Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 24.02.2016 ПО ДЕЛУ N 33-1939-2016

Требование: О признании незаконным отказа в выплате ежемесячной компенсации по внесению жилищно-коммунальных платежей, о возложении обязанности начислить ее, о взыскании ущерба, судебных расходов, о признании права на льготу на оплату за содержание и ремонт жилой площади.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает, что ответчик неправомерно отказал ему в выплате компенсации со ссылкой на то, что он является собственником, а не нанимателем жилого помещения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу N 33-1939-2016


Судья Зариффулина Л.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Ивановой Т.В.
судей Бургановой Н.А. и Сергеева В.А.
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2016 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Х. на решение Кировского районного суда города Перми от 23 ноября 2015 года, которым постановлено:
Х. в удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконным отказа в начислении дополнительной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных платежей с июля 2012 года, возложении обязанности по начислению ДЕДК и перерасчете ДЕДК за расходы, понесенные по оплате за жилое помещение с июня 2012 года по дату принятия решения суда, о возмещении ущерба и признании права на льготу в размере 50% по оплате за содержание и ремонт жилого помещения - отказать.
Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., выслушав истца Х. и его представителя Д., представителя ответчика Ф., изучив дело, судебная коллегия

установила:

Истец Х. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о признании незаконным отказа в выплате дополнительной ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных платежей (далее ДЕДК) с июля 2012 года, возложении обязанности по начислению ДЕДК и перерасчете ДЕДК за расходы, понесенные по оплате за жилое помещение с июня 2012 года по дату принятия решения суда, возмещении ущерба в размере <...> рубля, расходов по уплате госпошлины в размере <...> рублей и признании за ним как инвалидом <...> группы, ветераном труда, права на льготу 50% по оплате за содержание и ремонт жилой площади.
В обоснование доводов иска, указал, что является собственником жилого помещения по адресу: <...>. В квартире зарегистрирован и проживает один. Ежемесячно оплачивает коммунальные услуги и оплату жилого помещения. 20 июля 2015 года истец обратился с заявлением о начислении ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) и дополнительной ежемесячной денежной компенсации (ДЕДК) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 4 Постановления Правительства Пермского края от 24 марта 2009 года N 166-п. 14 августа 2015 года истцом получен ответ за N <...>, которым отказано в удовлетворении заявления в части начисления ему ДЕДК на оплату жилого помещения, поскольку он является собственником жилого помещения, в то время как право на получение компенсации имеют граждане, являющиеся инвалидами и проживающие в жилых помещениях, принадлежащих государственному или муниципальному жилищному фонду.
Ссылаясь на положения ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полагает данный отказ ответчика незаконным.
В судебном заседании истец и его представитель на доводах жалобы настаивали.
Представитель ответчика иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового просит истец в апелляционной жалобе. Полагает неверным применение судом норм материального права. Просит об отмене ранее состоявшихся решений суда о взыскании с него задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальным услугам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 62,2 кв. м по адресу: <...>, где проживает и зарегистрирован.
Управление многоквартирным жилым домом N <...> по адресу: <...> ТСЖ <...>.
Х. является инвалидом <...> группы вследствие трудового увечья бессрочно и ветераном труда.
Разрешая требования истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец имеет право на меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате за коммунальные услуги, за исключением расходов по оплате за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой установлена скидка на оплату жилого помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Понятие жилищного фонда и его видов содержится в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Как предусмотрено в п. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд, в зависимости от формы собственности, подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, названная норма относит жилые помещения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, к государственному жилищному фонду, а жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований, - к муниципальному жилищному фонду. Жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, независимо от основания их приобретения (договор купли-продажи, мены, бесплатной передачи государственного имущества и так далее) отнесены к частному жилищному фонду. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя понятие жилищного фонда, исходит из множественности жилых помещений, находящихся в собственности различных субъектов, которые могут являться составной частью многоквартирного дома, и не исключает возможности нахождения всех жилых помещений многоквартирного дома в государственной или муниципальной собственности (ст. 163 ЖК РФ).
Таким образом, право на льготы по оплате жилого помещения имеют граждане, ставшие инвалидами и проживающие в домах, состоящих не только из жилых помещений (в том числе квартир), принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, но и в домах, жилые помещения в которых относятся к разным формам собственности, при условии, что конкретные жилые помещения, занимаемые инвалидами, принадлежат на праве собственности Российской Федерации (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию. Граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения не имеют.
Позиция заявителя основана на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающей возможность предоставления указанной категории лиц льготы на оплату жилого помещения, истец не имеет права на ее получение, поскольку он проживает в жилом помещении, находящемся в частной собственности, является правильным, основанным на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
С 01 января 2010 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Порядок предоставления ежемесячной компенсации отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставлением мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 г. N 166-П "Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Порядок).
Согласно приложению N 1 данного Порядка установлен размер ЕДК для инвалидов, который составлял <...> руб. В случае, если 50% расходов гражданина на оплату жилищно-коммунальных услуг, определенных из фактически предъявленных расходов, с учетом норм, установленных Федеральным законом N 181-ФЗ, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, гражданину устанавливается дополнительная денежная компенсация (ДЕДК). Размер ДЕДК определяется индивидуально исходя из стоимости, объема и понесенных расходов на оплату услуг на человека в месяц по утвержденным тарифам и нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг, установленным в соответствии с действующим законодательством, объема гарантированных федеральным законодательством мер социальной поддержки.
Согласно п. 4 данного Порядка ежемесячная денежная компенсация, дополнительная ежемесячная денежная компенсация устанавливаются с 1 января 2010 года без подачи заявления на денежную компенсацию в территориальные органы Министерства на основании информации о лицах, включенных в Единую автоматизированную информационную систему "Социальный регистр населения" (далее - ЕАИС), которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации (далее ЕДК) и дополнительной ежемесячной денежной компенсации (далее - ДЕДК).
Для определения размера ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций и перерасчета выплаченных сумм ежемесячных денежных компенсаций, дополнительных ежемесячных денежных компенсаций используется информация, содержащаяся в платежных документах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предъявленных к оплате гражданину по видам услуг, от информационных расчетных центров муниципальных образований, поставщиков жилищно-коммунальных услуг, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, управляющих компаний и иных организаций, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы (далее - поставщики услуг).
Согласно представленному расчету за период с июля 2012 года по июнь 2015 года истцу начислена и выплачена ЕДК в полном объеме по <...> рубля ежемесячно. ДЕДК за указанный период начислена в размере <...> рубля также в полном объеме.
При этом, как следует из представленных расчетов, ДЕДК рассчитана в отношении платы за предоставленные коммунальные услуги.
Вопреки доводам жалобы, установленные законом основания для предоставления истцу дополнительной ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения расходов за содержание жилого помещения, отсутствуют.
Доводам истца со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 января 2011 г. N 44-Г10-63, которым абзац 2 пункта 5 и абзац 1 пункта 8 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-п "Об утверждении порядков предоставления ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, о праве на возмещение затрат за содержание жилья, вне зависимости от формы собственности жилого помещения, в решении суда дана соответствующая правовая оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
При этом отказывая истцу в удовлетворении иска, суд исходил также из того, что у истца имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, что явилось основанием для приостановления выплаты ДЕДК с 1 августа 2015 года до погашения образовавшейся задолженности.
Довод жалобы о наличии у истца права на получение ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 4.1 Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24.03.2009 N 166-П, отмену решения суда не влечет, поскольку требования истца основаны на нарушении его прав как инвалида, т.е. лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством.
При этом лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.
Требования апелляционной жалобы об отмене решения суда Кировского районного суда г. Перми от 24.02.2015 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 июня 2015 года судом апелляционной инстанции рассмотрению не подлежат, так как для обжалования указанных судебных актов существует иной порядок обжалования, предусмотренный главой 41 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, ошибочное толкование закона, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями норм материального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Жалобу Х. на решение Кировского районного суда г. Перми от 23 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)