Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Швец Е.А., Вертопраховой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит": представителя Галаева П.Ю.;
- от Прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска: Пантелеева К.Ю., Ивановой Н.С.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
на решение от 29.02.2016 по делу N А73-17788/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
к Прокуратуре Краснофлотского района г. Хабаровска, Прокуратуре Хабаровского края
о признании недействительным представления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (ОГРН 1092724005989, далее - управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска (далее - прокуратура) от 13.10.2015 N 30-2-09-2015 об устранении нарушений жилищного законодательства.
К участию в качестве соответчика привлечена Прокуратура Хабаровского края (далее - прокуратура края).
Решением суда от 29.02.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, управляющая компания подала апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на статью 270 АПК РФ просила решение отменить и принять новое, признав оспариваемое представление незаконным.
По мнению заявителя, судом не дана оценка всем доказательствам, представленным обществом о обоснование своей позиции, а именно переписке управляющей компании с застройщиком - МУП г. Хабаровска "УКС", об устранении дефектов. Кроме того, считает, что проверка проводилась без оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Представитель заявителя жалобы в заседании суда просил удовлетворить апелляционную жалобу, поддержав изложенные в ней доводы с учетом письменных дополнений.
Представители прокуратуры выразили несогласие с позицией общества, просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены судебного решения не усмотрел в силу следующего.
Из материалов дела видно, что в связи с размещенной информацией в информагентстве Rigma.info о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в микрорайоне "Парк Мира", прокуратурой совместно с Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края 30.09.2015 проведена проверка исполнения жилищного законодательства ООО "Управляющая компания "Магнит" в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Хабаровск, ул. Алексеевская, дома N N 36 "а", 38 "а", 40 "а", и ул. Александровская, дома N N 41, 43, 45, 47.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в указанных домах имеются трещины в отделочном слое стен; на цоколе местами имеется отслоение покрасочного слоя; трещины в отделочном слое стен в тамбуре; имеется разрушение отделочного слоя стен в местах прохождения электропроводки; не закрыты этажные электрошкафы; в техническом подполье имеется течь (находится в неисправном состоянии канализационный трубопровод), на отмостке щели при сопряжении со стенами; местами имеются трещины плит; на фасаде имеются микротрещины в отделочном слое, отсутствуют отливы на водосточных трубах; на цоколе местами имеются следы зелени; технические подполья частично захламлены строительным мусором; отсутствует крышка на канализационном трубопроводе; над вентиляционными шахтами отсутствуют козырьки; в неисправном состоянии находятся водосточные трубы, что отражено в акте проверки от 30.09.2015.
13.10.2015 обществу выдано представление N 30-2-09-2015, в котором указано на необходимость принятия мер к устранению нарушений об устранении нарушений жилищного законодательства, а также причин и условий им способствующих.
Посчитав данный ненормативный акт незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Обязанность содержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Из пункта 11 данных Правил следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что установлено пунктом 42 Правил N 491.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлены требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно подпункту 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В силу подпункта 4.1.7 Правил просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Подпунктом 4.1.15. предусмотрено, что не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно подпункту 4.2.1.6 чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.
В силу подпункта 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Подпунктом 4.6.4.1 Правил предусмотрено, что неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.
В соответствии с подпунктом 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
В силу подпункта 5.7.9 Правил воздуховоды, каналы и шахты в неотапливаемых помещениях, имеющие на стенках во время сильных морозов влагу, должны быть дополнительно утеплены эффективным биостойким и несгораемым утеплителем.
Согласно подпункту 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Из материалов дела видно, что на момент проверочных мероприятий общество осуществляло управление спорными жилыми домами на основании договоров управления многоквартирными домами от 31.12.2014 N 45, от 29.11.2014 N 36, следовательно, приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда, оно отвечает за содержание и ремонт спорных домов и несет риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.
Из акта проверки установлено, что в жилых домах по ул. Алексеевская и ул. Александровская в г. Хабаровске имеются трещины в отделочном слое стен, на цоколе местами имеется отслоение покрасочного слоя, трещины в отделочном слое стен в тамбуре, имеется разрушение отделочного слоя стен в местах прохождения электропроводки, не закрыты этажные электрошкафы, в техническом подполье имеется течь (находится в неисправном состоянии канализационный трубопровод), на отмостке щели при сопряжении со стенами, местами имеются трещины плит, на фасаде имеются микротрещины в отделочном слое, отсутствуют отливы на водосточных трубах, на цоколе местами имеются следы зелени, технические подполья частично захламлены строительным мусором, отсутствует крышка на канализационном трубопроводе, над вентиляционными шахтами отсутствуют козырьки, в неисправном состоянии находятся водосточные трубы, в многоквартирных домах, техническое подполье затоплено, покрытие пола песочное, местами песок сырой.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Следовательно, на управляющую компанию возложены обязанности не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по выявлению несоответствия общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Таким образом, на управляющую компанию возложена обязанность по обращению к третьим лицам с требованием об устранении имеющихся или выявленных недостатков.
Доказательств невозможности исполнения данной обязанности в силу объективных и не зависящих от него обстоятельств, ООО УК "Магнит" в материалы дела не представило.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие переписки с застройщиком - МУП г. Хабаровска "УКС", об устранении дефектов не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку это не снимает ответственности управляющей компании перед жильцами по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что переписка датирована январем - мартом 2015 года (за исключением одной претензии от 05.11.2015), тогда как проверка и представление имели место в сентябре - октябре 2015 года.
Довод жалобы относительно отсутствия законных оснований для проведения проверки также отклоняется второй инстанцией.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура является надзорным органом за исполнением законов на территории Российской Федерации и не подменяет иные государственные органы, поскольку имеет определенные законодателем функции. Поводом для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая применения мер прокурором, при этом раскрытие информации и доведение ее до проверяемого лица не предусмотрено.
В спорном случае проверка проводилась в связи с информацией, размещенной в информагентстве о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в микрорайоне "Парк Мира".
Кроме того, согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведение проверки и выдача представления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей и не создают иных препятствий для его деятельности, тогда как согласно статьям 198 и 201 АПК РФ возможность признания недействительным ненормативного правового акта зависит от наличия таких негативных последствий для заявителя.
Таким образом, суд второй инстанции приходит к тому, что заявителю обоснованно отказано в удовлетворении требования о признании недействительным представления прокуратуры.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.02.2016 по делу N А73-17788/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит" излишне уплаченную по платежному поручению от 18.03.2016 N 361 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.А.ШВЕЦ
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.05.2016 N 06АП-1775/2016 ПО ДЕЛУ N А73-17788/2015
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. N 06АП-1775/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Швец Е.А., Вертопраховой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит": представителя Галаева П.Ю.;
- от Прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска: Пантелеева К.Ю., Ивановой Н.С.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
на решение от 29.02.2016 по делу N А73-17788/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит"
к Прокуратуре Краснофлотского района г. Хабаровска, Прокуратуре Хабаровского края
о признании недействительным представления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Магнит" (ОГРН 1092724005989, далее - управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска (далее - прокуратура) от 13.10.2015 N 30-2-09-2015 об устранении нарушений жилищного законодательства.
К участию в качестве соответчика привлечена Прокуратура Хабаровского края (далее - прокуратура края).
Решением суда от 29.02.2016 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, управляющая компания подала апелляционную жалобу, в которой со ссылкой на статью 270 АПК РФ просила решение отменить и принять новое, признав оспариваемое представление незаконным.
По мнению заявителя, судом не дана оценка всем доказательствам, представленным обществом о обоснование своей позиции, а именно переписке управляющей компании с застройщиком - МУП г. Хабаровска "УКС", об устранении дефектов. Кроме того, считает, что проверка проводилась без оснований, предусмотренных действующим законодательством.
Представитель заявителя жалобы в заседании суда просил удовлетворить апелляционную жалобу, поддержав изложенные в ней доводы с учетом письменных дополнений.
Представители прокуратуры выразили несогласие с позицией общества, просили оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Исследовав материалы настоящего дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва, выслушав пояснения участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд оснований для отмены судебного решения не усмотрел в силу следующего.
Из материалов дела видно, что в связи с размещенной информацией в информагентстве Rigma.info о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в микрорайоне "Парк Мира", прокуратурой совместно с Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края 30.09.2015 проведена проверка исполнения жилищного законодательства ООО "Управляющая компания "Магнит" в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Хабаровск, ул. Алексеевская, дома N N 36 "а", 38 "а", 40 "а", и ул. Александровская, дома N N 41, 43, 45, 47.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что в указанных домах имеются трещины в отделочном слое стен; на цоколе местами имеется отслоение покрасочного слоя; трещины в отделочном слое стен в тамбуре; имеется разрушение отделочного слоя стен в местах прохождения электропроводки; не закрыты этажные электрошкафы; в техническом подполье имеется течь (находится в неисправном состоянии канализационный трубопровод), на отмостке щели при сопряжении со стенами; местами имеются трещины плит; на фасаде имеются микротрещины в отделочном слое, отсутствуют отливы на водосточных трубах; на цоколе местами имеются следы зелени; технические подполья частично захламлены строительным мусором; отсутствует крышка на канализационном трубопроводе; над вентиляционными шахтами отсутствуют козырьки; в неисправном состоянии находятся водосточные трубы, что отражено в акте проверки от 30.09.2015.
13.10.2015 обществу выдано представление N 30-2-09-2015, в котором указано на необходимость принятия мер к устранению нарушений об устранении нарушений жилищного законодательства, а также причин и условий им способствующих.
Посчитав данный ненормативный акт незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, разрешая спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Обязанность содержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Из пункта 11 данных Правил следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, что установлено пунктом 42 Правил N 491.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлены требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно подпункту 4.1.3 Правил N 170 при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению.
В силу подпункта 4.1.7 Правил просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Подпунктом 4.1.15. предусмотрено, что не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения.
В соответствии с подпунктом 4.2.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно подпункту 4.2.1.6 чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.
В силу подпункта 4.2.3.1 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Подпунктом 4.6.4.1 Правил предусмотрено, что неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.
В соответствии с подпунктом 5.6.2 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии.
В силу подпункта 5.7.9 Правил воздуховоды, каналы и шахты в неотапливаемых помещениях, имеющие на стенках во время сильных морозов влагу, должны быть дополнительно утеплены эффективным биостойким и несгораемым утеплителем.
Согласно подпункту 5.8.3 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки.
Из материалов дела видно, что на момент проверочных мероприятий общество осуществляло управление спорными жилыми домами на основании договоров управления многоквартирными домами от 31.12.2014 N 45, от 29.11.2014 N 36, следовательно, приняв на себя исполнение обязанностей по надлежащему содержанию объекта жилищного фонда, оно отвечает за содержание и ремонт спорных домов и несет риск ответственности за неисполнение своих обязанностей.
Из акта проверки установлено, что в жилых домах по ул. Алексеевская и ул. Александровская в г. Хабаровске имеются трещины в отделочном слое стен, на цоколе местами имеется отслоение покрасочного слоя, трещины в отделочном слое стен в тамбуре, имеется разрушение отделочного слоя стен в местах прохождения электропроводки, не закрыты этажные электрошкафы, в техническом подполье имеется течь (находится в неисправном состоянии канализационный трубопровод), на отмостке щели при сопряжении со стенами, местами имеются трещины плит, на фасаде имеются микротрещины в отделочном слое, отсутствуют отливы на водосточных трубах, на цоколе местами имеются следы зелени, технические подполья частично захламлены строительным мусором, отсутствует крышка на канализационном трубопроводе, над вентиляционными шахтами отсутствуют козырьки, в неисправном состоянии находятся водосточные трубы, в многоквартирных домах, техническое подполье затоплено, покрытие пола песочное, местами песок сырой.
В силу пункта 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Следовательно, на управляющую компанию возложены обязанности не только по содержанию общего имущества многоквартирного дома, но и по выявлению несоответствия общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Таким образом, на управляющую компанию возложена обязанность по обращению к третьим лицам с требованием об устранении имеющихся или выявленных недостатков.
Доказательств невозможности исполнения данной обязанности в силу объективных и не зависящих от него обстоятельств, ООО УК "Магнит" в материалы дела не представило.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на наличие переписки с застройщиком - МУП г. Хабаровска "УКС", об устранении дефектов не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку это не снимает ответственности управляющей компании перед жильцами по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что переписка датирована январем - мартом 2015 года (за исключением одной претензии от 05.11.2015), тогда как проверка и представление имели место в сентябре - октябре 2015 года.
Довод жалобы относительно отсутствия законных оснований для проведения проверки также отклоняется второй инстанцией.
Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура является надзорным органом за исполнением законов на территории Российской Федерации и не подменяет иные государственные органы, поскольку имеет определенные законодателем функции. Поводом для проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая применения мер прокурором, при этом раскрытие информации и доведение ее до проверяемого лица не предусмотрено.
В спорном случае проверка проводилась в связи с информацией, размещенной в информагентстве о нарушении жилищных прав граждан, проживающих в микрорайоне "Парк Мира".
Кроме того, согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что проведение проверки и выдача представления соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей и не создают иных препятствий для его деятельности, тогда как согласно статьям 198 и 201 АПК РФ возможность признания недействительным ненормативного правового акта зависит от наличия таких негативных последствий для заявителя.
Таким образом, суд второй инстанции приходит к тому, что заявителю обоснованно отказано в удовлетворении требования о признании недействительным представления прокуратуры.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.02.2016 по делу N А73-17788/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Магнит" излишне уплаченную по платежному поручению от 18.03.2016 N 361 государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.А.ШВЕЦ
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)