Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 33А-13591/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-2481/2017

Требование: О признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в необоснованном начислении налога на имущество физического лица.

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Истец, являющийся пенсионером, ссылается на наличие у него в соответствии с пп. 5 п. 4 ст. 407 НК РФ права на льготу по уплате налога на принадлежащее ему имущество (машино-место в подземной автостоянке).
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. N 33а-13591/2017


Судья: Николаева А.В.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Чуфистова И.В.,
судей Бутковой Н.А., Стаховой Т.М.
при секретаре Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-2481/2017 по апелляционной жалобе П.И. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года по административному иску П.И. к Межрайонной инспекции ФНС N 17 по Санкт-Петербургу об оспаривании начисления налога.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения истца П.И., ее представителя П.К. (по доверенности), представителя Межрайонной инспекции ФНС N 17 по Санкт-Петербургу Н. (по доверенности), представителя заинтересованного лица ТСЖ "Северное сияние" М. (протокол общего собрания об избрании председателем ТСЖ), судебная коллегия
установила:

П.И. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу, выразившиеся в необоснованном начислении налога на имущество физического лица за 2015 год.
В этом же иске П.И. просила суд взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу в ее пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование поданного в суд иска П.И. ссылалась на то обстоятельство, что является пенсионером и, в соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 407 НК Российской Федерации, имеет право на получение льготы в отношении принадлежащего ей имущества - машино-места, расположенного в подземной автостоянке <адрес>, однако Межрайонной инспекции ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу произведено начисление налога на указанное имущество физического лица за 2015 год в сумме 11868 рублей.
По мнению П.И., обжалуемые действия налоговой инспекции являются незаконными, нарушают ее имущественные права и противоречат нормам налогового законодательства.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 января 2017 года в удовлетворении требований П.И. отказано.
В апелляционной жалобе П.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 22 сентября 2014 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, П.И. на основании договора купли-продажи доли в праве собственности на нежилое помещение от N... является собственником <...> доли в праве собственности на нежилое помещение <...>, расположенное <адрес>, назначение - нежилое (л.д. <...>).
В соответствии с пп. 1.1 договора купли-продажи <дата> указанная доля в праве собственности на нежилое помещение соответствует использованию стояночного (парковочного) места для автомобиля с условным номером N... (л.д. <...>).
Согласно налоговому уведомлению N... от 05 августа 2016 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу произведено начисление налога на имущество, принадлежащее П.И., в том числе на долю в праве собственности на нежилое помещение <...>, расположенное в <адрес> в размере 11 868 рублей (л.д. <...>).
Письмом Межрайонной инспекции ФНС N 17 по Санкт-Петербургу от 15 января 2016 года П.И. разъяснено, что в целях уточнения сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, следует обращаться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с соответствующими правоустанавливающими документами, в том числе техническим паспортом (л.д. <...>).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия налогового органа обоснованны, права и интересы истца не нарушают, поскольку согласно сведениям, содержащимся в Едином государственное реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект налогообложения является нежилым помещением, на который не может быть предоставлена льгота в соответствии со статьей 407 НК Российской Федерации; П.И. не лишена возможности обратиться в регистрирующие органы в целях уточнения сведений об объекте недвижимости или выделения доли в нежилом помещении и регистрации права собственности на машино-место.
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В силу статьи 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
В соответствии с пп. 10 пункта 1 статьи 407 НК Российской Федерации право на налоговую льготу имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 407 НК Российской Федерации налоговая льгота предоставляется, в частности, в отношении гаража или машино-места.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 315-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяющий понятия "машино-место", под которым понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения (при отсутствии этажности у здания либо сооружения - на плане здания либо сооружения) геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места.
Границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами). Границы машино-места на этаже (при отсутствии этажности - в здании или сооружении) устанавливаются либо восстанавливаются путем определения расстояния от не менее двух точек, находящихся в прямой видимости и закрепленных долговременными специальными метками на внутренней поверхности строительных конструкций этажа (стенах, перегородках, колоннах, на поверхности пола (далее - специальные метки), до характерных точек границ машино-места (точек деления границ на части), а также расстояний между характерными точками границ машино-места. Площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющие порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК Российской Федерации, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По смыслу приведенных выше норм права налоговый орган не вправе исчислять налог на имущество, без получения сведений об объектах недвижимости и зарегистрированных правах на имущество, предоставляемых органами, осуществляющими такую регистрацию.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о регистрации права общей долевой собственности П.И. на нежилое помещение <...> в <адрес>; в свидетельстве о государственной регистрации права собственности, выданного П.И., объектом права указано нежилое помещение; доля П.И. в праве собственности на нежилое помещение не выделена и не значится в ЕГРП в качестве самостоятельного объекта недвижимости в качестве машино-места или гаража.
Согласно части 3, 5 статьи 1 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Аналогичные положения содержал и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до вступления в силу Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Условием возникновения обязанности по уплате налога на имущество является наличие зарегистрированного права собственности, в отсутствие сведений о регистрации права собственности П.И. на такой объект права как машино-место, следует прийти к выводу о том, что Межрайонная инспекция ФНС России N 17 по Санкт-Петербургу правомерно произвела начисление налога на имущество, без предоставления налоговых льгот.
Доводы апелляционной жалобы об обращении П.И. в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с заявлением об изменении сведений кадастрового учета при разрешении спора в рамках заявленных истцом требований о проверки законности действий налогового органа по начислению налога правового значения не имеют.
Учитывая основание и предмет исковых требований П.И., судом первой инстанции было обоснованно отказано в привлечении в качестве соответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и отложении судебного разбирательства в целях уточнения иска. В случае несогласия с решением или действиями ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", связанными с проведением кадастрового учета принадлежащего истцу имущества, П.И. не лишена возможности обратиться в суд с отдельным административным иском.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку собранных и исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 18 января 2017 года по делу N 2а-2481/2017, оставить без изменения, апелляционную жалобу П.И. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)