принятие и совершение, а также обстоятельств, послуживших основанием для этого, возлагается частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на органы или лица, которые издали, приняли и совершили оспариваемые акты, решения, действия (бездействие), соответственно.
Заинтересованное лицо просит в удовлетворении требований отказать по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Реестр лицензий Свердловской области указанный раздел также содержит.
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
27.04.2017 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент) поступило заявление ЗАО "Орджоникидзевская УЖК о включении в раздел реестра лицензий Свердловской области, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ильича, д. 6.
Согласно п. 5 указанного Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям п. 2 и п. 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с ч. 2 ст. 198 ЖК РФ.
При рассмотрении представленных ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" заявления и документов выявлено несоответствие их требованиям, установленным:
- - подп. "в" пункта 5 Порядка, а именно: многоквартирный дом N 6 по ул. Ильича г. Екатеринбурга включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", на основании протокола общего собрания собственников помещений от 27.02.2016 N б/н, который оспаривается в Орджоникидзевском районном суде г. Екатеринбурга (дело N 2-1378/2017);
- - подп. "б" пункта 10 Порядка, а именно: в ходе рассмотрения заявления ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" поступило заявление от ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", в соответствии с которым ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" просит включить указанный дом в раздел реестра лицензий Свердловской области, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
На основании вышеизложенного 10.05.2017 Департаментом принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области.
Заинтересованным лицом в отзыве указано, что руководствуясь п. 15 Порядка, у ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" истребованы:
- - информация и документы, направленные в адрес ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" в порядке п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416);
- - информация и документы, направленные в адрес органов местного самоуправления в порядке п. 18 Правил N 416;
- - документы, содержащие информацию о дате, времени и месте состоявшейся или планируемой передачи технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом.
У ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" истребованы:
- - договоры управления, заключенные не менее, чем с 50% собственников помещений в многоквартирном доме;
- - информация и документы, поступившие в адрес ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" от ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" в порядке п. 18 Правил 416;
- - документы, содержащие информацию о дате, времени и месте состоявшейся или планируемой передаче технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирным домом.
В ответ на запрос ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" сообщило о направлении 16.02.2017 и 21.02.2017 в адрес Департамента, ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга информации о прекращении управления многоквартирным домом N 6 по ул. Ильича г. Екатеринбурга, а также о передаче технической документации 13.03.2017 представителю ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург". Вышеуказанные действия совершены во исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-24621/2016 и в соответствии с п. 18 Правил. ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" поясняло, что не согласившись с данными решениями, собственниками помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге в период с 20.02.2017 по 24.03.2017 принято решение, оформленное протоколом от 31.03.2017, о признании ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" управляющей организацией, осуществляющей управление данным многоквартирным домом, а договора управления многоквартирным домом от 24.06.2016 - действующим.
В ответ на запрос ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" предоставило следующие документы:
- копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге от 30.04.2017 N 70. Между тем, изменения в реестр лицензий на основании указанного протокола внесены не были.
- копию договора управления N ИЛЬ/6 от 30.04.2017, подписанного собственниками помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге, условия которого не утверждены на общем собрании по выбору ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", результаты которого оформлены протоколом N 70 от 30.04.2017.
Согласно ч. 1 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" сообщает, что управляет многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 27.02.2016 (дата включения 11.05.2016). У ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов с АО "Екатеринбургэнергосбыт", ЕМУП "Водоканал", ПАО "Т Плюс" и по настоящее время не расторгнуты.
ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" не обращалось в адрес ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" с уведомлением о решении общего собрания собственников о выборе в качестве управляющей организации ЗАО "Орджоникидзевская УЖК". Собственники указанного многоквартирного дома не обращались в ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" с заявлением о расторжении договора управления и с информацией о выборе в качестве управляющей организации ЗАО "Орджоникидзевская УЖК".
Многоквартирный дом N 6 по ул. Ильича г. Екатеринбурга включен в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", на основании протокола общего собрания собственников от 27.02.2016 N б/н, которое на момент рассмотрения заявления оспаривалось в Орджоникидзевском районном суде г. Екатеринбурга (дело N 2-1378/2017). Однако, истец от иска отказался, что подтверждается документами, предоставленными ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" (определение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 17.05.2017 о прекращении производства по делу N 2-1378/2017).
ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" обратилось в Департамент с рассматриваемым заявлением о внесении изменений в реестр лицензий путем включения многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ЗАО "Орджоникидзевская УЖК", на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге N б/н от 24.06.2016, то есть с протоколом датированным позднее, чем тот, на основании которого дом находится в реестре.
27.04.2017, 17.05.2017, 02.06.2017 ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург" обращалось в Департамент с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий путем включения многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", на основании протоколов общего собрания собственников помещений от 20.04.2017 N 68, от 30.04.2017 N 70, от 30.04.2017 N 68.
По результатам рассмотрения заявлений Департаментом вынесены решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий путем включения многоквартирного дома N 6 по ул. Ильича в г. Екатеринбурге в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", ввиду несоответствия заявления и документов требованиями Порядка.
В отзыве указано, что Департамент, действуя в рамках предоставленных полномочий, и в соответствии со ст. 198 ЖК РФ и Порядком, в случае соблюдения лицензиатом установленных требований, обязан внести соответствующие изменения в реестр. Поскольку представленные ЗАО "Орджоникидзевская УЖК" заявление и документы соответствовали требованиям Порядка, соответствующие изменения внесены в реестр лицензий Свердловской области Департаментом 20.06.2017.
Исходя из требований, установленных Порядком, решение Департамента о внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области от 20.06.2017 N 29-01-82/15430, принят в пределах компетенции Департамента.
Исходя из представленных документов и пояснений, следует, что заявителем не соблюдены установленные указанным Порядком требования.
При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Л.А.БИРЮКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)