Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 ПО ДЕЛУ N А74-9261/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А74-9261/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ Черемушки"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 01 июня 2017 года по делу N А74-9261/2016, принятое судьей Ламанским В.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наши Черемушки" (ИНН 1902026520, ОГРН 1151902000414, далее - ООО "УК "Наши Черемушки", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Черемушки" (ИНН 1902026471, ОГРН 1151902000359, далее - ООО "ЖЭУ Черемушки", ответчик): о передаче технической документации и иной документации по многоквартирному дому N 41 р.п. Черемушки г. Саяногорска, а именно: документы по ведению регистрационного учета граждан: карточки регистрационного учета граждан и карточки поквартирного учета; лицевые финансовые счета на собственников жилых/нежилых помещений; план участка с жилым зданием и сооружениями, расположенными на нем; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, электроснабжения и др.; паспорта на каждую квартиру и земельный участок; техническую документацию, заменяемую в связи с истечением срока ее действия: протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 июня 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- - истец не наделен полномочиями по истребованию спорных документов, не обосновал требования нормами права, не доказал, что ему необходимы карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10;
- - предоставление управляющей компанией гражданам услуг паспортного стола не является обязанностью организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а является дополнительной коммерческой услугой;
- - обязанностью управляющей компании является прием и передача в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем;
- - обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась;
- - оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме были подготовлены ответчиком для передачи истцу 15.05.2017, истец от приема по акту передачи уклонялся, принял их по акту приема передачи только 01.06.2017.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2017 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.08.2017.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому управляющая организация, утратившая полномочия по управлению многоквартирным домом и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в данном доме, обязана передать вновь выбранной управляющей организации все документы по ведению регистрационного учета. Документы, включаемые в состав технической документации на многоквартирный дом, должны храниться у эксплуатирующей организации и, следовательно, техническая документация, является принадлежностью объекта недвижимости, и в случае поступления объекта в новую управляющую организацию подлежит передаче непосредственно этой управляющей организации. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. Довод об отсутствии акта о передаче технической документации от предыдущей управляющей организации в ООО "ЖЭУ ЧЕРЕМУШКИ" не свидетельствует о фактическом отсутствии такого акта. ООО "ЖЭУ ЧЕРЕМУШКИ" не передало в ООО "Наши Черемушки" ни протокол от 18.07.2015 N 5, ни протоколы о включении домофона в состав общего имущества, об отдельной оплате за вывоз ТБО.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "ЖЭУ Черемушки" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.05.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия. Основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда.
На основании лицензии от 15.06.2015 N 019000084 общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами.
Общим собранием собственников многоквартирного дома (далее - МКД) N 41 р.п. Черемушки г. Саяногорска принято решение о выборе способа управления МКД - управление управляющей организацией ООО "ЖЭУ Черемушки" (протокол от 18.07.2015 N 5 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД N 41, проведенного в форме очного голосования).
С 19.07.2015 общество приступило к осуществлению деятельности по управлению МКД и его обслуживанию на основании заключенного договора от 19.07.2015 N 41.
Общим собранием собственников жилых помещений указанного дома 25.04.2016 принято решение о расторжении договора управления с ООО "ЖЭУ "Черемушки" с 30.04.2016 и выборе с 01.05.2016 новой управляющей организации - ООО "УК "Наши Черемушки" (протокол общего собрания собственников от 25.04.2016), между собственниками дома и ООО "УК "Наши Черемушки" заключен договор управления МКД N 41 р.п. Черемушки в г. Саяногорске от 25.04.2016 N 20.
27.04.2016 ООО "ЖЭУ Черемушки" (вх. 243) вручено уведомление о выборе управляющей организацией ООО "УК" "Наши Черемушки" и о расторжении с 30.04.2016 договора управления многоквартирным домом (с приложением копии протокола общего собрания собственников).
На основании решения N 330-2746 жилищной инспекцией внесены изменения в реестр лицензий. Сведения об управлении МКД N 41 управляющей компанией - ООО "ЖЭУ Черемушки" исключены из реестра лицензий, в реестр включены сведения об управлении данным домом управляющей компанией - ООО "УК "Наши Черемушки".
Указанные обстоятельства установлены в рамках дела N А74-7502/2016 и не подлежат повторному доказыванию в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что письмом от 05.05.2016 исх. N 117 истец потребовал от ответчик в установленные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации сроки передать всю техническую и иную документацию на МКД N 41 р.п Черемушки г. Саяногорска.
В ответе от 16.05.2016 исх. N 192 на указанное требование ответчик отказался передать документацию, сославшись на условия заключенного между ним и собственниками договора управления, предусматривающие его расторжение по истечении трех месяцев с момента уведомления о принятом решении.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для истца в суд с иском.
В ходе рассмотрения дела ответчиком частично исполнена обязанность по передаче документации на МКД N 41 р.п. Черемушки г. Саяногорска.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей компанией.
По смыслу норм Жилищного кодекса Российской Федерации изменение собственниками способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 15.07.2010 N 1093/10, согласно которой недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
Из материалов дела следует, что собственниками изменен способ управления многоквартирным жилым домом, односторонний отказ собственников помещений от исполнения прекратил действие договора управления с ответчиком, при этом техническая документация на дом и документы по управлению домом не переданы ответчиком по требованию истца.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса управляющая организация обязана осуществлять хранение и ведение технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением таким домом. Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
Данная норма также предусматривает случаи, когда управляющая организация обязана передать имеющуюся в ее распоряжении техническую документацию вновь выбранной управляющей организации; товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу; в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений одному из собственников, указанному в решении общего собрания о выборе способа управления, или, если собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает иное, имеющаяся в наличии техническая документация должна передаваться безвозмездно.
Согласно пункту 27 Правил N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, и подлежащих передаче истцу, установлен в пунктах 24, 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Согласно подпункту д(3)) пункта 26 Правил N 491 оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме включаются в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Кроме того, в пункте 26 Правил N 491 поименованы иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом. При этом конкретный и исчерпывающий перечень иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов, указанным пунктом не определен.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что перечень документов, требование о передаче которых заявлено истцом, относится к технической документации и не противоречит пунктам 24, 26 Правил N 491.
В соответствии с пунктами 1.5.1, 1.5.2, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Постановлением от 27.09.2003 N 170, в состав технической документации длительного хранения входят, в частности: план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
В состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят, в частности: протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации".
К перечню лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в том числе, относятся собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.
В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной Миграционной Службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, к числу лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, отнесены и управляющие компании.
Согласно пункту 84 указанного Административного регламента карточки регистрации по форме N 9 и поквартирные карточки по форме N 10 оформляются при регистрации граждан в жилые помещения государственного, муниципального, частного жилищного фонда, в том числе жилищно-строительных и жилищных кооперативов, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, других учреждений социального назначения, акционерных обществ и коммерческих организаций, других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, и хранятся у лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.
В соответствии с пунктами а, б пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: а) прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном настоящими Правилами, а также их актуализация и восстановление (при необходимости); б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
Пунктом 19 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 установлено, Что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 20 Правил указано, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
С учетом изложенного, доводы об отсутствии у истца права требования документов по ведению регистрационного учета, об отсутствии у истца обязанности по ведению паспортного стола, поскольку указанные услуги являются дополнительными коммерческими услугами, подлежат отклонению.
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указано выше, нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую и иную документацию (пункт 27 Правил N 491).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09 указано, что отсутствие или утрата технической документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
При этом недостающая документация должна быть изготовлена за счет собственных средств ответчика, а не за счет средств собственников помещений в управляемых им многоквартирных домах, поэтому довод ответчика об отсутствии соответствующего решения собственников обоснованно отклонен судом первой инстанции.
С учетом вышеизложенного доводы ответчика об отсутствии у него части необходимой для управления многоквартирным домом документации не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того отсутствие акта о передаче технической документации от предыдущей управляющей организации в ООО "ЖЭУ ЧЕРЕМУШКИ" не свидетельствует о фактическом отсутствии данного акта, или документов, в связи с чем, довод об отсутствии обязанности у ООО "ЖЭУ ЧЕРЕМУШКИ" восстановить отсутствующую документацию подлежит отклонению.
Доводы об отсутствии у него обязанности передать документы по ведению регистрационного учета граждан, карточки регистрационного учета граждан и карточки поквартирного учета, лицевые финансовые счета на собственников жилых/нежилых помещений, отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании заявителем жалобы норм права.
Ответчик не предпринял соответствующие меры по передаче полного пакета документации истцу, ответчик имел возможность урегулировать все спорны вопросы по наличию у него тех или иных документов.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае предъявления вновь избранной управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (вновь выбранной управляющей компании).
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, арбитражный суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судом первой инстанции обоснованно удовлетворен иск.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 01 июня 2017 года по делу N А74-9261/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ

Судьи
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)