Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.10.2017 N 09АП-42207/2017 ПО ДЕЛУ N А40-16191/17

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2017 г. N 09АП-42207/2017

Дело N А40-16191/17

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей О.Г. Головкиной, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Момот И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Управы Южнопортового района г. Москвы и ГБУ "Жилищник района Южнопортовый" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 июля 2017 года по делу N А40-16191/2017, принятое судьей И.А. Блинниковой, по иску ООО "Комфортное жилье" к Управе Южнопортового района г. Москвы, третьи лица: 1) ГБУ "Жилищник района Южнопортовый"; 2) ООО "Национальная Тендерная Компания" о признании недействительными и отмене итогов открытого конкурса (Конкурс N 190716/286229/01)
при участии в судебном заседании:
от заявителей: ГБУ "Жилищник района Южнопортовый" Харламов П.С. (доверенность от 01.12.2016), Управа Южнопортового района г. Москвы Яковенко И.В. (доверенность от 14.08.2017)
от истца: ООО "Комфортное жилье" Михайлицина А.А. (доверенность от 15.01.2017)
от третьих лиц: не явились, извещены

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Комфортное жилье" обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управе Южнопортового района г. Москвы о признании недействительными итогов конкурса по отбору управляющей организации.
Заявитель в обоснование своего требования указывает на нарушение условий проведения торгов, ввиду чего его права и законные интересы были нарушены.
Решением от 12 июля 2017 года по делу N А40-16191/2017 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с данным решением, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика и третьего лица в судебном заседании доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения жалоб, решение суда считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы апелляционных жалоб, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов 19.07.2016 было размещено извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Москва, ул. 1-я Машиностроения, д. 10 (N 190716/2836229/01).
Согласно указанному извещению организатором конкурса является Управа Южнопортового района города Москвы, основанием проведения конкурса является распоряжение Главы Управы от 18.04.2016 N 37-РГ.
07.11.2016 года проведение конкурса было приостановлено в связи с рассмотрением спора в Измайловском районном суде г. Москвы.
29.12.2016 года конкурс был возобновлен.
30.12.2016 года конкурсной комиссией были рассмотрены заявки претендентов на участие в конкурсе, победителем было признано ГБУ "Жилищник района Южнопортовый".
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно протоколу рассмотрения заявок комиссия не допустила его к участию в конкурсе, сославшись на непредставление претендентом определенных п. 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений - в заявке претендента отсутствуют копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, выписка из ЕГРЮЛ.
Считая конкурс проведенным с нарушением требований закона, ООО "Комфортное жилье" обратилось с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, установив, что правилами проведения конкурса не установлено требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего утверждение бухгалтерского баланса за последний отчетный период, а также признание предоставленной ООО "КомЖил" выписки из ЕГРЮЛ в качестве не соответствующей требованиям Правил проведения конкурса - не соответствует принципам добросовестности, не создает равные условий участия в конкурсе, пришел к выводу о противоправном отклонении заявки истца, что оказало существенное влияние на результат торгов, поскольку исключило участие в них одного из потенциальных исполнителей, в связи с чес исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами исходя из следующего.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом.
Обязанность по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом возложена на органы местного самоуправления положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанной нормой определены: условия возникновения такой обязанности (части 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации); способ отбора управляющей организации (открытый конкурс); сроки исполнения установленной обязанности.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
В силу пункта 52 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе по форме, предусмотренной приложением N 4 к данным Правилам.
Согласно пункту 68 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией.
В соответствии с пунктом 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 непредставление определенных пунктом 53 Правил документов является основанием для отказа допуска к участию в конкурсе.
В соответствии с пп. 1 п. 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 заявка на участие в конкурсе включает в себя сведения и документы о претенденте, в том числе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица.
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" выписка из документа - копия части документа, заверенная в установленном порядке.
В соответствии с п. 92 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 5н, возможно предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде.
Согласно Федеральному закону от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" принципом использования электронной подписи является электронное взаимодействие ее участников (информационное письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. N Д28и-2310).
Вместе с тем, электронная подача заявок для участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации отсутствует, а самостоятельно распечатанная выписка о юридическом лице из ЕГРЮЛ не является оригиналом выписки, а является бумажной копией данного документа, предоставление которой противоречит положениям п. 53 Постановления Правительства Москвы от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что признание предоставленной ООО "КомЖил" выписки из ЕГРЮЛ в качестве не соответствующей требования Правил проведения конкурса - не соответствует принципам добросовестности, не создает равные условий участия в конкурсе не правомерен.
Также суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что истцом был представлен бухгалтерский баланс за 2015 год, а также квитанция о приеме налоговой декларации и вводе сведений, подписанные электронной цифровой подписью должностного лица налогового органа, что подтверждает факт приема бухгалтерской отчетности налоговым органом, а также что правилами проведения конкурса не установлено требование о предоставлении в составе заявки документа, подтверждающего утверждение бухгалтерского баланса за последний отчетный период, таким образом, заявитель необоснованно не был допущен к участию в конкурсе.
Исходя из буквального прочтения абзаца четвертого подпункта 2 пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 и конкурсной документации следует, что бухгалтерский баланс, представляемый в составе конкурсной заявки, должен быть утвержден.
Из положений частей 8, 9 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" следует, что необходимо различать такие самостоятельные действия, как составление и утверждение бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем организации. При этом утверждается бухгалтерская отчетность в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.
Следовательно, в наличии у хозяйственного общества может иметься составленная, но не утвержденная бухгалтерская отчетность. При этом необходимым условием участия в конкурсе является представление лишь ее утвержденного варианта.
Согласно положениям Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов относится к компетенции общего собрания участников общества (подпункт 6 пункта 2 статьи 33).
После проведения годового общего собрания акционеров или общего собрания участников на основании протокола в бухгалтерском учете организации делаются соответствующие записи.
Следовательно, единственный документ, способный придать юридическую значимость бухгалтерскому балансу - протокол общего собрания участников Общества.
При таких условиях наличие на представленной Обществом в составе конкурсной заявки копии бухгалтерского отчета отметки о его представлении в налоговый орган само по себе не свидетельствовало об утверждении данного документа в установленном порядке.
С учетом изложенного следует согласиться с доводами апелляционных жалоб о том, что у организатора торгов не было оснований для вывода о том, что в составе заявки представлен утвержденный бухгалтерский баланс.
В силу изложенных обстоятельств, арбитражный апелляционный суд полагает, что отказ в допуске истца к участию в конкурсе правомерен в силу положений п. п. 18, 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2017 года по делу N А40-16191/2017 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "Комфортное жилье" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционным жалобам в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Д.В.ПИРОЖКОВ

Судьи
О.Г.ГОЛОВКИНА
А.И.ТРУБИЦЫН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)