Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11489/2017

Требование: Об обязании управляющей организации предоставить и продолжать предоставлять копии карточек регистрации параметров тепловой энергии, привлечении к имущественной ответственности.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник квартиры в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, ссылался на непредоставление карточек за истекшие периоды.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. по делу N 33-11489/2017


Судья Толкачева О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Пименовой С.Ю.,
судей Протасовой М.М.
Мазановой Т.П.
при секретаре Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к ООО "УК "Дирекция единого заказчика" о возложении обязанности предоставления информации, привлечении к имущественной ответственности
по апелляционной жалобе П. на решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 20.04.2017.
Заслушав доклад судьи Мазановой Т.П., объяснение П., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с иском к ООО "УК "ДЕЗ" с требованием о возложении на ответчика обязанности предоставить копии карточек регистрации параметров тепловой энергии за последние три года и продолжать предоставлять указанные документы каждый месяц в надлежащей форме. Кроме того, истец просит за непредставление ему необходимой и достоверной информации привлечь ответчика к имущественной ответственности.
В обоснование иска истец указал, что является собственником квартиры <...> в многоквартирном доме <...>, управление которым осуществляется ООО "УК "ДЕЗ". Дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. 20.04.2015 он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить ему копии карточек регистрации показаний учета тепла, содержащих отчет о суточных параметрах теплопотребления с 2011 по 2014 г.г. Данные сведения ему не предоставлены, чем нарушены требования ст. ст. 36, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов", от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" и его права как потребителя на получение информации об оказываемой ответчиком услуге.
Судом постановлено решение об отказе истцу в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе П. просит решение отменить как незаконное, указывая на нормы действующего законодательства об обязанности ответчика раскрывать информацию.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела. Кроме того в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Свердловского областного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы. При этом судебная коллегия приходит к следующему выводу.
По делу установлено, что П. является собственником квартиры <...> в многоквартирном доме <...>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.11.2013. Управление данным многоквартирным домом с 04.10.2008 осуществляет ООО "УК "ДЕЗ", к которому он обратился за предоставлением, в том числе, копий карточек регистрации показаний учета тепла, содержащих отчет о суточных параметрах теплопотребления с 2011 по 2014 годы., помесячном предоставлении таковых в дальнейшем.
С таким же требованием он обратился в суд. Судом постановлено решение об отказе истцу в удовлетворении иска, с которым соглашается судебная коллегия.
В соответствии с требованиями ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
В силу п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, согласно которому управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
При этом, информация, предусмотренная подпунктами "в" - "и" раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.
Предусмотрено также, каким путем раскрывается информация:
путем а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);
в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.
Предусмотрено Постановлением, что предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами.
В соответствии с пунктом 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Подпунктом "р" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), предусмотрена обязанность управляющих организаций предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
В силу пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право:
- - получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б");
- - получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
Согласно п.п. "е" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный дом <...> оборудован общедомовым прибором учета тепла.
Из материалов дела также следует, что 20.04.2015 истец передал ответчику заявление, в котором потребовал предоставить ему помимо иных запрашиваемых сведений копии карточек регистрации показаний учета тепла за период с 2011 по 2014 годы включительно, при том, что собственником квартиры в данном доме он является с ноября 2013 года, либо предоставить возможность снять копии с карточек самостоятельно.
В установленный пунктом 21 Стандарта раскрытия информации срок ответчиком в адрес истца направлен ответ на обращение, в котором ответчик частично предоставил запрашиваемую информацию истцу, также предложил подойти в Управляющую компанию на ознакомления с запрашиваемыми документами. При этом ответчик указал, что карточек регистрации параметров тепловой энергии в многоквартирном доме <...> в ООО "УК "ДЕЗ" не имеется, предоставление этих документов не предусмотрено Стандартом раскрытия информации.
Полагая, что ответ ООО "УК "ДЕЗ" в указанной части является незаконным, истец просил суд возложить на ответчика обязанность предоставить ему запрошенные копии карточек регистрации показаний учета тепла (отчет о суточных параметрах теплопотребления) за последние три года и обязать ответчика предоставлять указанные карточки ему каждый месяц.
Из выше приведенных норм действующего законодательства следует, что исполнитель обязан предоставлять любому потребителю письменную информацию, запрашиваемую потребителем, однако, предоставление потребителю карточек ежесуточного учета теплопотребления законодательством не предусмотрено. Возможности ознакомиться со сведениями о ежемесячных показаниях общедомовых приборах учета в ООО "УК "ДЕЗ" истец не был лишен, что подтверждено исследованными судом и имеющимися в материалах дела доказательствами. В судебном заседании истец признавал, что уже после обращения с иском в суд он обратился к ответчику с заявлением об ознакомлении с показаниями в журнале учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепла за последние три года. Данная возможность ему в установленные сроки была предоставлена, журнал предоставлен для ознакомления, с его содержанием истец ознакомился. Также судом отмечено, что на все письменные обращения истца в ООО "УК "ДЕЗ" ему даны письменные ответы.
В этой связи суд не нашел оснований для дополнительного возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу отчета о суточных параметрах теплопотребления, содержащего сведения общедомового прибора учета о температуре, давлении, показателях тепловой мощности, поскольку действующим законодательством данная обязанность на управляющую организацию не возложена.
Подпункт "г" п. 4, п. 95, п. 101 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034; п.п. "е" п. 31, п. 67, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354; п. 14 Приложения N 1 к указанным правилам N 354, обязанности управляющей компании по обеспечению сохранности отчетов о часовых и суточных параметрах теплоносителя в течение 3-х лет и предоставлению потребителю по его требованию возможности ознакомления с указанными показаниями коллективных приборов учета, не содержит.
То обстоятельство, что ранее истцу в 2012 году выдавался некий отчет о суточных параметрах теплопотребления, не свидетельствует о необходимости возложения на ответчика подобной обязанности в настоящее время. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-49369.5, пункт 9.5 которых предусматривал ранее ежесуточную фиксацию в журналах показаний приборов узла учета тепловой энергии, утратили силу в соответствии с Приказом Минэнерго России от 27.11.2014 N 871.
В соответствии с п. 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности. Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (п. 111 Правил N 1034).
Подпунктом "е" пункта 31 Правил N 354, предусматривающим обязанность исполнителя при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета и предоставить потребителю по его требованию возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет, также не содержит обязанности по фиксированию и сохранению в течение трех лет почасовых и суточных параметрах теплоносителя.
Возможности ознакомиться с иными (ежемесячными) показателями, технической документацией на узел учета тепловой энергии и теплоносителя, истец не был лишен, что подтверждено исследованными судом и имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы истца о том, что не предоставление истребованной информации не позволяет ему оценить правильность начисления ответчиком платы за услугу отопления, судом отклонены как несостоятельные.
Правила предоставления коммунальных услуг, иные правовые акты не ставят размер платы за коммунальные услуги, вносимой с потребителе управляющей компании, в зависимость от почасовых и посуточных показаний общедомового прибора учета, при корректировке платы имеют значение помесячные показатели, снятие и фиксирование которых ООО "УК "ДЕЗ" не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения гражданского дела.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Из мотивировочной части решения следует, что суд оценил относимость и допустимость доказательств, а также их достаточность. Нарушений норм материального права судебной коллегией не установлено, обжалуемое решение постановлено судом первой инстанции с соблюдением положений ст. ст. 2, 5, 8, 10, 12, 67, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию истца в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не опровергают выводов суда, свидетельствуют о несогласии с установленными в судебном акте обстоятельствами и их оценкой, заявлены без учета требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда апелляционной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены судом первой инстанции либо были отвергнуты судом, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой инстанции, поскольку, как неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13-П).
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 20.04.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ПИМЕНОВА

Судьи
М.М.ПРОТАСОВА
Т.П.МАЗАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)