Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 по делу N А07-22162/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В судебное заседание явились представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" - Любишева О.В. (доверенность N 10 от 11.01.2016), Баринов И.Ю. (руководитель по приказу N 275-К от 21.12.2015, решению N 1 от 29.03.2016, решению N 4 от 18.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании незаконным предписания от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 (резолютивная часть решения объявлена 26.01.2016) требования заявителя удовлетворены, предписание от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172 признано незаконным. Также судом взыскано с комитета в пользу общества 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы комитет ссылается на законность и обоснованность оспоренного предписания. Обращает внимание на следующие обстоятельства: при проведении проверки заявитель возражений и замечаний в отношении выявленных нарушений не заявлял и документы, подтверждающие правомерность его доводов не представлял; в силу закона, при расчете платы за общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению управляющая компания должна руководствоваться нормативами, утвержденными Приложением N 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливочный период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" (далее - Постановление N 221), которые рассчитываются от общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в число которого подвалы не включены.
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители комитета, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080268001208 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ 25.06.2015 обращения жителя многоквартирного дома N 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак Республики Башкортостан по вопросам нарушения ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" прав потребителей при выставлении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, на основании распоряжения от 16.07.2015 N 6425 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 17.08.2015 N ЮО-15-6425-43.
Как установлено проверкой, в нарушение ч. ч. 1, 2.3, 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Приложения N 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 26.01.2015 N 7 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливочный период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом", с августа 2014 года в платежных документах заявителем площадь мест общего пользования указывалась - 1401,7 кв. м, и документы, подтверждающие обоснование применения данной площади не представлены. При этом, согласно технического паспорта от 2001 года на указанный многоквартирный дом, уборочная площадь мест общего пользования составляет 385,1 кв. м (уборочная площадь лестниц - 376 кв. м, уборочная площадь коридоров и мест общего пользования - 9,1 кв. м), и до августа 2014 года в платежных документах за коммунальные услуги указывалась площадь мест общего пользования - 397 кв. м, а также, согласно информации, размещенной на официальном сайте http//www/reformagkh/ru, общая площадь мест общего пользования этого дома составляет 406,1 кв. м.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172, которым предписано с 01.09.2015 при начислении платы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электроэнергии применять уборочную площадь общих коридоров и мест общего пользования в соответствии с техническим паспортом (произвести корректировку платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по холодном и горячему водоснабжению с августа 2014 года по всему многоквартирному дому, в соответствии с площадью, указанной в техническом паспорте дома).
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание N ЮО-15-043-172 от 17.08.2015 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 39 этого Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Этими Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Также Правилами N 354 определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Так, в силу пп. 4 п. 2 этих Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Разделом III Приложения N 2 к указанным Правилам установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с которым такая плата определяется с учетом в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Так, в соответствии с п. 17 этого раздела, при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Приложением N 2 к Постановлению N 221 (в редакции постановления от 26.01.2015 N 7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом. В соответствии с этим Приложением, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, учитываемого при определении размера платы, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", осуществляя функции по управлению многоквартирным домом N 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак, до августа 2014 года в платежных документах на оплату коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды учитывала площадь мест общего пользования в размере 397 кв. м, а с августа 2014 года - в размере 1401,7 кв. м.
Как указывает заявитель, увеличение с августа 2014 года площади мест общего пользования для расчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведено в связи с включением в эту площадь площади подвала многоквартирного дома.
При этом, исходя из представленного в материалы дела паспорта указанного многоквартирного дома, уборочная площадь лестничных клеток дома составляет 376 кв. м, уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 9,1 кв. м, площадь подвала составляет 995,6 кв. м (в том числе подсобная - 573,4 кв. м, прочая - 148,6 кв. м). То есть, даже с учетом площади подвала многоквартирного дома общая площадь помещений общего пользования составит 1380,7 кв. м. Обоснования включения в состав общей площади мест общего пользования еще 21 кв. м (1401,7 кв. м - 1380,7 кв. м) заявителем не приведено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. То есть, учет этой площади при расчете платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведен заявителем необоснованно.
Кроме того, поддержанная судом первой инстанции позиция заявителя о правомерности включения в общую площадь мест общего пользования для расчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды площади подвала основана на следующем: в силу Правил N 354 подвалы входят в состав общего имущества многоквартирного дома; подвальное помещение рассматриваемого многоквартирного дома является не только техническим помещением, входящим в состав общего имущества дома, но и помещением используемым собственниками для собственных нужд (собственники жилого дома имеют ячейки - кладовые для каждой квартиры).
Действительно, в силу Правил N 354 подвалы многоквартирного дома отнесены к числу общего имущества такого дома, а из паспорта многоквартирного дома следует, что часть подвала используется как подсобное помещение (разделена на хозяйственные сараи).
Между тем, согласно Правил N 354 и Постановления N 221, не все общее имущество многоквартирного дома учитывается при определении платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды (в указанных нормах приведен исчерпывающий перечень учитываемого при определении платы имущества), а из паспорта многоквартирного дома следует, что в качестве подсобных помещений используется лишь площадь подвального помещения в размере 573,4 кв. м (а не 995,6 кв. м, как указано заявителем), и доказательств оборудования этих подсобных помещений подвала системами горячего и холодного водоснабжения материалы дела не содержат.
В этой связи, принимая во внимание то обстоятельство, что Правилами N 354 и Постановлением N 221 подвалы многоквартирных домов не включены в исчерпывающий перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, учитываемого при определении размера платы, включение в настоящем случае площади подвального помещения в общую площадь общего имущества многоквартирного дома, учитываемого в целях определения размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды, является незаконным.
Таким образом, оспоренное предписание Госкомжилнадзора РБ, обязывающее общество при исчислении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды руководствоваться содержащимися в паспорте дома данными об уборочных площадях общих коридоров и мест общего пользования, соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 2, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебный расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 по делу N А07-22162/2015 отменить, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2016 N 18АП-3436/2016 ПО ДЕЛУ N А07-22162/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. N 18АП-3436/2016
Дело N А07-22162/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 по делу N А07-22162/2015 (судья Чернышова С.Л.).
В судебное заседание явились представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" - Любишева О.В. (доверенность N 10 от 11.01.2016), Баринов И.Ю. (руководитель по приказу N 275-К от 21.12.2015, решению N 1 от 29.03.2016, решению N 4 от 18.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - комитет, Госкомжилнадзор РБ) о признании незаконным предписания от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 (резолютивная часть решения объявлена 26.01.2016) требования заявителя удовлетворены, предписание от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172 признано незаконным. Также судом взыскано с комитета в пользу общества 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, Госкомжилнадзор РБ обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы комитет ссылается на законность и обоснованность оспоренного предписания. Обращает внимание на следующие обстоятельства: при проведении проверки заявитель возражений и замечаний в отношении выявленных нарушений не заявлял и документы, подтверждающие правомерность его доводов не представлял; в силу закона, при расчете платы за общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению управляющая компания должна руководствоваться нормативами, утвержденными Приложением N 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливочный период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом" (далее - Постановление N 221), которые рассчитываются от общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в число которого подвалы не включены.
В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представители комитета, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.04.2008, имеет основной государственный регистрационный номер 1080268001208 и осуществляет деятельность по управлению эксплуатацией жилищного фонда.
В связи с поступлением в Госкомжилнадзор РБ 25.06.2015 обращения жителя многоквартирного дома N 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак Республики Башкортостан по вопросам нарушения ООО "УК "Трест жилищного хозяйства" прав потребителей при выставлении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, на основании распоряжения от 16.07.2015 N 6425 комитетом проведена внеплановая документарная проверка в отношении заявителя, результаты которой оформлены актом от 17.08.2015 N ЮО-15-6425-43.
Как установлено проверкой, в нарушение ч. ч. 1, 2.3, 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Приложения N 2 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 26.01.2015 N 7 "О внесении изменений в постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 31.08.2012 N 221 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, на общедомовые нужды, по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек (для полива земельного участка в поливочный период, за исключением полива садовых, огородных и дачных земельных участков, для водоснабжения и приготовления пищи для соответствующего сельскохозяйственного животного) на территории Республики Башкортостан, определенных расчетным методом", с августа 2014 года в платежных документах заявителем площадь мест общего пользования указывалась - 1401,7 кв. м, и документы, подтверждающие обоснование применения данной площади не представлены. При этом, согласно технического паспорта от 2001 года на указанный многоквартирный дом, уборочная площадь мест общего пользования составляет 385,1 кв. м (уборочная площадь лестниц - 376 кв. м, уборочная площадь коридоров и мест общего пользования - 9,1 кв. м), и до августа 2014 года в платежных документах за коммунальные услуги указывалась площадь мест общего пользования - 397 кв. м, а также, согласно информации, размещенной на официальном сайте http//www/reformagkh/ru, общая площадь мест общего пользования этого дома составляет 406,1 кв. м.
По итогам указанного мероприятия комитетом заявителю выдано предписание от 17.08.2015 N ЮО-15-043-172, которым предписано с 01.09.2015 при начислении платы на общедомовые нужды по холодной и горячей воде, электроэнергии применять уборочную площадь общих коридоров и мест общего пользования в соответствии с техническим паспортом (произвести корректировку платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды по холодном и горячему водоснабжению с августа 2014 года по всему многоквартирному дому, в соответствии с площадью, указанной в техническом паспорте дома).
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из вывода о доказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание N ЮО-15-043-172 от 17.08.2015 выдано комитетом в пределах в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 2, ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утвержденное Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 N 616), по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3).
Статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 39 этого Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в таком доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Этими Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса (к числу которых отнесены холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия) в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Также Правилами N 354 определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. Так, в силу пп. 4 п. 2 этих Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Разделом III Приложения N 2 к указанным Правилам установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в соответствии с которым такая плата определяется с учетом в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Так, в соответствии с п. 17 этого раздела, при определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Приложением N 2 к Постановлению N 221 (в редакции постановления от 26.01.2015 N 7 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды на территории Республики Башкортостан, определенные расчетным методом. В соответствии с этим Приложением, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, учитываемого при определении размера платы, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Если иного не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что ООО "УК "Трест жилищного хозяйства", осуществляя функции по управлению многоквартирным домом N 3 по ул. Братская в г. Стерлитамак, до августа 2014 года в платежных документах на оплату коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды учитывала площадь мест общего пользования в размере 397 кв. м, а с августа 2014 года - в размере 1401,7 кв. м.
Как указывает заявитель, увеличение с августа 2014 года площади мест общего пользования для расчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведено в связи с включением в эту площадь площади подвала многоквартирного дома.
При этом, исходя из представленного в материалы дела паспорта указанного многоквартирного дома, уборочная площадь лестничных клеток дома составляет 376 кв. м, уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 9,1 кв. м, площадь подвала составляет 995,6 кв. м (в том числе подсобная - 573,4 кв. м, прочая - 148,6 кв. м). То есть, даже с учетом площади подвала многоквартирного дома общая площадь помещений общего пользования составит 1380,7 кв. м. Обоснования включения в состав общей площади мест общего пользования еще 21 кв. м (1401,7 кв. м - 1380,7 кв. м) заявителем не приведено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. То есть, учет этой площади при расчете платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды произведен заявителем необоснованно.
Кроме того, поддержанная судом первой инстанции позиция заявителя о правомерности включения в общую площадь мест общего пользования для расчета платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды площади подвала основана на следующем: в силу Правил N 354 подвалы входят в состав общего имущества многоквартирного дома; подвальное помещение рассматриваемого многоквартирного дома является не только техническим помещением, входящим в состав общего имущества дома, но и помещением используемым собственниками для собственных нужд (собственники жилого дома имеют ячейки - кладовые для каждой квартиры).
Действительно, в силу Правил N 354 подвалы многоквартирного дома отнесены к числу общего имущества такого дома, а из паспорта многоквартирного дома следует, что часть подвала используется как подсобное помещение (разделена на хозяйственные сараи).
Между тем, согласно Правил N 354 и Постановления N 221, не все общее имущество многоквартирного дома учитывается при определении платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды (в указанных нормах приведен исчерпывающий перечень учитываемого при определении платы имущества), а из паспорта многоквартирного дома следует, что в качестве подсобных помещений используется лишь площадь подвального помещения в размере 573,4 кв. м (а не 995,6 кв. м, как указано заявителем), и доказательств оборудования этих подсобных помещений подвала системами горячего и холодного водоснабжения материалы дела не содержат.
В этой связи, принимая во внимание то обстоятельство, что Правилами N 354 и Постановлением N 221 подвалы многоквартирных домов не включены в исчерпывающий перечень помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, учитываемого при определении размера платы, включение в настоящем случае площади подвального помещения в общую площадь общего имущества многоквартирного дома, учитываемого в целях определения размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на общедомовые нужды, является незаконным.
Таким образом, оспоренное предписание Госкомжилнадзора РБ, обязывающее общество при исчислении платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды руководствоваться содержащимися в паспорте дома данными об уборочных площадях общих коридоров и мест общего пользования, соответствует закону, что исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого предписания недействительным.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 2, 4 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Учитывая результат рассмотрения дела, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебный расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2016 по делу N А07-22162/2015 отменить, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ
Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)