Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2017 N 07АП-2147/2017 ПО ДЕЛУ N А67-4261/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2017 г. по делу N А67-4261/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 02.05.2017
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.
судей: Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М.
при участии в судебном заседании:
- от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (07АП-2147/17)
на решение Арбитражного суда Томской области от 08.02.2017 по делу N А67-4261/2016 (Судья А.Н. Гапон)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилище" (ИНН 7017169872 ОГРН 1077017001467, 634061 г. Томск ул. Тверская, 57) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ИНН 7021052041 ОГРН 1027000907944, 634041 г. Томск пр. Кирова, 41) о признании незаконным и отмене предписания N Кол-1953 от 19.05.2016 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилище" (далее - ООО "УК "Жилище", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением о признании недействительным предписания N Кол-1953 от 19.05.2016.
Решением суда от 08.02.2017 (резолютивная часть объявлена судом 02.02.2017) заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N Кол-1953 от 19.05.2016 г; суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилище".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ООО "УК "Жилище", оставить в силе предписание N Кол-1953 от 19.05.2016. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Более подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представлен.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области Михайлова А.А. от 06.05.2016 г. N Кол-1953 должностным лицом ответчика в период с 10.05.2016 г. по 23.05.2016 г. проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Жилище" на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом.
По результатам проверки составлен акт N Кол-1953 от 19.05.2016 г., содержащий указания на выявленные нарушения и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, согласно которого, ООО "УК "Жилище" предписано: 1. Производить начисление платы за содержание жилого помещения в размере, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Кулагина, 23 от 06.02.2016 г. 2. Исключить из платежного документа плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Полагая, что предписание от 19.05.2016 г. нарушает его права и законные интересы, ООО "УК "Жилище" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного ненормативного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое Предписание не соответствует положениям Жилищного Кодекса РФ, и возлагает на заявителя не предусмотренные законодательством обязанности и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
В силу статьи 4 ЖК РФ правоотношения по содержанию и ремонту жилых помещений, внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме регулируются нормами жилищного законодательства РФ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, и несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В представленных в материалы дела Департаментом счетах-извещениях за ЖКУ, выставленных ООО "УК "Жилище" в адрес жильцов дома N 23 по ул. Кулагина г. Томска имеется две строки - "Содержание многоквартирного дома(жилого помещения" и "Обращение с твердыми коммунальными отходами".
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Жилище" осуществляет управление многоквартирным домом N 23 по ул. Кулагина по договору управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.12.2014 г.
Этим решением на основании предложений управляющей организации утвержден перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в доме на 2015 год и определен размер платы.
В составе услуг и работ по содержанию общего имущества собственниками был определен размер оплаты услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Такие действия собственников и управляющей организации по согласованию перечня услуг, работ и определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствовали требованиям жилищного законодательства.
Действовавшая на тот период редакция части 2 статьи 154 ЖК определяла следующий состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме:
1) плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плата за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги определялась частью 4 статьи 154 ЖК в следующем составе: плата за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В перечень, указанный частью 4 статьи 154 ЖК РФ, не входили сбор, вывоз и утилизация ТБО.
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, предусмотрены работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Таким образом, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов нормативно определены как обязательный и неотъемлемый элемент содержания общего имущества, поэтому ООО "УК "Жилище" не могло не предлагать их собственникам в составе перечня работ и услуг на 2015 г., а собственники, в свою очередь, не могли исключить их из состава работ на год.
На основании изложенного действия собственников и управляющей организации по согласованию перечня услуг, работ и определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствовали требованиям жилищного законодательства.
Федеральным законом N 176-ФЗ от 29.06.2015 г. в упомянутые нормы были внесены изменения, а именно в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами была отнесена к коммунальным. С 01 января 2016 г. изменялся не только порядок ценообразования, но и лицо, обеспечивающее обращение с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" часть 4 статьи 154 изложена в следующей редакции:
"4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами."
В соответствии со статьей 5 ФЗ от 02.06.2016 N 175-ФЗ действие положения части 4 статьи 154 ЖК (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 г.
Руководствуясь этими изменениями, управляющая организация представила собственникам помещений в доме предложение по содержанию общего имущества на 2016 г., а собственники 26 декабря 2015 г. на общем собрании собственников помещений в доме утвердили перечень услуг и работ на 2016 г. и определили размер платы за эти услуги, работы.
Согласно данному решению, размер оплаты услуг, работ по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2016 г. собственники не определяли.
Так как последний раз размер платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов определялся собственниками на собрании 17.12.2014, и составил 2,35 руб./кв. м, тот этот размер платы и был применен ООО "УК "Жилище" в 2016 г.
Перечень работ и услуг на 2016 год, утвержденный собственниками, также разделен на три раздела, первый из которых поименован "Содержание общего имущества". Каждая строка этого раздела содержит виды работ и услуг, а также ссылку на нормативные акты, предусматривающие необходимость таких работ и услуг и порядок их оказания и выполнения. Также указан размер платы за них. Среди этих работ и услуг отсутствует услуга по обеспечению вывоза отходов - обращение с твердыми коммунальными отходами.
Действительно, как обоснованно указывает апеллянт, ссылаясь на пункт 20 части 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 г.
Между тем, поскольку к началу 2016 г. ряд условий осуществления деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами субъектом федерации нормативно определен не был (не создан региональный оператор и не установлен единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами), а работы по обеспечению вывоза бытовых отходов являются обязательными, управляющая организация, обеспечивая исполнение договорных обязательств по заключенному договору на сбор и вывоз твердых бытовых отходов, продолжила начислять плату за сбор и вывоз отходов.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что расходы по оказанию коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами, которая не может быть безвозмездной только по формальной причине - неисполнения субъектом федерации действующего законодательства.
Поскольку размер платы за обращение с твердыми коммунальными отходами на 2016 г. собственниками дома N 23 по ул. Кулагина г. Томска не определялся, так как должен был быть установлен нормативно, что не было сделано, управляющая организация, начисляя плату за содержание жилья собственникам помещений в доме, руководствовалась решением собственников, оформленным Протоколом общего собрания от 17.12.2014, из которого следует, что собственниками утвержден перечень услуг на 2016 г., а также размер платы за них.
В подтверждение факта выполнения управляющей организацией спорной коммунальной услуги подтверждается представленным в материалы дела Договором N ТБО-00011985 от 01.01.2015 оказания услуг по вывозу и захоронению отходов, заключенному между ООО "УК "Жилище" и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", согласно которому ООО "УК "Жилище" обязалось производить оплату услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов., в том числе и по дому N 23 ул. Кулагина, г. Томска.
Фактов невыполнения данной коммунальной услуги ООО "УК "Жилище" Департаментом не установлено, доказательств этого в материалы дела не представлено. Доказательств предъявления платы за коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами жителям дома N 23 по ул. Кулагина г. Томска другими лицами Департаментом также не представлено. Факта двойного начисления платы за обеспечение вывоза отходов не усматривается. Доказательств обратного Департаментом не представлено.
При изложенных обстоятельствах, проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание Департамента N Кол-1953 от 19.05.2016 не соответствует положениям действующего законодательства, возлагает на заявителя не предусмотренные законодательством обязанности нарушая при этом его права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию апеллянта по делу, не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку апеллянт в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в суде апелляционной инстанции разрешению не подлежит.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Томской области от 08.02.2017 по делу N А67-4261/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления.
Председательствующий
Т.В.ПАВЛЮК

Судьи
С.В.КРИВОШЕИНА
С.Н.ХАЙКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)