Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-16837/2017

Требование: О признании действий незаконными, обязании разместить информацию в сети "Интернет", обязании предоставить документы, законным образом производить начисления за жилищно-коммунальные услуги, формировать отдельные платежные документы, компенсации морального вреда.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что обращался в организацию ответчика с запросами о раскрытии информации по осуществлению деятельности в сфере управления многоквартирным домом, его обращения ответчик оставил без ответа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N 33-16837


Судья Самойлова И.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
Председательствующего Расторгуевой Н.С.,
судей Кирсановой В.А., Леоновой С.В.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирсановой В.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Б. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 08 февраля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б. к ЖСК "Старт - Беловежский о признании действий незаконными, обязании разместить информацию в сети Интернет, обязании предоставить документы, законным образом производить начисления за жилищно-коммунальные услуги, формировать отдельные платежные документы, компенсации морального вреда - отказать.

установила:

Б. обратился в суд с исковым заявлением к ЖСК "Старт - Беловежский" о признании действий ответчика незаконными. Требования истца мотивированы тем, что Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***; управление указанным домом осуществляет ЖСК "Старт - Беловежский"; начиная с 2014 г. истец обращается в организацию ответчика с запросами о раскрытии информации по осуществлению деятельности в сфере управления многоквартирным домом, его обращения ответчик оставляет без ответа; проверки Государственной жилищной инспекцией по г. Москве выявили грубейшие нарушения в сфере раскрытия информации; истец считает нарушенными его права как потребителя на предоставление информации о деятельности организации ответчика, значимость и существенность которой определена законодателем. С учетом уточненных требований истец просил признать действия ЖСК по не раскрытию информации незаконными, обязать раскрыть информацию и предоставить Б. перечень документов, связанных с осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом, взыскании компенсации морального вреда, обязании формировать отдельные платежные документы в части начисления дополнительных услуг, обязании производить начисление оплаты за содержание жилого помещения и коммунальные услуги строго по правилам ст. 154 ЖК РФ.
Истец Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении указанного гражданского дела в свое отсутствие, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности в порядке передоверия З., который в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, пояснил, что требуемая информация на сайтах в сети Интернет не размещена, документы относительно деятельности ЖСК не предоставлены, коммунальные платежи начисляются незаконно, что в своей совокупности нарушает права Б. как собственника жилого помещения и потребителя.
Представители ответчика ЖСК "Старт - Беловежский" А., М., П. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, дополнительно пояснили, что вся необходимая информация на сайтах размещена, обязанности по предоставлению документов в письменном виде у организации ответчика не имеется, обращений со стороны истца в адрес ответчика по предоставлению документов не поступало, коммунальные платежи начисляются в соответствии с требованиями жилищного законодательства; указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции по ЗАО г. Москвы Д. в судебное заседание явилась, исковые требования в части обязания разместить информацию в сети Интернет полагала не подлежащими удовлетворению, поскольку вся необходимая информация размещена ЖСК на сайтах "Реформа ЖКХ" и "Дома Москвы", разрешение иных требований оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ГКУ "ИС Можайского района" г. Москвы по доверенности У. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что вся необходимая информация размещена в сети "Интернет" на соответствующих сайтах.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Б. по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии представители третьих лиц ГЖИ по ЗАО г. Москвы, ГКУ "ИС Можайского района" г. Москвы, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истца Б. по доверенности Ш., З., представителей ответчика ЖСК "Старт-Беловежский" по доверенности П., М., А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал им надлежащую юридическую оценку, правильно применил нормы статей 3 Гражданского кодекса РФ, статей 143.1, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 05 октября 2012 года N 541-ПП "О государственных информационных системах, обеспечивающих информирование граждан по вопросам управления многоквартирными домами в городе Москве", ст. ст. 10, 15 Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", регулирующие спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ЖСК "Старт-Беловежский" в соответствии с Уставом ЖСК; жилищно-строительный кооператив организован в г. Москве с целью удовлетворения потребности членов кооператива в жилой площади путем строительства многоквартирного дома (домов) и последующей эксплуатации и управления этим домом (домами).
Согласно ч. 1 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.
Часть 3 названной статьи определяет перечень документов, с которыми вправе знакомиться члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме. К таким документам, в частности, относятся: реестр членов товарищества (п. 2); аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок) (п. 3); заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества (п. 4); документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей (п. 7); техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы (п. 8).
Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 731 (далее по тексту - Стандарт раскрытия информации), регламентируется обязанность товарищества раскрывать определенные виды информации. К подлежащей раскрытию информации, в частности, относится: общая информация о товариществе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (п. "а"); информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг (п. "г"); информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (п. "д"); информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний (п. "з").
Пунктом 5(1) Стандарта раскрытия информации регламентированы способы раскрытия товариществом указанной в п. 3 того же Стандарта информации. К таким способам относятся: обязательное опубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также по выбору товарищества на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество осуществляет свою деятельность (п. "а"); размещение информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (п. "б"); предоставление информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде (п. "в").
Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе (пункт 21 Стандарта раскрытия информации).
Таким образом, истец в силу требований указанных правовых норм обладает правом ознакомления указанными в законе документами ЖСК, запрашиваемыми любым любыми из перечисленных в п. 5(1) Стандарта раскрытия информации способов.
Разрешая заявленные требования Б. в части размещения необходимой информации на сайтах "Реформа ЖКХ" и "Дома Москвы", суд исходил из того, что Постановлением Правительства Москвы от 05.10.2012 N 541-ПП "О государственных информационных системах, обеспечивающих информирование граждан по вопросам управления многоквартирными домами в г. Москве" были введены "Положение о государственной информационной системе "Реестр домовладений", "Положение о государственной информационной системе "Портал управления многоквартирными домами". Приложение 5 к "Положению о государственной информационной системе "Реестр домовладений", а также утверждено "Соглашение о взаимодействии между Государственной жилищной инспекции г. Москвы и товариществом собственников жилья (жилищным кооперативом)", которым предусмотрены обязательства ТСЖ (ЖСК) (п. 2.1.) по размещению информации о своей деятельности, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731, с учетом положений нормативных правовых актов г. Москвы, на сайте http://dom.mos.ru (портал "Дома Москвы").
Представленными в деле доказательствами подтверждено размещение необходимой информации о деятельности ЖСК "Старт-Беловежский", в соответствии со Стандартом на информационных порталах "Дома Москвы": "Отчет ревизионной комиссии о расходовании денежных средств за 2015 г.", протокол N 3/2016 от 10 июня 2016 г. общего собрания собственников" размещены в файле от 29.02.2016 г. "Протокол счетной комиссии", в файле "Комиссия" дополнительно загружен документ - смета "Отчет ревизионной комиссии о расходовании денежных средств за 2014 г.".
На портале "Реформа ЖКХ" в файле "Счетная комиссия 2013 г." дополнительным документом загружен отчет ревизионной комиссии о расходовании денежных средств за 2014 г.", в файле "Б/И" с названием "Счетная комиссия" дополнительно размещен отчет ревизионной комиссии о расходовании денежных средств за 2015 г. и протокол N 3/2016 от 10 июня 2016 общего собрания собственников многоквартирного дома.
Размещение информации в файлах под другими "именами" суд не признал основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части, указав, что на ответчика ЖСК "Старт-Беловежский" законом не возложена обязанность по упорядочению и систематизации размещенной на Порталах информации; кроме этого, судом верно указано, что данное обстоятельство не является нарушением прав Б. как потребителя.
На основании представленных в деле доказательств и отказывая в удовлетворении требований в части размещения необходимой информации на сайтах "Реформа ЖКХ" и "Дома Москвы", суд исходил из того, что ответчиком выполняются обязанности по размещению информации на официальных порталах.
Отсутствие размещения на указанных сайтах ЖСК "Старт-Беловежский" годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерского баланса с приложениями за 2014 - 2015 г. основано на том, что с 01.01.2014 г. ЖСК "Старт-Беловежский" находится на упрощенной системе налогообложения; в соответствии с главой 26.2 НК РФ, ст. 346.23 НК РФ ответчиком в уполномоченные организации предоставляется налоговая декларация, поэтому размещение годовой бухгалтерской отчетности не может быть возложено на ЖСК "Старт-Беловежский" при отсутствии обязанности по ее ведению.
В части обязанности ответчика по предоставлению Б. пакета документов по деятельности ЖСК (отчеты по исполнению сметы за 2014 - 2015 г.г. с договорами по содержанию и ремонту общего имущества; договоры, сметы, акты ремонта лифтов с экспертными заключениями о необходимости ремонта; договоры по ремонту в подъезде; документы на капитальный ремонт крыши; помесячные объемы потребленного коммунального ресурса (отопление по показаниями прибора учета; и другие документы...), суд указал на отсутствие урегулирования разделом 5 Жилищного кодекса РФ прав членов ЖСК на ознакомление с документами ЖСК, поэтому на основании положений п. 1 ст. 7 ЖК РФ к указанным правоотношениям по аналогии права суд применил положения ст. 143.1 ЖК РФ, которая не предусматривает обязанности ЖСК предоставлять копии документов кооператива; при этом собственники имеют право на ознакомление с интересующими их документами.
При отсутствии со стороны истца доказательств обращения Б. в ЖСК "Старт-Беловежский" с заявлениями об ознакомлении с перечнем документов по исковому заявлению и отказе ответчика в предоставлении документов для ознакомления, суд отклонил исковые требования, указав на отсутствие обязанности у ответчика в силу закона размещать на информационных стендах информацию, запрашиваемую истцом.
Суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ЖСК "Старт-Беловежский" производить начисления платы за жилищно-коммунальные услуги в строгом соответствии с требованиями жилищного законодательства, обязании формировать отдельные платежные документы по оплате дополнительных услуг. При этом судом первой инстанции было указано, что Б. в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств нарушения ответчиком прав истца в указанной части. Судом не было установлено нарушений в действиях ответчика в части начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.
При отсутствии нарушения прав истца как потребителя суд обоснованно отклонил исковые требования о взыскании компенсации морального вреда.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку считает, что данные выводы основаны на материалах дела, анализе представленных сторонами письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии раскрытия информации ответчиком в соответствии с требованиями Стандарта были предметом проверки суда первой инстанции и не нашли подтверждения.
Доводы апелляционной жалобе об отсутствии утверждения сметы расходов, а также принятие решения по капитальному ремонту лифтов и крыши, не устанавливались источники финансирования, списание кооперативом денежных средств без предоставления собственникам информации, судебная коллегия не может признать основанием для отмены решения, поскольку указанные доводы не относятся к предмету спора. При этом судебная коллегия считает необходимым указать, что ревизионная комиссия является органом жилищно-строительного кооператива, в соответствии со ст. 120 ЖК РФ избираемым для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью жилищно-строительного кооператива общим собранием членов кооператива. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива. Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива в любое время вправе проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности кооператива (ст. 120 Жилищного кодекса РФ).
Иные доводы дополнений к апелляционной жалобе фактически содержат несогласие истца с порядком начисления за отопление, запирающее устройство, несогласие с тарифами на содержание общего имущества. Вместе с тем, в исковом заявлении и дополнений к нему указанные требования заявлены не были.
Иные доводы жалобы направлены на оспаривание выводов суда и иную оценку доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)