Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Погореловой Д.М.
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились
от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 октября 2015 года
по делу N А60-35269/2015
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 03.07.2015 N 29-11-06-27.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35269/2015, принятым судьей Ремезовой Н.И., заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о незаконности предписания, указывает, что в данном случае оснований для проведения корректировки не имеется, поскольку необходимым условием для ее проведения является бесперебойное функционирование общедомового прибора учета в течение 12 месяцев. Обществом в ходе проверки представлены документы, подтверждающие, что прибор учета не все 12 месяцев в течение года работал бесперебойно и не был допущен к расчету ресурсоснабжающей организацией, то есть показатель V{\sub t (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год), необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки, за 2013, 2014 годы отсутствует.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Департамент в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает, что проведение корректировки возможно даже в случае, если в отдельные месяцы отопительного периода прибор учета работал некорректно, доказательств того, что прибор учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии заявителем не представлено. Оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит неясностей и отвечает требованиям исполнимости.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Департамент обращением жителя многоквартирного дома N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге о необоснованном начислении платы за коммунальную услугу "отопление" заинтересованным лицом издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" от 28.05.2015 N 29-11-04-26.
В период с 15.06.2015 по 03.07.2015 Департаментов проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам помещений многоквартирного дома N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге.
По результатам проверки установлены нарушения порядка начисления платы, предусмотренного пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (в части отсутствия проведения корректировки платы за услугу "отопление", исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013 год и 2014 год), а также признаки неосновательного обогащения в размере 92 338,03 руб. Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.07.2015 N 29-11-05-30.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями заявителю выдано предписание от 03.07.2015 N 29-11-06-27 об их устранении, а именно: в срок 10.09.2015 провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год и за 2014 год в соответствии с требованиями Правил N 307.
Считая указанное предписание незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, указав, что непроведение ежегодной корректировки платы за услугу "отопление" за 2013 и 2014 годы является нарушением порядка начисления платы за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Как следует из материалов дела, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в соответствии с договором управления от 01.09.2009 является организацией, управляющей многоквартирным домом N 5, корп. "А" ул. Учителей в г. Екатеринбурге.
Для оказания услуг по теплоснабжению ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" заключен договор N 51899 от 01.01.2011 с ООО "Свердловская теплоснабжающая компания".
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, о чем свидетельствуют:
- - копии актов допуска/повторного допуска в эксплуатацию УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге на период с 01.10.2009 по 01.10.2010 года, с 01.10.2012 по 01.06.2013, с 16.12.2014 по 12.07.2015;
- - копии актов отключения УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге от 13.05.2013, от 12.05.2014, от 12.05.2015;
- - копии актов включения УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге от 26.09.2014;
- - заверенные карточки регистрации параметров тепловой энергии за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, март, август, сентябрь 2014 года.
Поскольку в указанном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, управляющая компания обязана производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с пп. "б" п. 21 Правил N 307, а также проводить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
Департаментом в ходе проверки установлено и отражено в акте, что за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года жителям многоквартирного дома плата за услугу "отопление" начислена исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. м и общей площади жилого дома за 132,6965 Гкал на сумму 159 474,02 руб.
ООО "СТК" за указанные период выставлены счета за потребленную тепловую энергию для целей отопления за 132,6965 Гкал на сумму 123 948,60 руб.
Следовательно, объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты ООО "СТК" по счетам-фактурам за поставленную тепловую энергию за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года (104,0710 Гкал) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного жителям исходя из норматива (132,6965 Гкал) на 28,6254 Гкал.
Размер платы за объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты ООО "СТК" по счетам-фактурам за поставленную тепловую энергию за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года (123 948,60 руб.) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного жителям дома исходя из норматива (159 474,02 руб.) на 35 525,41 руб.
По сведениям управляющей компании начисление платы за услугу "отопление" в январе 2014 года произведено исходя из норматива 0,033 Гкал/кв. м.
В феврале 2014 года произведен перерасчет (снятие начислений) исходя из среднемесячного объема потребления за 2013 год в размере 0,020 Гкал/кв. м.
По данным управляющей компании в период с февраля 2014 года по май 2014 года расчет платы ошибочно производился в соответствии со среднемесячным объемом потребления за 2013 год в размере 0,020 Гкал/кв. м.
В период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года расчет платы за услугу "отопление" производился исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр.
В платежном документе за январь 2015 года ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" проведен перерасчет начисленной платы за услугу "отопление" за период январь - май 2014 года, а именно произведен расчет платы за услугу "отопление" исходя из действующего норматива 0,033 Гкал/кв. м (полученная разница с ранее начисленной платой доначислена).
Ежегодная корректировка платы за услугу "отопление" за 2013 и 2014 годы не проводилась.
Ссылаясь на невозможность проведения корректировки, управляющая компания указала, что корректировка платы за отопление (формула N 8) не произведена, поскольку показатель среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки, в 2013, 2014 годах отсутствует ввиду того, что прибор учета не все 12 месяцев работал точно.
По сведениям, предоставленным в ходе проверки управляющей компанией в сопроводительном письме от 08.06.2015 N 13187, указано, что общедомовой прибор учета тепловой энергии не функционировал (работал некорректно) в период с июня по декабрь 2013 года. В листе формата А4, названном "журнал учета показаний общедомового прибора учета потребления тепловой энергии", указано что в 2014 году прибор учета не функционировал в марте, августе и сентябре 2014 года.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Вместе с тем, надлежащих доказательств, подтверждающих, что прибор учета находился в неисправном состоянии, актов недопуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии или карточек регистрации теплоносителя, которые не приняты поставщиком, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в ходе проверки и в материалы настоящего дела не представило.
В соответствии с п. 5.4 договора энергоснабжения N 51899 от 01.01.2011, заключенного с ООО "СТК", при неисправности прибора учета абонента, либо при нарушении абонентом установленных договором сроков предоставления в ЭСО (энергоснабжающая организация) показаний приборов учета, независимо от причины несвоевременной сдачи, ЭСО (энергоснабжающая организация) проводит начисление за отпущенные теплоэнергоресурсы согласно п. 2.1.3 настоящего договора, без последующего перерасчета, а именно, расчетным методом в соответствии с Правилами N 307 по нормативу потребления.
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что установленный в МКД общедомовой прибор учета тепловой энергии в 2013 и 2014 годах работал некорректно, был неисправен, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанный период, зафиксированных прибором учета, следовательно, начисление платы за услугу отопление следовало производить исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год с последующей корректировкой, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 Правил N 307 (по формулам N 7 и N 8).
Кроме того, пункты 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае: неисправности прибора учета в отдельные месяцы, несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку представленная копия платежного поручения N 750004 от 25.11.2015 не является надлежащим доказательством ее уплаты. Подлинник платежного поручения, запрошенный судом апелляционной инстанции определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 10.12.2015, в материалы дела не представлен.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35269/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.01.2016 N 17АП-17370/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-35269/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. N 17АП-17370/2015-АК
Дело N А60-35269/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Погореловой Д.М.
при участии:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839): не явились
от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 октября 2015 года
по делу N А60-35269/2015
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта
установил:
Закрытое акционерное общество "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ", общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 03.07.2015 N 29-11-06-27.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35269/2015, принятым судьей Ремезовой Н.И., заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество приводит доводы о незаконности предписания, указывает, что в данном случае оснований для проведения корректировки не имеется, поскольку необходимым условием для ее проведения является бесперебойное функционирование общедомового прибора учета в течение 12 месяцев. Обществом в ходе проверки представлены документы, подтверждающие, что прибор учета не все 12 месяцев в течение года работал бесперебойно и не был допущен к расчету ресурсоснабжающей организацией, то есть показатель V{\sub t (среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год), необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки, за 2013, 2014 годы отсутствует.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Департамент в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает, что проведение корректировки возможно даже в случае, если в отдельные месяцы отопительного периода прибор учета работал некорректно, доказательств того, что прибор учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии заявителем не представлено. Оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, не содержит неясностей и отвечает требованиям исполнимости.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим в Департамент обращением жителя многоквартирного дома N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге о необоснованном начислении платы за коммунальную услугу "отопление" заинтересованным лицом издан приказ о проведении внеплановой документарной проверки ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" от 28.05.2015 N 29-11-04-26.
В период с 15.06.2015 по 03.07.2015 Департаментов проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам помещений многоквартирного дома N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге.
По результатам проверки установлены нарушения порядка начисления платы, предусмотренного пп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пп. 3 п. 2 Приложения N 2 к Правилам N 307 (в части отсутствия проведения корректировки платы за услугу "отопление", исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013 год и 2014 год), а также признаки неосновательного обогащения в размере 92 338,03 руб. Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.07.2015 N 29-11-05-30.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями заявителю выдано предписание от 03.07.2015 N 29-11-06-27 об их устранении, а именно: в срок 10.09.2015 провести корректировку платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013 год и за 2014 год в соответствии с требованиями Правил N 307.
Считая указанное предписание незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, указав, что непроведение ежегодной корректировки платы за услугу "отопление" за 2013 и 2014 годы является нарушением порядка начисления платы за коммунальные услуги.
На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 N 990-ПП "О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах" установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил N 307).
Как следует из материалов дела, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в соответствии с договором управления от 01.09.2009 является организацией, управляющей многоквартирным домом N 5, корп. "А" ул. Учителей в г. Екатеринбурге.
Для оказания услуг по теплоснабжению ЗАО "Управляющая жилищная компания "Урал-СТ" заключен договор N 51899 от 01.01.2011 с ООО "Свердловская теплоснабжающая компания".
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом N 5, корп. "А" по ул. Учителей в г. Екатеринбурге оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, о чем свидетельствуют:
- - копии актов допуска/повторного допуска в эксплуатацию УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге на период с 01.10.2009 по 01.10.2010 года, с 01.10.2012 по 01.06.2013, с 16.12.2014 по 12.07.2015;
- - копии актов отключения УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге от 13.05.2013, от 12.05.2014, от 12.05.2015;
- - копии актов включения УКУТ в многоквартирном доме N 5, корп. "А", по ул. Учителей в г. Екатеринбурге от 26.09.2014;
- - заверенные карточки регистрации параметров тепловой энергии за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года, март, август, сентябрь 2014 года.
Поскольку в указанном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, управляющая компания обязана производить расчет платы за коммунальную услугу в соответствии с пп. "б" п. 21 Правил N 307, а также проводить корректировку платы за отопление 1 раз в год.
Департаментом в ходе проверки установлено и отражено в акте, что за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года жителям многоквартирного дома плата за услугу "отопление" начислена исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. м и общей площади жилого дома за 132,6965 Гкал на сумму 159 474,02 руб.
ООО "СТК" за указанные период выставлены счета за потребленную тепловую энергию для целей отопления за 132,6965 Гкал на сумму 123 948,60 руб.
Следовательно, объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты ООО "СТК" по счетам-фактурам за поставленную тепловую энергию за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года (104,0710 Гкал) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного жителям исходя из норматива (132,6965 Гкал) на 28,6254 Гкал.
Размер платы за объем тепловой энергии, предъявленный для оплаты ООО "СТК" по счетам-фактурам за поставленную тепловую энергию за период с января по май 2013 года, сентябрь 2013 года (123 948,60 руб.) меньше объема тепловой энергии, рассчитанного и предъявленного жителям дома исходя из норматива (159 474,02 руб.) на 35 525,41 руб.
По сведениям управляющей компании начисление платы за услугу "отопление" в январе 2014 года произведено исходя из норматива 0,033 Гкал/кв. м.
В феврале 2014 года произведен перерасчет (снятие начислений) исходя из среднемесячного объема потребления за 2013 год в размере 0,020 Гкал/кв. м.
По данным управляющей компании в период с февраля 2014 года по май 2014 года расчет платы ошибочно производился в соответствии со среднемесячным объемом потребления за 2013 год в размере 0,020 Гкал/кв. м.
В период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года расчет платы за услугу "отопление" производился исходя из норматива потребления 0,033 Гкал/кв. метр.
В платежном документе за январь 2015 года ЗАО "УЖК "УРАЛ-СТ" проведен перерасчет начисленной платы за услугу "отопление" за период январь - май 2014 года, а именно произведен расчет платы за услугу "отопление" исходя из действующего норматива 0,033 Гкал/кв. м (полученная разница с ранее начисленной платой доначислена).
Ежегодная корректировка платы за услугу "отопление" за 2013 и 2014 годы не проводилась.
Ссылаясь на невозможность проведения корректировки, управляющая компания указала, что корректировка платы за отопление (формула N 8) не произведена, поскольку показатель среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, необходимый для начисления платы по формуле N 7 перед проведением корректировки, в 2013, 2014 годах отсутствует ввиду того, что прибор учета не все 12 месяцев работал точно.
По сведениям, предоставленным в ходе проверки управляющей компанией в сопроводительном письме от 08.06.2015 N 13187, указано, что общедомовой прибор учета тепловой энергии не функционировал (работал некорректно) в период с июня по декабрь 2013 года. В листе формата А4, названном "журнал учета показаний общедомового прибора учета потребления тепловой энергии", указано что в 2014 году прибор учета не функционировал в марте, августе и сентябре 2014 года.
В соответствии с п. 68 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п. 6 Правил N 1034).
В силу п. 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При наличии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению (п. 72 Правил N 1034).
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей (п. 73 Правил N 1034).
Вместе с тем, надлежащих доказательств, подтверждающих, что прибор учета находился в неисправном состоянии, актов недопуска в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии или карточек регистрации теплоносителя, которые не приняты поставщиком, ЗАО "УЖК "Урал-СТ" в ходе проверки и в материалы настоящего дела не представило.
В соответствии с п. 5.4 договора энергоснабжения N 51899 от 01.01.2011, заключенного с ООО "СТК", при неисправности прибора учета абонента, либо при нарушении абонентом установленных договором сроков предоставления в ЭСО (энергоснабжающая организация) показаний приборов учета, независимо от причины несвоевременной сдачи, ЭСО (энергоснабжающая организация) проводит начисление за отпущенные теплоэнергоресурсы согласно п. 2.1.3 настоящего договора, без последующего перерасчета, а именно, расчетным методом в соответствии с Правилами N 307 по нормативу потребления.
В связи с тем, что заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что установленный в МКД общедомовой прибор учета тепловой энергии в 2013 и 2014 годах работал некорректно, был неисправен, при этом управляющая организация обладала сведениями об объемах потребления тепловой энергии за указанный период, зафиксированных прибором учета, следовательно, начисление платы за услугу отопление следовало производить исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий год с последующей корректировкой, как это предусмотрено подп. "б" п. 21 Правил N 307 (по формулам N 7 и N 8).
Кроме того, пункты 21 и 22 Правил N 307 не освобождают исполнителя услуг от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае: неисправности прибора учета в отдельные месяцы, несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя и подлежат взысканию в доход федерального бюджета, поскольку представленная копия платежного поручения N 750004 от 25.11.2015 не является надлежащим доказательством ее уплаты. Подлинник платежного поручения, запрошенный судом апелляционной инстанции определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 10.12.2015, в материалы дела не представлен.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 октября 2015 года по делу N А60-35269/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)