Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 по делу N А47-13693/2015 (судья Лазебная Г.Н.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" (далее - заявитель, ООО "УКЖФ "Форштадт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания N ПР-4375 от 21.12.2015.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 (резолютивная часть объявлена 28.04.2016) в удовлетворении заявленных требований ООО "УКЖФ "Форштадт" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УКЖФ "Форштадт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения утвержден, а нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды до настоящего времени нет. Прежний норматив применять невозможно, поскольку при его применении возникают непредвиденные затраты, способ компенсации которых не ясен и которые не включены в тариф, однокомпонентный норматив применять для двухкомпонентного тарифа не представляется возможным, в связи с чем предписание, по мнению апеллянта, не исполнимо.
По мнению подателя жалобы, им предприняты все необходимые меры для установления норматива расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах.
На этом основании заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 13.10.2015 N 4375 с 17.12.2015 по 21.12.2015 была проведена внеплановая документарная проверка ООО "УКЖФ "Форштадт" по вопросу соблюдения лицензиатом лицензионных требований действующего законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги по обращению гражданки Нечаевой В.Н., проживающей по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Садовое кольцо, д. 132.
О проведении проверки общество извещено заблаговременно письмом N 4375-р от 30.11.2015, копия которого вручена ему нарочным 02.12.2015.
Результаты проверки зафиксированы в акте N А-4375 от 21.12.2015.
21.12.2015 ООО "УКЖФ "Форштадт" выдано предписание N ПР-4375, согласно которому обществу предписано привести начисление платы за горячее водоснабжение по многоквартирному дому N 132 по ул. Садовой кольцо п. Ростоши г. Оренбурга в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре ресурсоснабжения.
ООО "УКЖФ "Форштадт" полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок расчета, используемый ООО "УКЖФ "Форштадт" при начислении платы за горячую воду, не соответствует порядку расчета, определенному "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленного требования.
Исходя из положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемое предписание составлено должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Внеплановая проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена инспекцией с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и поведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный факт заявителем не оспаривается.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 88, 89, 90, 92 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом из пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В рассматриваемой ситуации позиция апеллянта основана на отсутствии утвержденных нормативов, которые должны применяться при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения по формуле N 23 согласно пунктам 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354.
По данному поводу коллегия судей отмечает следующее:
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, срок, отведенный органам государственной власти субъектов РФ для утверждения необходимых нормативов, еще не истек, в связи с чем в целях соблюдения положений действующего законодательства и применения установленной пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 формулы расчета N 23 в отсутствие законно установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя (холодной воды) в целях горячего водоснабжения инспекция в предписании обоснованно указала на необходимость согласования норматива тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее- Правила установления нормативов) при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
- - в жилых помещениях - куб. м холодной воды на одного человека и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды или куб. м горячей воды на одного человека;
- - на общедомовые нужды - куб. м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, или куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Помимо этого, коллегия судей считает необходимым отметить, что в силу п. 9 Правил установления нормативов такие нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов, РСО, а также УК, ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. Это значит, что при выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения управляющая компания вправе инициировать процесс определения такого норматива и его утверждения в установленном порядке. Для этого управляющей компании следует представить в уполномоченный орган документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Из изложенного следует, что отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может являться основанием для произвольного изменения управляющей организацией порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "УКЖФ "Форштадт" осуществляет управление многоквартирным домом N 132, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Садовое кольцо (протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 132 по ул. Садовое кольцо г. Оренбург от 25.07.2014), оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение утверждены приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 119-в от 16.12.2014.
Проверкой установлено, что начисление платы за горячую воду производится ООО "УКЖФ "Форштадт" в следующем порядке: объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета, умножается на тариф на тепловую энергию, суммируется с объемом холодной воды, потребленной собственниками при приготовлении горячей воды, умноженным на тариф на холодную воду. Полученная сумма делится на объем горячей воды, потребленной собственниками в многоквартирном доме. Таким образом, определяется стоимость 1 куб. горячей воды.
Такой порядок расчета не соответствует приведенным выше положениям пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354.
В результате использования обществом непредусмотренного формулой 23 приложения N 2 (пунктами 26, 27) к Правилам N 354 порядка исчисления платы за горячую воду при установлении двухкомпонентного тарифа, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об установлении неверного размера платы на коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поскольку использование показателей коллективного (общедомового) прибора учета в конкретном многоквартирном доме при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению данной формулой (N 23) не предусмотрено.
Оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 по делу N А47-13693/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форштадт из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 322 от 27.05.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.07.2016 N 18АП-7583/2016 ПО ДЕЛУ N А47-13693/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2016 г. N 18АП-7583/2016
Дело N А47-13693/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 по делу N А47-13693/2015 (судья Лазебная Г.Н.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" (далее - заявитель, ООО "УКЖФ "Форштадт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным предписания N ПР-4375 от 21.12.2015.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 (резолютивная часть объявлена 28.04.2016) в удовлетворении заявленных требований ООО "УКЖФ "Форштадт" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УКЖФ "Форштадт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения утвержден, а нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды до настоящего времени нет. Прежний норматив применять невозможно, поскольку при его применении возникают непредвиденные затраты, способ компенсации которых не ясен и которые не включены в тариф, однокомпонентный норматив применять для двухкомпонентного тарифа не представляется возможным, в связи с чем предписание, по мнению апеллянта, не исполнимо.
По мнению подателя жалобы, им предприняты все необходимые меры для установления норматива расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных домах.
На этом основании заявитель просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области от 13.10.2015 N 4375 с 17.12.2015 по 21.12.2015 была проведена внеплановая документарная проверка ООО "УКЖФ "Форштадт" по вопросу соблюдения лицензиатом лицензионных требований действующего законодательства при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги по обращению гражданки Нечаевой В.Н., проживающей по адресу: Оренбургская область, г. Оренбург, п. Ростоши, ул. Садовое кольцо, д. 132.
О проведении проверки общество извещено заблаговременно письмом N 4375-р от 30.11.2015, копия которого вручена ему нарочным 02.12.2015.
Результаты проверки зафиксированы в акте N А-4375 от 21.12.2015.
21.12.2015 ООО "УКЖФ "Форштадт" выдано предписание N ПР-4375, согласно которому обществу предписано привести начисление платы за горячее водоснабжение по многоквартирному дому N 132 по ул. Садовой кольцо п. Ростоши г. Оренбурга в соответствие с пунктами 26, 27 Приложения N 2 к Правилам N 354, согласовав при этом норматив тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией в договоре ресурсоснабжения.
ООО "УКЖФ "Форштадт" полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок расчета, используемый ООО "УКЖФ "Форштадт" при начислении платы за горячую воду, не соответствует порядку расчета, определенному "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленного требования.
Исходя из положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемое предписание составлено должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Внеплановая проверка соблюдения заявителем требований жилищного законодательства проведена инспекцией с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и поведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный факт заявителем не оспаривается.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за указанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 88, 89, 90, 92 "Основ ценообразования в сфере водоснабжения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406, установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 42 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При этом из пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения, по формуле N 23 необходимо в качестве одного из элементов формулы расчета использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В рассматриваемой ситуации позиция апеллянта основана на отсутствии утвержденных нормативов, которые должны применяться при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения по формуле N 23 согласно пунктам 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354.
По данному поводу коллегия судей отмечает следующее:
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Таким образом, срок, отведенный органам государственной власти субъектов РФ для утверждения необходимых нормативов, еще не истек, в связи с чем в целях соблюдения положений действующего законодательства и применения установленной пунктами 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354 формулы расчета N 23 в отсутствие законно установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев теплоносителя (холодной воды) в целях горячего водоснабжения инспекция в предписании обоснованно указала на необходимость согласования норматива тепловой энергии на подогрев воды с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 7 "Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее- Правила установления нормативов) при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
- - в жилых помещениях - куб. м холодной воды на одного человека и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды или куб. м горячей воды на одного человека;
- - на общедомовые нужды - куб. м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. м холодной воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, или куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД.
Помимо этого, коллегия судей считает необходимым отметить, что в силу п. 9 Правил установления нормативов такие нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов, РСО, а также УК, ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений. Это значит, что при выявлении необходимости утверждения норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях проведения расчетов за услугу горячего водоснабжения управляющая компания вправе инициировать процесс определения такого норматива и его утверждения в установленном порядке. Для этого управляющей компании следует представить в уполномоченный орган документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Из изложенного следует, что отсутствие утвержденных в установленном законом порядке нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не может являться основанием для произвольного изменения управляющей организацией порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом или нежилом помещении, а также расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "УКЖФ "Форштадт" осуществляет управление многоквартирным домом N 132, расположенным по адресу: г. Оренбург, ул. Садовое кольцо (протокол конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 132 по ул. Садовое кольцо г. Оренбург от 25.07.2014), оборудованным общедомовым прибором учета тепловой энергии и горячего водоснабжения. Двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение утверждены приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 119-в от 16.12.2014.
Проверкой установлено, что начисление платы за горячую воду производится ООО "УКЖФ "Форштадт" в следующем порядке: объем тепловой энергии, использованный на подогрев воды по показаниям общедомового прибора учета, умножается на тариф на тепловую энергию, суммируется с объемом холодной воды, потребленной собственниками при приготовлении горячей воды, умноженным на тариф на холодную воду. Полученная сумма делится на объем горячей воды, потребленной собственниками в многоквартирном доме. Таким образом, определяется стоимость 1 куб. горячей воды.
Такой порядок расчета не соответствует приведенным выше положениям пунктов 26, 27 приложения N 2 к Правилам N 354.
В результате использования обществом непредусмотренного формулой 23 приложения N 2 (пунктами 26, 27) к Правилам N 354 порядка исчисления платы за горячую воду при установлении двухкомпонентного тарифа, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об установлении неверного размера платы на коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поскольку использование показателей коллективного (общедомового) прибора учета в конкретном многоквартирном доме при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению данной формулой (N 23) не предусмотрено.
Оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии с положениями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.05.2016 по делу N А47-13693/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищным фондом "Форштадт" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Форштадт из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную по платежному поручению N 322 от 27.05.2016.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.А.МАЛЫШЕВА
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)