Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2017 N 19АП-5872/2017 ПО ДЕЛУ N А48-1695/2017

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2017 г. по делу N А48-1695/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления государственной жилищной инспекции Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис" на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.06.2017 по делу N А48-1695/2017 (судья Соколова В.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис" (ОГРН 1155749007754, ИНН 5752072240) к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (ОГРН 1145749004565, ИНН 5751201687) о признании недействительным предписания от 08.12.2016 N 1214,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис" (далее - ООО "УК Жилсервис", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области (далее также - Управление) о признании недействительным предписания от 08.12.2016 N 1214.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.06.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятый судебный акт незаконным и необоснованным, ООО "УК Жилсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Орловской области.
В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на то, что обжалуемое предписание не содержит указаний на выявленные нарушения лицензионных требований при управлении многоквартирным домом N 2 по. ул. Жилинская в г. Орле, а содержит указания на дефекты стен дома, возникшие по вине проектировщика, застройщика.
Полагает, что предписание Управления является неисполнимым, поскольку возлагает на заявителя выполнение необоснованных действий.
Указывает, что у Общества отсутствует вина в допущенных нарушениях.
Также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что проживание в проверенной квартире является опасным.
Государственная жилищная инспекция в представленном суду отзыве указывает, что управляющая организация на основании договора обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и технической эксплуатации жилищного фонда.
Полагает, что наличие указанных в оспариваемом предписании нарушений создает угрозу для жизни и здоровья, проживающих в данном доме лиц, и явным образом свидетельствует о необходимости выполнения указанных объемов работ для обеспечения безопасности, проживающих в доме граждан.
Полагает, что у Общества имеется обязанность проводить необходимые действия по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания и предотвращения обратного, независимо от того, признан ли дом аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также независимо от того включен ли в программу по капитальному ремонту.
Обращает внимание суда, что Общество не указало, какие его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает оспариваемое предписание.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения лиц участвующих в деле о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК Жилсервис" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Жилинская города Орла.
В Управление государственной жилищной инспекции Орловской области 27.11.2016 поступило обращение жителя многоквартирного дома N 2 по ул. Жилинская в г. Орле Федотовой Т.Е., из которого следовало, что указанный многоквартирный дом находится в аварийном состоянии.
Инспектор отдела надзора за использованием и сохранностью жилищного фонда Управления государственной жилищной инспекции Орловской области на основании приказа от 06.12.2016 N 2687 заместителя начальника Управления провел внеплановую проверку ООО "УК Жилсервис" по вопросу ненадлежащего технического состояния общего имущества собственников многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Жилинская города Орла.
В ходе проверки ГЖИ Орловской области было обнаружено, что в квартире 188 спорного дома имеются трещины в кирпичной кладке стен шириной раскрытия до 2 см; в зале слева от окна в наружной стене вертикальная трещина, по стыку плит перекрытия и стены, смежной со спальней. Ненадлежащее опирание плиты перекрытия в зале (на расстоянии 1,2 м от перегородки, между стеной и указанным участком плиты перекрытия проходит линейка). Трещина в стекле (окно в зале), трещина в раме пластикового окна в спальне. Вертикальная трещина в стене (между залом и спальней). Данная трещина наблюдается во всех квартирах по стояку с квартирой N 188. Наличие многочисленных вертикальных и косых трещин в стенах лестничных клеток подъездов со стороны дворового фасада.
По результатам проверки были составлены акт проверки от 08.12.2016 N 3218, акт обследования территории от 08.12.2016 и выдано предписание от 08.12.2016 N 1214, содержащее указание на установленные нарушения и обязывающее управляющую компанию: в срок до 20.12.2016 обеспечить безопасность людей в кв. 188, в срок до 01.02.2017 надлежащим образом установить контрольные маяки (на кирпичную кладку) в местах образования значительных трещин и организовать наблюдение за ними в течение 30 суток; составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен и перекрытий, восстановлению проектных условий их эксплуатации и обеспечить его выполнение.
Не согласившись с принятым предписанием ГЖИ Орловской области, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 1.3 ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено "Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Названные правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176 и являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Из пункта 1.8 Правил N 170 следует, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами), техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования; уборка мест придомовой территории; уход за зелеными насаждениями).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что установлено при проведении проверки установлено, что в квартире 188 спорного дома имеются трещины в кирпичной кладке стен шириной раскрытия до 2 см; в зале слева от окна в наружной стене вертикальная трещина, по стыку плит перекрытия и стены, смежной со спальней; ненадлежащее опирание плиты перекрытия в зале (на расстоянии 1,2 м от перегородки, между стеной и указанным участком плиты перекрытия проходит линейка); трещина в стекле (окно в зале), трещина в раме пластикового окна в спальне; вертикальная трещина в стене (между залом и спальней), которая наблюдается во всех квартирах по стояку квартиры N 188; наличие многочисленных вертикальных и косых трещин в стенах лестничных клеток подъездов со стороны дворового фасада.
Из статьи 36 Жилищного кодекса РФ усматривается, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 30247.1-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции" несущие конструкции (элементы) - конструкции, воспринимающие постоянную и временную нагрузку, в том числе нагрузку от других частей зданий. В данном случае это составные части фасада (плиты)).
В соответствии с подпунктами "в", "г" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Как следует из материалов дела, согласно договору управления многоквартирным домом от 13.01.2016 ООО "УК Жилсервис" обязано: управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства (п. 4.1.2 договора), самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц организовывать проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством (п. 4.1.3 договора), разрабатывать планы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (п. 4.1.6 договора), обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание принятого на управление дома и другое (п. 4.1.8 договора).
В свою очередь собственники обязаны оплачивать платежные документы за выполненные работы по содержанию и текущему ремонту указанного многоквартирного дома в сумме и размерах, установленных действующим законодательством РФ (п. 5.1 договора).
В структуру платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, согласно приложению N 1 к постановлению Администрации города Орла от 15.11.2013 N 5213, включаются плата за работы по текущему ремонту общего имущества, работы по содержанию общего имущества, плата за управление многоквартирным домом.
В размер платы за работы по текущему ремонту общего имущества входит, в том числе, плата за производство работ по содержанию и текущему ремонту конструктивных элементов зданий (ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции)).
Таким образом, как верно отметил суд области, собственниками многоквартирного жилого дома N 2 по ул. Жилинская в г. Орле производится внесение платы на содержание и ремонт ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции), следовательно, содержание и ремонт ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома относятся к обязанности управляющей организации, являются лицензионными требованиями к управляющей организации, а, соответственно, управляющая организация обязана на основании взимаемой платы (и за счет нее) выполнять работы и оказывать услуги по обеспечению надлежащего содержания общедомового имущества многоквартирного жилого дома.
Апелляционная коллегия соглашается с судом области, что наличие указанных в оспариваемом предписании нарушений создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в данном доме лиц, и свидетельствует о необходимости выполнения указанных объемов работ для обеспечения безопасности проживающих в доме граждан.
На основании п. 10 главы 2 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п. 4.2.1.14 Правил N 170, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170) организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
В силу п. 4.3.3 Правил N 170 усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Также в соответствии с п. 2.1.3 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна принимать срочные меры по обеспечению безопасности людей, предупреждению дальнейшего развития деформаций, а также немедленно информировать о случившемся его собственника или уполномоченное им лицо.
В соответствии с п. 3 раздела 1 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов относятся: выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней; в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки Управлением был выявлен факт ненадлежащего содержания общедомового имущества.
В силу вышеприведенных норм у управляющей компании имеется обязанность проводить необходимые действия по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (не носящие характер капитального ремонта) в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания и предотвращения обратного, независимо от того, признан ли дом аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, а также независимо от того включен ли в программу по капитальному ремонту.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с судом области, что предписание Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от 08.12.2016 N 1214 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, т.е. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда не имеется оснований для признания выводов суда области ошибочными.
Довод жалобы о том, что указанное предписание является неисполнимым, признается несостоятельным.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение. Вместе с тем, с учетом вышеизложенного и приведенных норм, на нарушение которых указано в предписании, доказательств, которые бы свидетельствовали о неисполнимости предписания от 08.12.2016 N 1214 Обществом не представлено ни в суд первой инстанции ни в суд апелляционной инстанции. В предписании отражены конкретные действия, которые должно совершить Общество в целях предотвращения причинения вреда здоровью граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Довод о том, что Общество обращалось к проектировщику спорного жилого дома с коммерческим предложением о заключении договора на проведения инструментального обследования, не свидетельствует о законности правовой позиции заявителя исходя из текста и требований оспариваемого предписания, согласно которому ему надлежало составить план мероприятий по инструментальному обследованию стен и покрытий, восстановлению проектных условий их эксплуатации.
Иных аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.06.2017 по делу N А48-1695/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)