Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления принята "14" сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" июня 2017 года по делу N А33-12742/2016, принятое судьей Мельниковой Л.В.,
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис" (ИНН 2465090650, ОГРН 1052465032278, далее - ответчик) о взыскании 444 607 рублей 22 копеек задолженности за потребленную в апреле 2016 года электрическую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд"; общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж"; муниципальное предприятие города Красноярска "Муниципальная управляющая компания Красноярская"; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гвардейский парк"; общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант ЖКХ"; публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2017 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца 388 161 рублей 16 копеек долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- - достоверность объема потребленного ответчиком коммунального ресурса, рассчитанного истцом по прибору, установленному в трансформаторных подстанциях, не может быть проверена ответчиком, поскольку доступа в ТП не имеет, отсутствует возможность контроля со стороны ООО УК "Красжилсервис" наличия абонентов, учитываемых таким прибором учета; для снятия показаний приборов учета ответчик не приглашался, обязанность оплаты сверхнормативных потерь законом не предусмотрена;
- - в домах по адресам: ул. Партизана Железняка, 12а, ул. Аэровокзальная, 7а, 3а, 3б, 5, 7, ул. Новгородская 14, 16, ул. Быковского, 11а, 13а, ул. Терешковой, 6а, 8а, 16,18, ул. Устиновича, 4, 6 прибор учета установлен на два дома, который не может считаться общедомовым прибором учета, в связи с чем, рассчитываться по такому прибору учета нет оснований;
- - не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности установки ПУ на границе жилых домов, не имеется соглашения собственников помещений в домах на изменение границ эксплуатационной ответственности;
- - применение к спорным правоотношениям пункта 144 Постановления Правительства от 04.05.2012 N 442 не обосновано, поскольку действующим законодательством, в том числе ФЗ РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергии", а также подзаконными актами на потребителя электроэнергии не возложена обязанность оплачивать потери в сетях;
- - расчет потерь произведен не обоснованно, поскольку выполнен на основании Приказа Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267, который утратил силу в связи с изданием приказа от 30.12.2008 N 326, иной расчет потерь в соответствии с действующими нормами права не согласован;
- - судом не выяснен вопрос о правомерности установки приборов учета в трансформаторных подстанциях вместо стен многоквартирных домов;
- - дома, где прибор учета установлен в ТП, являются необорудованными общедомовыми приборами учета.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик; в настоящее время - ПАО "Красноярскэнергосбыт") и ООО Управляющая компания "Красжилсервис" (абонент) заключен договор на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали схему расчета за потребленную электроэнергию (мощность), перечень объектов и расчетных приборов учетов.
Кроме того, между сторонами сложились фактические отношения по поставке электроэнергии в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, но не включенные в договор на электроснабжение N 13306 от 30.05.2011, приборы учета в которых установлены в трансформаторных подстанциях.
Во исполнение обязательств по договору на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306 в апреле 2016 года ПАО "Красноярскэнергосбыт" поставлена электрическая энергия в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Красжилсервис" и перечисленные в приложении N 3 к договору, а также в многоквартирные жилые дома, не включенные в перечень объектов по данному договору.
Согласно уточненному расчету истца задолженность ответчика составляет 444 607 рублей 22 копеек, в том числе: 4 087 рублей 16 копеек задолженность домов, которые включены в договор, 146 178 рублей 85 копеек - задолженность по домам, в которых приборы учета установлены во ВРУ, 294 341 рублей 21 копейки - задолженность по домам, в которых приборы учета расположены в ТП.
Для оплаты задолженности за апрель 2016 года ПАО "Красноярскэнергосбыт" выставлен ООО "УК "Красжилсервис" счет-фактура.
Неоплата ответчиком задолженности за потребленную в апреле 2016 года электроэнергию послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности в сумме 444 607 рублей 22 копейки за потребленную в апреле 2016 года (далее - спорный период) электроэнергию.
Частично удовлетворяя исковые требования в сумме 388 161 рублей 16 копеек, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами фактических и договорных отношений по поставке электрической энергии в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, доказанного объема поставленного ресурса, отсутствия доказательств оплаты ответчиком потребленной электроэнергии.
В удовлетворении иска отказано в части стоимости поставленной электрической энергии в жилые многоквартирные дома, не находящиеся в управлении ответчика в спорный период.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306, в приложении N 3 к которому указан перечень многоквартирных домов, в которые истец поставляет электрическую энергию.
В отношении домов, не включенных в приложение N 3 к договору электроснабжения от 30.05.2011 N 13306, при определении статуса исполнителя коммунальных услуг суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья (если договор управления с управляющей организацией был заключен органами управления товарищества собственников жилья и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос N 9).
Таким образом, при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении в том числе следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Настоящий иск мотивирован, в том числе, тем, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении всех жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и включенных в расчет на сумму 388 161 рублей 16 копеек.
Ответчик в суде первой инстанции не оспаривал, что фактически приступил к управлению общим имуществом многоквартирных домов (не включенных в договор), собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, ресурсоснабжающая организация выставляет ответчику счета за поставку соответствующего ресурса.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении всех домов, включенных в расчет задолженности на сумму 388 161 рублей 16 копеек.
Материалами дела подтверждается (ведомости энергопотребления за спорный период; расчеты при отсутствии предоставленных показаний; показания приборов учета, переданных потребителем; показания приборов учета, переданные сетевой организацией; показания приборов учета, расчеты расхода при отсутствии показаний минусуемых абонентов) факт поставки истцом ответчику электроэнергии в спорный период.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные истцом ведомости энергопотребления составлены с нарушением пунктов 46, 47 Правил N 354, разница превышающих показаний индивидуальных приборов учета над общедомовыми оплачивается истцу потребителями, но в расчетах истец данные суммы не учитывает, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Согласно пункту 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 47 Правил N 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для учета минусового объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в последующих расчетных периодах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод истца о том, что учет отрицательных объемов электроэнергии как в расчетном, так и в последующих периодах противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приборы учета электроэнергии, установленные в трансформаторных подстанциях, не являются общедомовыми приборами учета, соответственно, их показания не могут быть учтены при определении объема потребленной электрической энергии и ее стоимости; судом не исследовался вопрос о наличии либо отсутствии технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
Пункт 21 Правил N 124, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.12.2015) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", предписывает определение объема поставляемого коммунального ресурса в зависимости от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 144 Основных положений N 442 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Соответственно, по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на указанной выше границе.
Пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Таким образом, возможность использования приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов в трансформаторных подстанциях, в качестве общедомовых зависит от разрешения вопроса о том, имеется ли техническая возможность установки прибора учета электрической энергии на внешней границе стены многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" самостоятельно, за свой счет, с соблюдением установленного законом порядка, произвело установку приборов учета в ТП по жилым домам (согласно перечню), согласно ведомости энергопотребления ответчика по ТП, представленной истцом.
По указанным жилым домам представлены акты обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета, в связи с необходимостью реконструкции ВРУ жилых домов.
ПАО "МРСК Сибири" пояснило, что в нарушение требований пункта 8 перечня мероприятий по энергоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п, ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности", общедомовые приборы учета электрической энергии ООО "УК "Красжилсервис" не установлены; сетевая организация самостоятельно, за свой счет произвела установку приборов учета в многоквартирных домах, с соблюдением установленного законом порядка, так как возможность установки приборов учета во ВРУ жилых домов на период составления актов (в 2013 году) отсутствовала.
Кроме того, в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности стороны согласовали объемы потерь, а также границы эксплуатационной ответственности. Данные акты в судебном порядке не оспорены, в спорный период являлись действующими.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "МРСК Сибири" самостоятельно и за свой счет произвело установку приборов учета в ТП.
По ряду многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, приборы учета установлены в трансформаторных подстанциях по причине отсутствия технической возможности такой установки, т.к. указанные многоквартирные дома представляют собой дома старого вида, где электрощитовые располагаются в подвальных помещениях, влажных и подтопляемых, и установка приборов учета в таком месте невозможна.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что, являясь управляющей компанией, в нарушение требований действующего законодательства ответчик отказался от самостоятельной установки приборов учета и от необходимой для такой установки реконструкции или замены ВРУ, подписав без каких-либо претензий и разногласий акты допуска приборов учета по всем домам.
При этом установка приборов учета предварительно согласована ответчиком и третьим лицом; подписанные ответчиком акты допусков приборов учета и акты раздела границ не оспорены им в установленном порядке, не признаны не соответствующими сложившимся взаимоотношениям.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правилами распределения бремени доказывания в арбитражном процессе обязанность доказать факт наличия технической возможности установить общедомовые приборы учета во ВРУ жилых домов лежит на ответчике.
Возражая против правомерности представленного истцом расчета объема поставленной электрической энергии по показаниям приборов учета, установленных в ТП многоквартирных жилых домов, ответчик не представил контррасчет объема электрической энергии, а также не доказал факт наличия технической возможности установить общедомовые приборы учета во ВРУ жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, акты допуска приборов учета, установленных в ТП многоквартирных жилых домов, подписанные ответчиком, пояснения представителей истца и третьего лица об отсутствии технической возможности установить приборы учета во ВРУ жилых домов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт отсутствия технической возможности установить приборы учета во ВРУ жилых домов подтвержден материалами дела. Доказательств обратного ответчик в материалы дела не представил.
Поскольку техническая возможность установки приборов учета на границе балансовой принадлежности по домам, расчет задолженности по которым произведен истцом по показаниям приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, отсутствует, истец обоснованно определил объем поставленной электрической энергии на основании показаний приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, за минусом потерь, имеющихся на участке сетей от ТП до внешней стены многоквартирного дома. Расчет потерь выполнен согласно Инструкции по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326 (ред. от 01.02.2010).
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет взысканной суммы задолженности 388 161 рублей 16 копеек и признан верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.
Ссылка ответчика на то, что расчет потерь выполнен на основании Приказа Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267, который утратил силу в связи с изданием приказа от 30.12.2008 N 326, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Из ведомостей энергопотребления, представленных истцом в материалы дела, следует, что объем потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов электрической энергии рассчитан исходя из показаний приборов учета. из которых вычтено индивидуальное потребление жилых квартир, нежилых помещений, а также вычтены потери, которые имеются на участке сетей от трансформаторных подстанций до внешней границы стены многоквартирного дома.
Потери рассчитаны истцом в соответствии с согласованными между сетевой организацией и ответчиком расчетами потерь (том 1, л.д. 45 - 72). Согласно данным расчетам величина потерь согласована сторонами в процентном выражении по каждому дому в отдельности с учетом протяженности кабельных линий, количества проводов в фазе, номинального напряжения, удельного сопротивления провода и других параметров. Данные расчеты произведены на основании действующих Инструкции по определению потерь электроэнергии в трансформаторах и линиях электропередачи, учитываемых при финансовых расчетах за электроэнергию между энергосистемами и энергоснабжающей организацией и потребителем, утвержденных Главгосэнергонадзором Минэнерго СССР в 1986 году и Порядком расчета и обоснования нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Приказом Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267.
Возражая против применения согласованного расчета потерь, ответчик не представил контррасчет суммы задолженности с применением иного способа расчета потерь, а также не указал, в чем именно примененный расчет потерь противоречит действующему приказу Минпромэнерго от 30.12.2008 N 326.
Довод о том, что в домах по адресам: ул. Партизана Железняка, 12а, ул. Аэровокзальная, 7а, 3а, 3б, 5, 7, ул. Новгородская 14, 16, ул. Быковского, 11а, 13а, ул. Терешковой, 6а, 8а, 16,18, ул. Устиновича, 4, 6 прибор учета установлен на два дома, который не может считаться общедомовым прибором учета, в связи с чем, рассчитываться по такому прибору учета нет оснований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик не доказал наличие технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности каждого из домов, не представил контррасчет задолженности с применением иного способа расчета.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2017 по делу N А33-12742/2016 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" июня 2017 года по делу N А33-12742/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 ПО ДЕЛУ N А33-12742/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А33-12742/2016
Резолютивная часть постановления принята "14" сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" сентября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи - Белан Н.Н.,
судей: Бутиной И.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" июня 2017 года по делу N А33-12742/2016, принятое судьей Мельниковой Л.В.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис" (ИНН 2465090650, ОГРН 1052465032278, далее - ответчик) о взыскании 444 607 рублей 22 копеек задолженности за потребленную в апреле 2016 года электрическую энергию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания "Жилищный фонд"; общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Престиж"; муниципальное предприятие города Красноярска "Муниципальная управляющая компания Красноярская"; общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гвардейский парк"; общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Гарант ЖКХ"; публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.06.2017 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с ответчика в пользу истца 388 161 рублей 16 копеек долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- - достоверность объема потребленного ответчиком коммунального ресурса, рассчитанного истцом по прибору, установленному в трансформаторных подстанциях, не может быть проверена ответчиком, поскольку доступа в ТП не имеет, отсутствует возможность контроля со стороны ООО УК "Красжилсервис" наличия абонентов, учитываемых таким прибором учета; для снятия показаний приборов учета ответчик не приглашался, обязанность оплаты сверхнормативных потерь законом не предусмотрена;
- - в домах по адресам: ул. Партизана Железняка, 12а, ул. Аэровокзальная, 7а, 3а, 3б, 5, 7, ул. Новгородская 14, 16, ул. Быковского, 11а, 13а, ул. Терешковой, 6а, 8а, 16,18, ул. Устиновича, 4, 6 прибор учета установлен на два дома, который не может считаться общедомовым прибором учета, в связи с чем, рассчитываться по такому прибору учета нет оснований;
- - не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие технической возможности установки ПУ на границе жилых домов, не имеется соглашения собственников помещений в домах на изменение границ эксплуатационной ответственности;
- - применение к спорным правоотношениям пункта 144 Постановления Правительства от 04.05.2012 N 442 не обосновано, поскольку действующим законодательством, в том числе ФЗ РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергии", а также подзаконными актами на потребителя электроэнергии не возложена обязанность оплачивать потери в сетях;
- - расчет потерь произведен не обоснованно, поскольку выполнен на основании Приказа Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267, который утратил силу в связи с изданием приказа от 30.12.2008 N 326, иной расчет потерь в соответствии с действующими нормами права не согласован;
- - судом не выяснен вопрос о правомерности установки приборов учета в трансформаторных подстанциях вместо стен многоквартирных домов;
- - дома, где прибор учета установлен в ТП, являются необорудованными общедомовыми приборами учета.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Между ОАО "Красноярскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик; в настоящее время - ПАО "Красноярскэнергосбыт") и ООО Управляющая компания "Красжилсервис" (абонент) заключен договор на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент - принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали схему расчета за потребленную электроэнергию (мощность), перечень объектов и расчетных приборов учетов.
Кроме того, между сторонами сложились фактические отношения по поставке электроэнергии в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, но не включенные в договор на электроснабжение N 13306 от 30.05.2011, приборы учета в которых установлены в трансформаторных подстанциях.
Во исполнение обязательств по договору на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306 в апреле 2016 года ПАО "Красноярскэнергосбыт" поставлена электрическая энергия в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК "Красжилсервис" и перечисленные в приложении N 3 к договору, а также в многоквартирные жилые дома, не включенные в перечень объектов по данному договору.
Согласно уточненному расчету истца задолженность ответчика составляет 444 607 рублей 22 копеек, в том числе: 4 087 рублей 16 копеек задолженность домов, которые включены в договор, 146 178 рублей 85 копеек - задолженность по домам, в которых приборы учета установлены во ВРУ, 294 341 рублей 21 копейки - задолженность по домам, в которых приборы учета расположены в ТП.
Для оплаты задолженности за апрель 2016 года ПАО "Красноярскэнергосбыт" выставлен ООО "УК "Красжилсервис" счет-фактура.
Неоплата ответчиком задолженности за потребленную в апреле 2016 года электроэнергию послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика задолженности в сумме 444 607 рублей 22 копейки за потребленную в апреле 2016 года (далее - спорный период) электроэнергию.
Частично удовлетворяя исковые требования в сумме 388 161 рублей 16 копеек, суд первой инстанции исходил из наличия между сторонами фактических и договорных отношений по поставке электрической энергии в жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, доказанного объема поставленного ресурса, отсутствия доказательств оплаты ответчиком потребленной электроэнергии.
В удовлетворении иска отказано в части стоимости поставленной электрической энергии в жилые многоквартирные дома, не находящиеся в управлении ответчика в спорный период.
Суд апелляционной инстанции считает судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор на электроснабжение от 30.05.2011 N 13306, в приложении N 3 к которому указан перечень многоквартирных домов, в которые истец поставляет электрическую энергию.
В отношении домов, не включенных в приложение N 3 к договору электроснабжения от 30.05.2011 N 13306, при определении статуса исполнителя коммунальных услуг суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу управляющая организация приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с ресурсоснабжающей организацией. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья (если договор управления с управляющей организацией был заключен органами управления товарищества собственников жилья и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или ресурсоснабжающая организация.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Вместе с тем, если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. В подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил N 354.
Соответствующие разъяснения изложены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос N 9).
Таким образом, при отсутствии заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями договора о приобретении коммунального ресурса отношения между ними могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом, а управляющая организация может быть признана исполнителем коммунальных услуг при установлении в том числе следующих обстоятельств: управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса.
Настоящий иск мотивирован, в том числе, тем, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении всех жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и включенных в расчет на сумму 388 161 рублей 16 копеек.
Ответчик в суде первой инстанции не оспаривал, что фактически приступил к управлению общим имуществом многоквартирных домов (не включенных в договор), собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, ресурсоснабжающая организация выставляет ответчику счета за поставку соответствующего ресурса.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именно ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении всех домов, включенных в расчет задолженности на сумму 388 161 рублей 16 копеек.
Материалами дела подтверждается (ведомости энергопотребления за спорный период; расчеты при отсутствии предоставленных показаний; показания приборов учета, переданных потребителем; показания приборов учета, переданные сетевой организацией; показания приборов учета, расчеты расхода при отсутствии показаний минусуемых абонентов) факт поставки истцом ответчику электроэнергии в спорный период.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные истцом ведомости энергопотребления составлены с нарушением пунктов 46, 47 Правил N 354, разница превышающих показаний индивидуальных приборов учета над общедомовыми оплачивается истцу потребителями, но в расчетах истец данные суммы не учитывает, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Согласно пункту 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 47 Правил N 354 в случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан уменьшить на объем коммунального ресурса, отнесенный в ходе распределения на жилое помещение (квартиру), объем аналогичного коммунального ресурса, определенный для потребителя в жилом помещении за этот расчетный период в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, вплоть до нуля и использовать полученный в результате такого уменьшения объем коммунального ресурса при расчете размера платы потребителя за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в жилое помещение (квартиру) за этот расчетный период. В случае если объем коммунального ресурса, приходящийся на какого-либо потребителя в результате распределения в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, превышает объем коммунального ресурса, определенный для потребителя в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, излишек коммунального ресурса на следующий расчетный период не переносится и при расчете размера платы в следующем расчетном периоде не учитывается.
Исходя из содержания приведенных правовых норм, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания для учета минусового объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в последующих расчетных периодах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод истца о том, что учет отрицательных объемов электроэнергии как в расчетном, так и в последующих периодах противоречит нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что приборы учета электроэнергии, установленные в трансформаторных подстанциях, не являются общедомовыми приборами учета, соответственно, их показания не могут быть учтены при определении объема потребленной электрической энергии и ее стоимости; судом не исследовался вопрос о наличии либо отсутствии технической возможности установки приборов учета на границе балансовой принадлежности, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
Пункт 21 Правил N 124, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.12.2015) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", предписывает определение объема поставляемого коммунального ресурса в зависимости от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета.
Пунктом 144 Основных положений N 442 предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Соответственно, по общему правилу общедомовые приборы учета должны быть установлены на указанной выше границе.
Пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Таким образом, возможность использования приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов в трансформаторных подстанциях, в качестве общедомовых зависит от разрешения вопроса о том, имеется ли техническая возможность установки прибора учета электрической энергии на внешней границе стены многоквартирных домов.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" самостоятельно, за свой счет, с соблюдением установленного законом порядка, произвело установку приборов учета в ТП по жилым домам (согласно перечню), согласно ведомости энергопотребления ответчика по ТП, представленной истцом.
По указанным жилым домам представлены акты обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета, в связи с необходимостью реконструкции ВРУ жилых домов.
ПАО "МРСК Сибири" пояснило, что в нарушение требований пункта 8 перечня мероприятий по энергоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п, ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности", общедомовые приборы учета электрической энергии ООО "УК "Красжилсервис" не установлены; сетевая организация самостоятельно, за свой счет произвела установку приборов учета в многоквартирных домах, с соблюдением установленного законом порядка, так как возможность установки приборов учета во ВРУ жилых домов на период составления актов (в 2013 году) отсутствовала.
Кроме того, в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности стороны согласовали объемы потерь, а также границы эксплуатационной ответственности. Данные акты в судебном порядке не оспорены, в спорный период являлись действующими.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "МРСК Сибири" самостоятельно и за свой счет произвело установку приборов учета в ТП.
По ряду многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, приборы учета установлены в трансформаторных подстанциях по причине отсутствия технической возможности такой установки, т.к. указанные многоквартирные дома представляют собой дома старого вида, где электрощитовые располагаются в подвальных помещениях, влажных и подтопляемых, и установка приборов учета в таком месте невозможна.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что, являясь управляющей компанией, в нарушение требований действующего законодательства ответчик отказался от самостоятельной установки приборов учета и от необходимой для такой установки реконструкции или замены ВРУ, подписав без каких-либо претензий и разногласий акты допуска приборов учета по всем домам.
При этом установка приборов учета предварительно согласована ответчиком и третьим лицом; подписанные ответчиком акты допусков приборов учета и акты раздела границ не оспорены им в установленном порядке, не признаны не соответствующими сложившимся взаимоотношениям.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и правилами распределения бремени доказывания в арбитражном процессе обязанность доказать факт наличия технической возможности установить общедомовые приборы учета во ВРУ жилых домов лежит на ответчике.
Возражая против правомерности представленного истцом расчета объема поставленной электрической энергии по показаниям приборов учета, установленных в ТП многоквартирных жилых домов, ответчик не представил контррасчет объема электрической энергии, а также не доказал факт наличия технической возможности установить общедомовые приборы учета во ВРУ жилых домов.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, акты допуска приборов учета, установленных в ТП многоквартирных жилых домов, подписанные ответчиком, пояснения представителей истца и третьего лица об отсутствии технической возможности установить приборы учета во ВРУ жилых домов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что факт отсутствия технической возможности установить приборы учета во ВРУ жилых домов подтвержден материалами дела. Доказательств обратного ответчик в материалы дела не представил.
Поскольку техническая возможность установки приборов учета на границе балансовой принадлежности по домам, расчет задолженности по которым произведен истцом по показаниям приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, отсутствует, истец обоснованно определил объем поставленной электрической энергии на основании показаний приборов учета, установленных в трансформаторных подстанциях, за минусом потерь, имеющихся на участке сетей от ТП до внешней стены многоквартирного дома. Расчет потерь выполнен согласно Инструкции по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 326 (ред. от 01.02.2010).
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет взысканной суммы задолженности 388 161 рублей 16 копеек и признан верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством. Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспорена.
Ссылка ответчика на то, что расчет потерь выполнен на основании Приказа Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267, который утратил силу в связи с изданием приказа от 30.12.2008 N 326, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.
Из ведомостей энергопотребления, представленных истцом в материалы дела, следует, что объем потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов электрической энергии рассчитан исходя из показаний приборов учета. из которых вычтено индивидуальное потребление жилых квартир, нежилых помещений, а также вычтены потери, которые имеются на участке сетей от трансформаторных подстанций до внешней границы стены многоквартирного дома.
Потери рассчитаны истцом в соответствии с согласованными между сетевой организацией и ответчиком расчетами потерь (том 1, л.д. 45 - 72). Согласно данным расчетам величина потерь согласована сторонами в процентном выражении по каждому дому в отдельности с учетом протяженности кабельных линий, количества проводов в фазе, номинального напряжения, удельного сопротивления провода и других параметров. Данные расчеты произведены на основании действующих Инструкции по определению потерь электроэнергии в трансформаторах и линиях электропередачи, учитываемых при финансовых расчетах за электроэнергию между энергосистемами и энергоснабжающей организацией и потребителем, утвержденных Главгосэнергонадзором Минэнерго СССР в 1986 году и Порядком расчета и обоснования нормативных потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденным Приказом Минпромэнерго от 04.10.2005 N 267.
Возражая против применения согласованного расчета потерь, ответчик не представил контррасчет суммы задолженности с применением иного способа расчета потерь, а также не указал, в чем именно примененный расчет потерь противоречит действующему приказу Минпромэнерго от 30.12.2008 N 326.
Довод о том, что в домах по адресам: ул. Партизана Железняка, 12а, ул. Аэровокзальная, 7а, 3а, 3б, 5, 7, ул. Новгородская 14, 16, ул. Быковского, 11а, 13а, ул. Терешковой, 6а, 8а, 16,18, ул. Устиновича, 4, 6 прибор учета установлен на два дома, который не может считаться общедомовым прибором учета, в связи с чем, рассчитываться по такому прибору учета нет оснований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ответчик не доказал наличие технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности каждого из домов, не представил контррасчет задолженности с применением иного способа расчета.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2017 по делу N А33-12742/2016 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" июня 2017 года по делу N А33-12742/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.Н.БЕЛАН
Н.Н.БЕЛАН
Судьи
И.Н.БУТИНА
Л.Е.СПОТКАЙ
И.Н.БУТИНА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)