Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2016 N 02АП-3968/2016 ПО ДЕЛУ N А29-1051/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу N А29-1051/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гущиной В.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 по делу N А29-1051/2016 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (ИНН: 1103006895, ОГРН: 1121103001425)
муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
о взыскании задолженности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Центральное" (далее - Истец, ООО "Центральное", Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация, ответчик 1) и к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление, ответчик 2) о взыскании 299 497,87 руб. задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Дончука, д. 11, за период с 01.07.2014 по 31.07.2015 по договору от 01.04.2013 N 4-9.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 иск удовлетворен: с Ответчика 2 взыскана задолженность в сумме 299 497 руб. 87 коп.
Администрация с принятым решением суда не согласилась и обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация указывает, что спорные помещения переданы по договорам аренды ИП Духновской Е.Н., ИП Рудыко Е.В., ГБУ РК "Воркутинская станция по борьбе с болезнями животных", по условиям которых арендатор несет расходы по обслуживанию и содержанию общедомового имущества.
По условиям заключенного договора аренды (пункты 2.2.5 и 2.2.6) арендатор спорного помещения обязан заключить договоры возмездного оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с организацией, управляющей домом, в котором расположено спорное помещение.
Ссылаясь на пункт 2 статьи 616 ГК и статьи 154, 156, 161 ЖК РФ, заявитель жалобы считает, что расходы на содержание и ремонт общего имущества должен нести арендатор указанного имущества, поэтому суд первой инстанции принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, не истребовал сведения о площадях спорных помещений, на основании которых произведен расчет и взысканы спорные расходы с Администрации при наличии договора, из которого следует иной размер площади, что является безусловным основанием для отмены решения.
Истец и Управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - МКД), расположенном по адресу: г. Воркута, ул. Дончука, д. 11.
Неисполнение Администрацией, являющейся собственником части помещений спорного дома, обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества МКД, послужило основанием для обращения Общества с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 36, 37, 39, 154, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 125, 209, 210, 215, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, требования Истца признал обоснованными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
Из пункта 1 статьи 37, пунктов 1, 2 статьи 39 ЖК РФ следует, что в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений вне зависимости от их фактического использования. При этом закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником такого помещения и соответствующей организацией. Обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги основана на общих положениях гражданского права о возмездности оказываемых услуг.
Жилые и нежилые помещения находятся в жилом доме, то есть не могут существовать отдельно от этого дома, а их собственник не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие.
Следовательно, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно нежилых помещений, но и расходы по эксплуатации всего общего имущества в МКД. Эти расходы по содержанию обусловлены необходимостью эксплуатации общего имущества и поэтому являются обязательными.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1.10 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденным решением Совета МО ГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90, Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении МКД, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МО ГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МО ГО "Воркута" (пункты 7.1, 7.2 Положения).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270, Управление осуществляет функции Администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав МКД, находящихся в казне муниципального образования.
Таким образом, Управление является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении МКД, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в собственности МО ГО "Воркута" в период с 01.07.2014 по 31.07.2015 находилось встроенное нежилое помещение общей площадью 928,1 кв. м, расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Воркута, ул. Дончука, 11.
На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воркута, ул. Дончука, 11, от 31.03.2013 управление спорным многоквартирным домом осуществляет ООО УО "Центральное".
01.04.2013 между ООО УО "Центральное" (управляющей организацией) и собственниками помещений многоквартирного дома заключен договор управления многоквартирным домом N 4-9, по условиям которого (пункт 1.1) управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:
- - оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном в разделе 4.1 договора;
- - предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме в порядке, установленном в разделе 4.2 договора;
- - осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 4.1.1. договора установлено, что перечень выполняемых работ и оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества на момент заключения договора утвержден решением общего собрания собственников, приведен в приложении N 9 к данному договору.
Цена договора устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.6 договора, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договора, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.7 договора (пункт 5.1 договора).
Согласно пунктам 6.1.1, 6.1.2 договора размер платы за содержание и ремонт жилого и нежилого помещения устанавливается для собственников жилых и нежилых помещений соразмерно планово - договорной стоимости работ, услуг, устанавливаемой в Перечне работ, услуг на каждый год действия договора, в расчете на один месяц (или помесячно в течение года) и один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен решением общего собрания собственников на момент заключения договора (протокол от 31.03.2013) и указан в Перечне работ, услуг.
Размер платы на каждый последующий год действия договора, начиная со второго, определяемый с учетом индексации планово - договорной стоимости работ и услуг на соответствующий год, производимой управляющей организацией в порядке, установленном пунктом 5.3. договора, указывается в Перечне работ, услуг, составляемом в порядке, предусмотренном в пункте 4.1.2 договора. Установлением размера платы в указанном порядке не требует принятия дополнительного решения общего собрания собственников.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения за каждого собственника помещения определяется ежемесячно исходя из размера платы, определенного в порядке, указанном в пунктах 6.1.1 и 6.1.2 договора, и доли каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество, которая пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения.
Пунктами 6.3.1, 6.3.2 и 6.3.3 договора предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, иные работы, услуги, а также плата, указанная в пункте 5.5 договора вносится лицами, обязанными вносить такую плату в соответствии с жилищным законодательством и договором, в управляющую организацию, в том числе через ее платежных агентов.
Срок внесения платы по договору устанавливается до последнего числа, следующего за истекшим (расчетным) месяцем.
Плата по договору вносится на основании расчетных и платежных документов, составляемых представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до тридцатого числа месяца, следующего за расчетным. Порядок предъявления к оплате плательщикам платежных документов для внесения платы по договору приведен в приложении N 17 к договору.
Договор считается заключенным с 01.04.2013, заключен на 3 года (пункты 2.1 и 2.2 договора).
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воркута, ул. Дончука, 11, от 31.03.2013 установлен размер ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в спорный период в размере 22,52 руб. за 1 кв. м площади жилого помещения.
Приложением N 9 к договору сторонами также определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения - 22,52 руб. за 1 кв. м помещения в месяц.
Приложением N 9 от 28.02.2014 к договору сторонами определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на период с 01.04.2014 до 31.03.2015-23,98 руб. за 1 кв. м помещения в месяц.
Приложением N 9 от 28.02.2015 к договору сторонами определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на период с 01.04.2015 до 31.03.2016-26,72 руб. за 1 кв. м помещения в месяц.
Истец в период с 01.07.2014 по 31.07.2015 осуществлял обслуживание спорного многоквартирного дома и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества дома.
На оплату выполненных по договору от 01.04.2013 N 4-9 услуг и работ в период с 01.07.2014 по 31.07.2015 Истец выставил счета-фактуры от 31.07.2014 N 2014/07/0129, от 31.08.2014 N 2014/08/0134, от 30.09.2014 N 2014/09/0136, от 31.10.2014 N 2014/10/0151, от 28.11.2014 N 2014/11/0145, от 31.12.2014 N 2014/12/0144, от 31.01.2015 N 2015/01/0079, от 28.02.2015 N 2015/02/0081, от 27.03.2015 N 2015/03/0096, от 30.04.2015 N 2015/04/0097, от 27.05.2015 N 2015/05/0073, от 30.06.2015 N 2015/06/0079, от 31.07.2015 N 2015/07/0080.
Кроме того, Истцом представлены отчеты об оказанных услугах, выполненных работах и об определении стоимости за период с июля 2014 по июль 2015; акты о приемке оказанных услуг и выполненных работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подписанные в одностороннем порядке.
С учетом пункта 4.1.5 договора в случае не подписания акта уполномоченным лицом без обоснованных причин в течение 5 рабочих дней со дня его направления уполномоченному лицу, акт выполненных работ, оказанных услуг подписывается управляющей организацией в одностороннем порядке. Работы, услуги, удостоверенные односторонним актом в указанном случае, считаются принятыми собственниками.
Ответчик оплату вышеуказанных счетов-фактур не произвел, в результате чего за период с 01.07.2014 по 31.07.2015 у Ответчика образовалась задолженность в размере 299 497,87 руб.
Претензия Истца от 17.08.2015 N 1-16/1882 об оплате задолженности оставлена Ответчиком без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Истца стоимости услуг в размере 299 497,87 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что спорные помещения были переданы по договорам аренды третьим лицам, которые по условиям договоров обязаны заключить договоры по содержанию и ремонту общего имущества с управляющей организацией, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку в силу прямого указания закона (статьи 210, 249 ГК РФ, статья 158 ЖК РФ) собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание общего имущества дома, независимо от передачи помещения в аренду.
Собственник помещения в многоквартирном доме не обладает правом возлагать на арендатора обязанность заключать гражданско-правовой договор с третьим лицом, по которому арендатор будет нести бремя содержания общего имущества в доме.
Несостоятелен также довод заявителя жалобы о том, что решение суда вынесено о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, поскольку выводов, возлагающих на такое лицо каких-либо дополнительных обязанностей, в решении от 31.03.2016 не содержится.
Ссылка Администрации на то, что судом первой инстанции не проверен размер площади спорных помещений отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку она опровергается имеющейся в материалах дела выпиской от 09.03.2016 из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Также отзыв Администрации от 15.03.2016 не содержит доводов о несогласии с размером принадлежащей ей площади в МКД.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы Администрации по изложенным в ней доводам, у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.03.2016 по делу N А29-1051/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Судья
Т.В.ХОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)