Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2016 N 15АП-7421/2016 ПО ДЕЛУ N А53-1720/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N 15АП-7421/2016

Дело N А53-1720/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
- от истца: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от ответчика: представитель Шелухина И.В. по доверенности от 18.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.04.2016 по делу N А53-1720/2016
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и эксплуатация жилья N 5"
к акционерному обществу "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой"
об обязании произвести перерасчет объемов сточных вод и размера платы за водоотведение,
принятое судьей Жигало Н.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ремонт и эксплуатация жилья N 5" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к открытому акционерному обществу "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" (далее - ответчик) об обязании произвести перерасчет объемов сточных вод и размера платы за водоотведение, исключив объемы общедомовых нужд по водоотведению с 01.06.2013 по 30.11.2015 на сумму 750257,59 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком был неверно произведен расчет размера платы за водоотведение, включая плату на общедомовые нужды.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Решение мотивировано доказанностью и обоснованностью доводов истца.
Открытое акционерное общество "Аксайская ПМК Ростовсельхозводстрой" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что само по себе отсутствие норматива по водоотведению на общедомовые нужды не означает прекращение предоставления данной услуги. Услуга продолжает оказываться, поэтому должен соблюдаться принцип платности.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "РЭЖ N 5" и ОАО "Аксайская ПМК РСВС заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 349 от 20.06.2009, согласно которому истец принял на себя обязательства по оплате поставленной собственникам помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, холодной воды и водоотведения.
Между сторонами подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в условия договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 349 от 20.06.2009, согласно которому объем поданной РСО холодной воды и отведенных сточных вод за расчетный период по настоящему договору в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124 от 14.02.2012, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме N 354 от 06.05.2011, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344.
Как следует их материалов дела, в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении истца, общедомовые приборы учета (ОДПУ) и индивидуальные приборы учета (ИПУ) сточных бытовых вод отсутствовали. Вместе с тем, оплату холодной воды истец производил исходя из показаний ОДПУ на холодную воду.
В нарушение условий договора, ответчик с 01.06.2013 неправильно определял объемы и производил расчет размера платы за водоотведение, включая плату за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды.
В обоснование искового заявления истец указал, что ответчик необоснованно включил в счета-фактуры на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению плату за водоотведение на общедомовые нужды, тогда как ввиду отсутствия в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод, объем данного коммунального ресурса должен определяться в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
Истцом был произведен перерасчет объемов и размера платы за водоотведение в соответствии с абзацем 5 пункта 42 Правил N 354 от 06.05.2011. Согласно расчету истца с 01.06.2013 по 30.11.2015 к снятию подлежат расходы за водоотведение на общедомовые нужды в размере 750257,59 руб.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (пункты 1 и 36 Правил N 354). При этом законодательством установлен различный порядок расчетов в зависимости от наличия у потребителей приборов учета коммунальных услуг.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем услуг по водоотведению из жилых и нежилых помещений многоквартирного дома рассчитывается по индивидуальным приборам учета сточных вод, а при отсутствии таковых - по сумме объемов холодной и горячей воды, поставленной в эти помещения, которые определяются по суммарным показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета этих коммунальных ресурсов за расчетный период. При отсутствии приборов учета воды в жилых помещениях объем сточных вод определяется как произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, и норматива водоотведения. При отсутствии приборов, фиксирующих объем водоснабжения в нежилых помещениях, этот объем определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договорах водоснабжения между исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, а при отсутствии такого условия - расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункты 42, 43, 59 Правил N 354 и формула 4 Приложения N 2 к Правилам N 354).
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, определяется как произведение тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) (пункт 48 Правил N 354, пункты 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, далее - постановление N 344). Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
Таким образом, ввиду того, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что законных оснований для начисления обществом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона о водоснабжении положения этого закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по водоотведению, в части, не урегулированной другими федеральными законами. Правила определения объема коммунальных услуг урегулированы указанными нормами ЖК РФ, поэтому доводы жалобы ответчика, основанные на нормах Закона о водоснабжении (в том числе на пункте 11 статьи 20, обязывающей рассчитывать объем отведенных сточных вод по объему водоснабжения из всех источников), неосновательны.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие с выводами суда и основаны на неверном понимании заявителем норм материального права. Апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 по делу N А53-1720/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)