Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива": представитель не явился;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива"
на решение от 13.02.2017
по делу N А04-11062/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (ОГРН 1152804000557; ИНН 2804017390)
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" (ОГРН 102280072593; ИНН 2804008317)
о признании недействительным распоряжения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (далее - заявитель; ООО "УК "Перспектива"; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным распоряжение N 507 от 30.11.2016 Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск" (далее - МКУ "КИО Администрации г. Белогорск"; Учреждение; Комитет).
Решением суда от 13.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Перспектива" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 2 статьи 162, часть 1 статьи 157, часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 161 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), положения Постановления Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области", указывает на то, что: судом первой инстанции не дана оценка доводу о том, что доказательств о наделении исполнительными органами власти Амурской области полномочиями органов муниципального жилищного контроля на проведение проверок качества коммунальных услуг не предоставлено; не принят во внимание Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города Белогорск; в спорных отношениях не подлежит применению часть 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
В своем отзыве на апелляционную жалобу МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО "УК "Перспектива", является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; оно оказывает коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302; согласно выписке из Реестра муниципальной собственности г. Белогорск квартиры N N 14,18,38,46,66 расположенные по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302 являются муниципальной собственностью г. Белогорска.
28.11.2016 в МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" от собственника квартиры N 4 жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302, поступило заявление, в котором собственник просил организовать проверку в связи с предоставлением ненадлежащего качества услуги по теплоснабжению, на основании чего председателем МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" вынесено распоряжение от 30.11.2016 N 507 о проведении 02.12.2016 в отношении ООО "УК "Перспектива" внеплановой выездной проверки, предметом которой являлось соблюдение совокупности предъявляемых обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; в качестве оснований для ее проведения в этом распоряжении указаны: пункт 26 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, статья 20 ЖК РФ, постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление Администрации города Белогорск от 31.03.2015 N 563 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города Белогорск".
В процессе проверки установлена необходимость провести замеры температуры в жилом помещении (пункт 9 распоряжения от 30.11.2016 N 507).
Письмом 30.11.2016 МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" уведомило ООО "УК "Перспектива" о проведении 02.12.2016 в 09 часов 00 минут внеплановой выездной проверки в связи с обращением гражданина, проживающего в квартире <...> дома, расположенного по адресу: <...>, однако в указанное время ООО "УК "Перспектива" не обеспечило участие своих представителей в проверке.
По результатам такой проверки был составлен акт N 116 от 02.12.2016.
Не согласившись с распоряжением Комитета о проведении внеплановой выездной проверки от 30.11.2016 N 507, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ).
Законом Амурской области от 05.11.2014 N 432-ОЗ "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и о порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Амурской области" установлен порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Амурской области и порядок взаимодействия уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований области - органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор; по статье 3 вышеуказанного Закона Амурской области муниципальный жилищный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, определенных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
При этом, внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок юридических лиц, в том числе, в случае нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены (пункт "в").
В соответствии с частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний, в частности, по вопросам, связанным с исполнением обязательств по оказанию коммунальных услуг, как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда.
В части 1.7 раздела 1 Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. Белогорск, утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 31.03.2015 N 563, указано, что одной из основных задач органа муниципального жилищного контроля является организация и осуществление внеплановой проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений собственников помещений в многоквартирном доме о фактах невыполнения управляющими организациями обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Следовательно, возможность осуществления муниципального жилищного надзора предусмотрена в Жилищном кодексе Российской Федерации для случаев проверки выполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Относительно рассматриваемого дела установлено, что основанием для издания распоряжения о проведении в отношении ООО "УК "Перспектива" внеплановой выездной проверки явилось заявление жительницы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302, по вопросу оказания обществом надлежащего качества услуги по теплоснабжению.
В качестве одного из правовых оснований вынесения оспариваемого распоряжения (пункт 8 распоряжения) указана статья 20 ЖК РФ, часть 4.2 которой прямо предусматривает возможность проведения проверки органом местного самоуправления в случае получения сведений о фактах нарушения управляющей компанией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. Белогорск, утвержденного Постановлением Администрации города Белогорска от 31.03.2015 N 563, муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования города Белогорск осуществляется уполномоченным органом администрации города Белогорск - МКУ "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск".
Следовательно, решение о проведении проверки в отношении общества принято на законных основаниях; проверка назначена в отношении деятельности управляющей компании с целью проверки фактов заявленного нарушения требований жилищного законодательства, по вопросам соблюдения совокупности предъявляемых обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение МКУ "КИО г. Белогорск" от 30.11.2016 N 507 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "УК "Перспектива" вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы общества.
Поскольку вынесение оспариваемого распоряжения МКУ "КИО города Белогорск" от 30.11.2016 N 507 "О проведении внеплановой проверки соблюдения юридического лица" не нарушает в данном случае прав и законных интересов общества, то судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы заявителя жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Принимая во внимание то, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 февраля 2017 года по делу N А04-11062/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 06АП-1759/2017 ПО ДЕЛУ N А04-11062/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 06АП-1759/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива": представитель не явился;
- от Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива"
на решение от 13.02.2017
по делу N А04-11062/2016
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Варламовым Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (ОГРН 1152804000557; ИНН 2804017390)
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорск" (ОГРН 102280072593; ИНН 2804008317)
о признании недействительным распоряжения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Перспектива" (далее - заявитель; ООО "УК "Перспектива"; общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным распоряжение N 507 от 30.11.2016 Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск" (далее - МКУ "КИО Администрации г. Белогорск"; Учреждение; Комитет).
Решением суда от 13.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК "Перспектива" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель жалобы, ссылаясь на пункт 2 статьи 162, часть 1 статьи 157, часть 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 161 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), положения Постановления Губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области", указывает на то, что: судом первой инстанции не дана оценка доводу о том, что доказательств о наделении исполнительными органами власти Амурской области полномочиями органов муниципального жилищного контроля на проведение проверок качества коммунальных услуг не предоставлено; не принят во внимание Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города Белогорск; в спорных отношениях не подлежит применению часть 1.1 статьи 165 ЖК РФ.
В своем отзыве на апелляционную жалобу МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" доводы жалобы отклонило, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО "УК "Перспектива", является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; оно оказывает коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302; согласно выписке из Реестра муниципальной собственности г. Белогорск квартиры N N 14,18,38,46,66 расположенные по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302 являются муниципальной собственностью г. Белогорска.
28.11.2016 в МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" от собственника квартиры N 4 жилого дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302, поступило заявление, в котором собственник просил организовать проверку в связи с предоставлением ненадлежащего качества услуги по теплоснабжению, на основании чего председателем МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" вынесено распоряжение от 30.11.2016 N 507 о проведении 02.12.2016 в отношении ООО "УК "Перспектива" внеплановой выездной проверки, предметом которой являлось соблюдение совокупности предъявляемых обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами; в качестве оснований для ее проведения в этом распоряжении указаны: пункт 26 части 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, статья 20 ЖК РФ, постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановление Администрации города Белогорск от 31.03.2015 N 563 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования города Белогорск".
В процессе проверки установлена необходимость провести замеры температуры в жилом помещении (пункт 9 распоряжения от 30.11.2016 N 507).
Письмом 30.11.2016 МКУ "КИО Администрации г. Белогорск" уведомило ООО "УК "Перспектива" о проведении 02.12.2016 в 09 часов 00 минут внеплановой выездной проверки в связи с обращением гражданина, проживающего в квартире <...> дома, расположенного по адресу: <...>, однако в указанное время ООО "УК "Перспектива" не обеспечило участие своих представителей в проверке.
По результатам такой проверки был составлен акт N 116 от 02.12.2016.
Не согласившись с распоряжением Комитета о проведении внеплановой выездной проверки от 30.11.2016 N 507, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 статьи 20 ЖК РФ).
Законом Амурской области от 05.11.2014 N 432-ОЗ "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля и о порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Амурской области" установлен порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Амурской области и порядок взаимодействия уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований области - органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор; по статье 3 вышеуказанного Закона Амурской области муниципальный жилищный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, определенных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.
Частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
При этом, внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрены основания для проведения внеплановых проверок юридических лиц, в том числе, в случае нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены (пункт "в").
В соответствии с частью 1.1 статьи 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний, в частности, по вопросам, связанным с исполнением обязательств по оказанию коммунальных услуг, как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда.
В части 1.7 раздела 1 Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. Белогорск, утвержденного постановлением администрации города Белогорска от 31.03.2015 N 563, указано, что одной из основных задач органа муниципального жилищного контроля является организация и осуществление внеплановой проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений собственников помещений в многоквартирном доме о фактах невыполнения управляющими организациями обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, независимо от наличия в многоквартирных домах жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Следовательно, возможность осуществления муниципального жилищного надзора предусмотрена в Жилищном кодексе Российской Федерации для случаев проверки выполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Относительно рассматриваемого дела установлено, что основанием для издания распоряжения о проведении в отношении ООО "УК "Перспектива" внеплановой выездной проверки явилось заявление жительницы многоквартирного дома, расположенного по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 302, по вопросу оказания обществом надлежащего качества услуги по теплоснабжению.
В качестве одного из правовых оснований вынесения оспариваемого распоряжения (пункт 8 распоряжения) указана статья 20 ЖК РФ, часть 4.2 которой прямо предусматривает возможность проведения проверки органом местного самоуправления в случае получения сведений о фактах нарушения управляющей компанией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования г. Белогорск, утвержденного Постановлением Администрации города Белогорска от 31.03.2015 N 563, муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования города Белогорск осуществляется уполномоченным органом администрации города Белогорск - МКУ "Комитет имущественных отношений администрации города Белогорск".
Следовательно, решение о проведении проверки в отношении общества принято на законных основаниях; проверка назначена в отношении деятельности управляющей компании с целью проверки фактов заявленного нарушения требований жилищного законодательства, по вопросам соблюдения совокупности предъявляемых обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение МКУ "КИО г. Белогорск" от 30.11.2016 N 507 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "УК "Перспектива" вынесено уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы общества.
Поскольку вынесение оспариваемого распоряжения МКУ "КИО города Белогорск" от 30.11.2016 N 507 "О проведении внеплановой проверки соблюдения юридического лица" не нарушает в данном случае прав и законных интересов общества, то судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленного обществом требования.
Доводы заявителя жалобы были исследованы в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой, у арбитражного суда апелляционной инстанции правовых оснований нет.
Принимая во внимание то, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 февраля 2017 года по делу N А04-11062/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)