Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года по делу N А05-11833/2016 (судья Полуянова Н.М.),
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 04.08.2016 N ОК-04/07-06/107.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Инспекция и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в доме N 11 по проспекту Дзержинского в городе Архангельске, на нарушение требований действующего законодательства при определении размера платы за коммунальные услуги проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 15.06.2016 N ОК-04/01-15/2152.
В ходе проверки установлено, что общество в соответствии с пунктами 14, 17, 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставляет коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, проживающим в доме N 11 по проспекту Дзержинского в городе Архангельске, в связи с отсутствием договора поставки тепловой энергии и горячей воды для нужд потребителей указанного дома с организацией, осуществляющей управление домом.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
При этом дом N 11 по пр. Дзержинского в г. Архангельске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 08.08.2014). Указанный прибор учета учитывает совокупно объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и на нужды отопления. Согласно акту от 08.08.2014 срок поверки расходомера (п) N ПРЭМ-50, являющегося составной частью узла учета, истек 15.01.2016.
В связи с этим общество за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 определяло плату за отопление потребителю, проживающему в квартире N 58 спорного дома, исходя из установленного норматива потребления.
Инспекция посчитала, что такой порядок расчета противоречит пунктам 59, 59(1) Правил N 354, в соответствии с которыми в период с 16.01.2016 по 31.01.2016 плата за коммунальную услугу по отоплению должна быть определена исходя из среднемесячного объема потребления услуги за отопительный сезон.
Инспекцией произведен расчет среднемесячного объема потребления услуги за отопительный сезон 2015/2016 года, а именно за октябрь - декабрь 2015 года, который в суммовом выражении составил 2538,75 руб.
В связи с этим плата за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 (16 календарных дней) определена инспекцией в размере 1310,32 руб.
Согласно квитанции за март 2016 года общество выставило потребителю доначисление за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 в размере 1628,18 руб.
На основании изложенного инспекция сделала вывод о нарушении обществом порядка ценообразования и обсчете потребителя, проживающего в квартире N 58 спорного дома, на сумму 317,86 руб.
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание от 04.08.2016 N ОК-04/07-06/107 об устранении выявленных нарушений, в котором предписало в срок до 14 декабря 2016 года произвести потребителю, проживающему в квартире N <...> дома N 11 по проспекту Дзержинского города Архангельска, перерасчет платы за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 на сумму 317,86 руб.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, посчитав оспариваемое предписание законным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "в" пункта 3 раздела II Правил N 354 предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 раздела II указанных выше Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой N 2 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой N 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В силу пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В силу пункта 59(1) указанных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 1 распоряжения мэра г. Архангельска от 28.08.2015 N 2592р "О начале отопительного периода 2015 - 2016 годов в муниципальном образовании "Город Архангельск", отопительный период 2015/2016 года от Архангельской ТЭЦ и локальных котельных в муниципальном образовании "Город Архангельск" определено начать с 1 сентября 2015 года в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, учреждениях здравоохранения и социальной политики, общеобразовательных учреждениях, учреждениях культуры, физической культуры и спорта (далее - объекты социальной сферы), а также в жилищном фонде, без подключения которого отсутствует возможность начала отопительного периода в объектах социальной сферы.
На основании этого инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 плата за отопление должна быть рассчитана в данном случае исходя из среднемесячного объема потребления услуги по отоплению за отопительный период октябрь - декабрь 2015 года.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод заявителя о том, что размер платы за коммунальные услуги в данном случае следовало исчислять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, а при наличии прибора учета только после истечения сроков, указанных в пунктах 59 и 59(1) Правил. В данном случае в спорном доме имеется прибор учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 08.08.2014), срок поверки которого истек 15.01.2016.
Также суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы общества о неправильном расчете инспекцией среднемесячных объемов потребления, приведенного в оспариваемом предписании.
Как следует из расчета инспекции, среднемесячный объем потребления услуги отопления в соответствии с указанными нормами определен за отопительный сезон 2015/2016 года (октябрь - декабрь 2015 года), при этом показания за сентябрь 2015 года обоснованно не приняты во внимание, поскольку в сентябре тепловая энергия за коммунальную услугу по отоплению предоставлялась неполный месяц.
Доводы общества о том, что среднемесячный объем потребления следует рассчитать исходя из данных прибора учета за периоды с февраля по апрель и с октября по декабрь 2015 года, то есть путем суммирования объемов тепловой энергии разных отопительных периодов: отопительного периода 2014/2015 года (февраль - апрель 2015 года) и 2015/2016 года (октябрь - декабрь 2015 года), противоречат указанным выше нормам.
Законодательством не предусмотрен расчет среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по отоплению путем суммирования объемов тепловой энергии разных отопительных периодов. Для расчета среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по отоплению необходимо использовать данные только одного отопительного периода.
Согласно представленным в материалы дела выставленным обществом потребителю, проживающему в квартире N 58 спорного дома, платежным документам для внесения платы за предоставление коммунальных услуг за октябрь - декабрь 2015 года за потребленный объем коммунальной услуги - отопление, который был определен по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, предъявлено к оплате соответственно 1760,66 руб., 2951,72 руб. и 2903,65 руб.
Инспекцией при расчете рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса - отопление были применены данные, отраженные обществом в указанных платежных документах.
Доказательств того, что объем потребления коммунального ресурса - отопления за указанный период по квартире N 58 составил иные значения, обществом не представлено.
В связи с этим является правомерным вывод инспекции о неисполнении обществом при расчете платы за отопление гражданину, проживающему в квартире N 58 спорного дома, требований пунктов 59, 59(1) Правил N 354 и, соответственно, о нарушении заявителем порядка ценообразования и обсчете потребителя за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 на сумму 317 руб. 86 коп.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года по делу N А05-11833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 42) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 12.04.2017 N 7015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N А05-11833/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N А05-11833/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 августа 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года по делу N А05-11833/2016 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 42; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений от 04.08.2016 N ОК-04/07-06/107.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Инспекция и общество о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в доме N 11 по проспекту Дзержинского в городе Архангельске, на нарушение требований действующего законодательства при определении размера платы за коммунальные услуги проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт от 15.06.2016 N ОК-04/01-15/2152.
В ходе проверки установлено, что общество в соответствии с пунктами 14, 17, 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставляет коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям, проживающим в доме N 11 по проспекту Дзержинского в городе Архангельске, в связи с отсутствием договора поставки тепловой энергии и горячей воды для нужд потребителей указанного дома с организацией, осуществляющей управление домом.
Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
При этом дом N 11 по пр. Дзержинского в г. Архангельске оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 08.08.2014). Указанный прибор учета учитывает совокупно объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и на нужды отопления. Согласно акту от 08.08.2014 срок поверки расходомера (п) N ПРЭМ-50, являющегося составной частью узла учета, истек 15.01.2016.
В связи с этим общество за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 определяло плату за отопление потребителю, проживающему в квартире N 58 спорного дома, исходя из установленного норматива потребления.
Инспекция посчитала, что такой порядок расчета противоречит пунктам 59, 59(1) Правил N 354, в соответствии с которыми в период с 16.01.2016 по 31.01.2016 плата за коммунальную услугу по отоплению должна быть определена исходя из среднемесячного объема потребления услуги за отопительный сезон.
Инспекцией произведен расчет среднемесячного объема потребления услуги за отопительный сезон 2015/2016 года, а именно за октябрь - декабрь 2015 года, который в суммовом выражении составил 2538,75 руб.
В связи с этим плата за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 (16 календарных дней) определена инспекцией в размере 1310,32 руб.
Согласно квитанции за март 2016 года общество выставило потребителю доначисление за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 в размере 1628,18 руб.
На основании изложенного инспекция сделала вывод о нарушении обществом порядка ценообразования и обсчете потребителя, проживающего в квартире N 58 спорного дома, на сумму 317,86 руб.
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание от 04.08.2016 N ОК-04/07-06/107 об устранении выявленных нарушений, в котором предписало в срок до 14 декабря 2016 года произвести потребителю, проживающему в квартире N <...> дома N 11 по проспекту Дзержинского города Архангельска, перерасчет платы за отопление за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 на сумму 317,86 руб.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, посчитав оспариваемое предписание законным.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "в" пункта 3 раздела II Правил N 354 предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 раздела II указанных выше Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой N 2 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой N 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
В силу пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
В силу пункта 59(1) указанных Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Согласно пункту 1 распоряжения мэра г. Архангельска от 28.08.2015 N 2592р "О начале отопительного периода 2015 - 2016 годов в муниципальном образовании "Город Архангельск", отопительный период 2015/2016 года от Архангельской ТЭЦ и локальных котельных в муниципальном образовании "Город Архангельск" определено начать с 1 сентября 2015 года в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, учреждениях здравоохранения и социальной политики, общеобразовательных учреждениях, учреждениях культуры, физической культуры и спорта (далее - объекты социальной сферы), а также в жилищном фонде, без подключения которого отсутствует возможность начала отопительного периода в объектах социальной сферы.
На основании этого инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 плата за отопление должна быть рассчитана в данном случае исходя из среднемесячного объема потребления услуги по отоплению за отопительный период октябрь - декабрь 2015 года.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод заявителя о том, что размер платы за коммунальные услуги в данном случае следовало исчислять исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку в силу требований Правил N 354 расчет объема потребления коммунального ресурса по нормативам потребления возможен лишь в случае отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме, а при наличии прибора учета только после истечения сроков, указанных в пунктах 59 и 59(1) Правил. В данном случае в спорном доме имеется прибор учета тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 08.08.2014), срок поверки которого истек 15.01.2016.
Также суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы общества о неправильном расчете инспекцией среднемесячных объемов потребления, приведенного в оспариваемом предписании.
Как следует из расчета инспекции, среднемесячный объем потребления услуги отопления в соответствии с указанными нормами определен за отопительный сезон 2015/2016 года (октябрь - декабрь 2015 года), при этом показания за сентябрь 2015 года обоснованно не приняты во внимание, поскольку в сентябре тепловая энергия за коммунальную услугу по отоплению предоставлялась неполный месяц.
Доводы общества о том, что среднемесячный объем потребления следует рассчитать исходя из данных прибора учета за периоды с февраля по апрель и с октября по декабрь 2015 года, то есть путем суммирования объемов тепловой энергии разных отопительных периодов: отопительного периода 2014/2015 года (февраль - апрель 2015 года) и 2015/2016 года (октябрь - декабрь 2015 года), противоречат указанным выше нормам.
Законодательством не предусмотрен расчет среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по отоплению путем суммирования объемов тепловой энергии разных отопительных периодов. Для расчета среднемесячного объема потребления коммунальной услуги по отоплению необходимо использовать данные только одного отопительного периода.
Согласно представленным в материалы дела выставленным обществом потребителю, проживающему в квартире N 58 спорного дома, платежным документам для внесения платы за предоставление коммунальных услуг за октябрь - декабрь 2015 года за потребленный объем коммунальной услуги - отопление, который был определен по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, предъявлено к оплате соответственно 1760,66 руб., 2951,72 руб. и 2903,65 руб.
Инспекцией при расчете рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса - отопление были применены данные, отраженные обществом в указанных платежных документах.
Доказательств того, что объем потребления коммунального ресурса - отопления за указанный период по квартире N 58 составил иные значения, обществом не представлено.
В связи с этим является правомерным вывод инспекции о неисполнении обществом при расчете платы за отопление гражданину, проживающему в квартире N 58 спорного дома, требований пунктов 59, 59(1) Правил N 354 и, соответственно, о нарушении заявителем порядка ценообразования и обсчете потребителя за период с 16.01.2016 по 31.01.2016 на сумму 317 руб. 86 коп.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 5 апреля 2017 года по делу N А05-11833/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; место нахождения: 150040, Ярославская область, город Ярославль, проспект Октября, дом 42) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 12.04.2017 N 7015.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Н.ОСОКИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Судьи
И.Н.МОИСЕЕВА
О.А.ТАРАСОВА
И.Н.МОИСЕЕВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)