Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2016 N 19АП-2567/2016 ПО ДЕЛУ N А48-7810/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N А48-7810/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Алферовой Е.Е.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чабан Е.С.,
при участии:
- от Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области: Кожухова А.С. - представитель по доверенности N 5 от 11.01.2016;
- от закрытого акционерного общества "Жилищное эксплуатационное управление N 1": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала в городе Орле Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123, ИНН 5751037525) на решение Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2016 по делу N А48-7810/2015 (судья Родина Г.Н.) по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Жилищное эксплуатационное управление N 1" (ОГРН 1075753001400, ИНН 5753042200) к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области, Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве (ОГРН 1027700583737, ИНН 7710280436) о взыскании неосновательного обогащения в размере 374 276, 78 руб., с участием третьего лица - федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала в г. Орле Орловской области,

установил:

закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление N 1" (далее - ЗАО "ЖРЭУ N 1", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области (далее также - ответчик 1) о взыскании 374 276, 78 руб.
Определением суда от 10.03.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом на основании ст. 49 АПК РФ заявлено об уточнении исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области неосновательного обогащения в размере 208 172,29 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.10.2015 по 10.11.2015 в сумме 32 512, 58 руб., взыскании с Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве неосновательного обогащения в размере 115 970, 91 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.12.2012 по 10.11.2015 в сумме 17 621, 57 руб.
Судом указанные уточнения приняты к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением в части взыскания денежных средств в размере 208 172 руб. 29 коп. с Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в указанной части, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, материалами дела не подтверждается наличие факта неосновательного обогащения, судом не учтено, что Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области может нести расходы исключительно по имуществу казны РФ, по рассмотренному же спору обязанность нести расходы, связанные с содержанием спорного жилого помещения и оплатой коммунальных услуг возложена законом на ФГУП "Почта России".
На основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая, что возражений в отношении пересмотра решения суда в обжалуемой части в суд апелляционной инстанции не поступило, решение Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2016 суд пересматривает в части удовлетворенных исковых требований о взыскании с Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области неосновательного обогащения в размере 208 172,29 руб.
В заседании суда представитель Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
ЗАО "ЖРЭУ N 1", Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ФГУП "Почта России" в лице филиала в г. Орле Орловской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя стороны, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 30.08.2009 общим собранием собственников многоквартирного жилого дома по адресу: г. Орел, бульвар Победы, 5 была выбрана управляющая организация закрытое акционерное общество "Жилищное ремонтно-эксплуатационное управление-1".
01.09.2009 истцом был заключен договор управления многоквартирным домом N 5 по ул. Бульвар Победы в г. Орле.
В указанном многоквартирном доме расположено нежилое помещение N 104, которое находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.11.2015 N 90-11714097.
Полагая, что ответчик 1, не производит оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, неосновательно сберег за счет истца денежные средства, последний обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 208 172 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 32 512 руб. 29 коп.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из следующих способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании решения этого собрания. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Избрание 30.08.2009 собственниками многоквартирного дома N 5 по улице Бульвар Победы в городе Орле в качестве управляющей организации ЗАО "ЖРЭУ - 1" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком 1.
Следовательно, у истца возникли права и обязанности по содержанию и техническому обслуживанию недвижимого имущества в указанном доме N 5 по ул. Бульвар Победы в г. Орле.
В соответствии со статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, доля собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, (далее - Правила N 491) установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно сведениям, отраженным в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.11.2015 N 90-11714097, собственником вышеуказанного нежилого помещения в спорный период являлась Российская Федерация.
В соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Стоимость услуг по содержанию и техническому обслуживанию в спорный период в размере 208172 руб. 29 коп. определена истцом исходя из площади спорного помещения, принадлежащих ответчику, тарифов, установленных постановлениями Администрации г. Орла от 27.12.2010 N 4380 "О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах" и от 15.11.2013 N 5213 "О плате за помещение для собственников и нанимателей в многоквартирных домах".
В силу пункта 40 Правил N 491 собственники помещений вправе получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ; проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы); требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.
Сведений об обращении ответчика 1 к истцу в связи с неоказанием либо некачественным оказанием спорных услуг материалы дела не содержат.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 6 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляют учет федерального имущества и ведение реестра в отношении федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
При указанных обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о наличии у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома в сумме 208172 руб. 29 коп. за период с 01.11.2012 по 03.06.2015.
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению за счет средств казны Российской Федерации.
Довод ответчика 1 о том, что обязанность нести расходы, связанные с содержанием спорного жилого помещения и оплатой коммунальных услуг, возложена законом на ФГУП "Почта России", поскольку на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области от 07.04.2015 N 73 спорное помещение закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Почта России", отклоняется по следующим основаниям.
По смыслу положений статей 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения, наделено полномочиями собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченными лишь законом, целями деятельности, назначением имущества, а также заданиями его собственника. Таким образом, собственник, передав во владение имущество на соответствующем ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ней подлежит, в частности, право хозяйственного ведения.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 03.11.2015 N 90-11714097 усматривается, что право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в отношении спорного помещения было зарегистрировано 04.06.2015.
Поскольку право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" в период с ноября 2012 года по 3 июня 2015 года не было зарегистрировано, у него отсутствует и обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в указанный период.
Само по себе закрепление спорного помещения на основании распоряжения собственника и передача имущества не порождают правовых последствий в виде несения бремени содержания имущества. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, право хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на спорный объект недвижимого имущества возникло у него до государственной регистрации. Как утверждает ответчик 1, на основании п. 1 и п. 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное помещение являлось федеральной собственностью и находилось в пользовании Государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" в лице Орловского подразделения на праве хозяйственного ведения. Впоследствии право хозяйственного ведения, в том числе на спорный объект, в порядке правопреемства перешло к ФГУП "Почта России".
В подтверждение своих доводов заявитель ссылается на решения Арбитражного суда Орловской области от 04.03.2011 по делу N А48-4751/2010 и от 15.03.2011 по делу N А48-4477/2010. Вместе с тем, указанными судебными актами за ФГУП "Почта России" было признано право хозяйственного ведения в отношении нежилых помещений, расположенных по адресам: г. Орел, ул. Серпуховская, д. 111; г. Орел, Наугорское ш., д. 42.
Каких-либо доказательств в подтверждение факта возникновения у ФГУП "Почта России" права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Орел, ул. Бульвар Победы, д. 5, помещение N 104, ответчиком в материалы дела не представлено.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Также истцом были заявлены требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 32 512 руб. 58 коп. за период с 15.10.2015 по 10.11.2015.
Данные требования были удовлетворены судом.
Возражений в указанной части заявителем апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Орловской области от 13 апреля 2016 г. в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 13.04.2016 по делу N А48-7810/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Орловской области (ОГРН 1095742001123, ИНН 5751037525) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.П.АФОНИНА

Судьи
Е.Е.АЛФЕРОВА
А.С.ЯКОВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)