Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Свет Жилсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2016 по делу N А40-96716/14, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-817)
по заявлению ООО "Свет Жилсервис"
к Главному контрольному управлению г. Москвы
третье лицо ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО"
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Сомин О.Ю. по доверенности от 26.12.2015,
Спиричева О.Г. по доверенности от 16.02.2016,
Кузнецов Е.И. по доверенности от 30.03.2016,
- Маньков Л.В. по доверенности от 16.02.2016;
- от ответчика: Шутова С.А. по доверенности от 07.12.2015;
- от третьего лица: Апряткина Т.Б. по доверенности от 01.09.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Свет Жилсервис" (далее - заявитель, Общество) требований о признании недействительным предписания Главного контрольного управления города Москвы (далее - ответчик, Управление, Главконтроль) от 08.04.2014 N П-40/03, отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Через канцелярию суда от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена неплановая выездная проверка обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в отношении Общества за период с 01.01.2012 по 30.09.2013.
По результатам проверки Главконтролем составлен акт проверки от 06.02.2014 N 20/03 и выдано предписание от 08.04.2014 N П-40/03, согласно которому в деятельности Общества выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Контролирующий орган пришел к выводу о том, что действиями заявителя причинен ущерб городу Москве в размере 24 744 426,80 руб., поэтому в предписании указано на необходимость в срок до 18.04.2014 принять меры к возмещению причиненного ущерба городу Москве путем перечисления денежных средств на счет Главконтроля в казначействе.
Посчитав указанное предписание незаконным, нарушающим права и интересы Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Главным контрольным управлением города Москвы в рамках предусмотренных полномочий и компетенции проведена проверка обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в отношении ООО "СветЖилсервис" за период с 01.01.2011 по 30.09.2013 по результатам которой составлен акт проверки от 06.02.2014 N 20/03.
По результатам проверки ООО "Свет Жилсервис установлено:
1. Избыточные расходы средств бюджетных субсидий, направленных:
- на содержание нежилого фонда, расположенного в субсидируемых МКД за счет увеличения планово-нормативного расхода на общую сумму 937 801,64 руб. (Девятьсот тридцать семь тысяч восемьсот один руб. 64 коп.), в результате необоснованного включения площади нежилого фонда, расположенного в субсидируемых МКД.
- на оплату работ по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления в сумме 595 122,92 рублей.
2. Документально не подтверждены расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества и мест общего пользования в многоквартирных домах (нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы) на общую сумму 23 211 502,44 руб. (Двадцать три миллиона двести одиннадцать тысяч пятьсот два руб. 44 коп.), из них:
- - 22 687 690,86 руб. (Двадцать два миллиона шестьсот восемьдесят семь тысячи шестьсот девяносто руб. 86 коп.) по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов по строкам 5.2, 5.5, 5.6 Отчетности;
- - 28 383,59 руб. (Двадцать восемь тысяч триста восемьдесят три руб. 59 коп.) по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности по строке 5.8 Отчетности;
- - 155 608, 64 руб. (Сто пятьдесят пять тысяч шестьсот восемь руб. 64 коп.) на выполнение работ по сбору ТБО и вывозу КГМ по строке 5.3, 5.4 Отчетности;
- - 339 819,35 руб. (Триста тридцать девять тысяч восемьсот девятнадцать руб. 35 коп.) выполнение прочих работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД по строке 5.14 Отчетности.
ООО "Свет Жилсервис" в 2012 г. получало субсидии из бюджета города Москвы на основании договоров от 19.03.2013 N 46/143/12-СУ,от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ, от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ, от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ заключенным с уполномоченной организацией Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - Договора).
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 11 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" бюджетные субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, из бюджета субъекта Российской Федерации (города Москва) в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с разделом 3. Принципы и условия предоставления субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договором на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме размер (сумма) бюджетной субсидии определялся как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
Фактически состоявшиеся расходы подтверждаются копиями актов выполненных работ, иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации.
В случае перечисления на расчетный счет управляющей организации плановой бюджетной субсидии она обязана вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет ГУ ИС АО.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" уполномоченной организацией ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" в 2012 г. по договорам от 19.03.2012 N 46/14312-СУ, от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ, от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ, от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ на предоставление субсидий из бюджета Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2012 г. выделена бюджетная субсидия Заявителю (ООО "Свет Жилсервис") на общую сумму 27 445 412,34 руб. (Двадцать семь миллионов четыреста сорок пять тысяч четыреста двенадцать руб. 34 коп.).
Пунктом 3.2.9 Договоров на предоставление субсидии установлена обязанность Общества подтверждать фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ или иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности Управляющего.
ООО "Свет Жилсервис" отчитывалась по расходам и доходам за год перед ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" по Сводной форме отчетности управляющих организаций по договорам на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, составленной в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы.
Согласно сведений отчетных данных в 2012 г. по 48 МКД управляющей организацией ООО "Свет Жилсервис" выполнено работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества на общую сумму 84 698 210,74 руб., из них документально подтверждены работы, выполнение на общую сумму 61 240 783,7 руб., дополнительно принято Главконтролем после проверки документов на сумму 245 924,6 руб. (заключение по результатам дополнительно представленных документов - приложение к предписанию от 08.04.2014 N П-40/03).
Анализ структуры расходов по содержанию и текущему ремонту в МКД, по сводным данным Отчетности ООО "Свет Жилсервис" за 2012 г., выполненной по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1357-ПП, представлен в таблице
итого
В ставку планово-нормативного расхода (ПНР) включаются расходы, связанные с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (МКД), выполнением работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД исходя из перечня услуг по содержанию общего имущества в МКД и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества в МКД (далее - Перечень), являющегося приложением к примерному договору на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Кроме того, в ставках ПНР учтены расходы, связанные с вывозом и обезвреживанием твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образуемого населением в пределах установленного норматива, оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (электроэнергии, расходуемой на работу инженерного оборудования и на освещение помещений общего пользования, включая электроэнергию по приборам наружного освещения, входящих в общедомовое имущество, холодной и горячей воды водоотведения), амортизацией машин, оборудования, инвентаря, помещений, используемых при выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, техническим учетом и технической инвентаризацией МКД, уплатой налога на добавленную стоимость, аварийно-техническим обслуживанием систем инженерного оборудования, входящих в состав общего имущества в МКД (кроме газовых).
По отчетным данным за 2012 г. на общую сумму 84 698 210,74 руб., выполненным по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1357-ПП, расходы ООО "Свет Жилсервис" по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов \{строки 5.2, 5.5, 5.6 отчетности) составили 54 258 010,58 руб. (Пятьдесят четыре миллиона двести пятьдесят восемь тысяч десять рублей 58 коп.) или 64,06% от общих расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества 47 многоквартирных домов, расположенных в районах: Ховрино, Аэропорт, Тимирязевский и Хорошевский. Расчет: (54 258 010,58 руб. / 84 698 210,74 руб. x 100%).
В нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы, ООО "Свет Жилсервис" документально не подтверждены (договорами, счетами и актами выполненных работ) расходы на сумму 23 211 502,44 руб., из них: по санитарному содержанию и текущему ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования на сумму 22 687 690,86 руб., по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности - 28 383,59 руб., по сбору ТБО и КГМ - на сумму 155 608,64 руб. (56 418,29 руб. и 99 190,35 руб. соответственно), прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - на сумму 339 819,35 рублей.
Также установлено необоснованное расходование средств бюджетной субсидии, направленных:
- на оплату работ по содержанию нежилого фонда, расположенного в субсидируемых домах в сумме 937 801,44 руб.,
- оплату работ по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления, в сумме 595 122,92 рублей.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных ООО "СветЖилСервис" документов (исх. от 14.02.2014 N б/н на 492 л., исх. от 21.04.2014 N 2-070С-14, 2-071С-14 на 2 163 л.) к акту проверки от 06.02.2014 N 20/03 Главконтролем, приняты расходы на общую сумму 245 924,6 руб. (Двести сорок пять тысяч девятьсот двадцать четыре руб. 60 коп.), из них: по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов по строкам 5.2, 5.5, 5.6 Отчетности - 87 090,7 руб., по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности по строке 5.8 Отчетности 158 833,9 рублей.
Таким образом, дополнительно представленные ООО "Свет Жилсервис" документы и рассмотренные Главным контрольным управлением города Москвы (исх. от 08.04.2014 N П-40/03, исх. от 20.05.2014 N ГФК-288/4), кроме принятых на сумму 245 924,6 руб., не имеют оснований для включения их в подтверждение планово-нормативного расхода.
Пунктом 3.2.12 стороны предусмотрели, что в случае перечисления на расчетный счет Управляющего плановой субсидии, вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет Уполномоченной организации.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном случае это услуги по эксплуатации жилищного фонда.
Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД управляющим организациям утвержден приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" и приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы".
Между уполномоченной организацией ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" и управляющей организацией (Общество) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП заключены договоры на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме: договор от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; договор от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; договор от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; договор от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ.
Согласно ст. 4 договора от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 4 759 196 рублей 34 копейки.
В соответствии со ст. 4 договора от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 12 701 025 рублей 42 копейки.
В силу ст. 4 договора от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 6 748 541 рубль 64 копейки.
Статьей 4 договора от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 3 236 649 рублей 54 копейки.
Предметом указанных договоров является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, в порядке и на условиях, определенных договором и правовыми актами Правительства Москвы.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" в 2012 г. во исполнение договоров от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ перечислило заявителю субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества 48 многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества в полном объеме на сумму 27 445 412, 34 рублей, что заявитель не отрицает.
В силу ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 311 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 2.1.4.6 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации" на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО возложена функция осуществления контроля за использованием средств бюджетной субсидии.
Согласно разделу 3 Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, в случае перечисления на расчетный счет управляющей организации плановой бюджетной субсидии управляющая организация обязана вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО.
Главным контрольным управлением города Москвы при проведении проверки обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в отношении Общества за период с 01.01.2012 по 30.09.2013 в районах: Ховрино, Аэропорт, Тимирязевский, Хорошевский (акт проверки от 06.02.2014 N 20/03) установлено, что в нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы, не подтверждены расходы на сумму 23 211 502,44 руб., в том числе: санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества МКД - 22 687 690,86 руб., содержание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной безопасности - 28 383,59 руб., сбор ТБО и КГМ - 155 608,64 руб. и прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - 339 819,35 рублей.
Необоснованное расходование средств бюджетной субсидии составило 1 532 924,36 руб., за счет оплаты работ по содержанию нежилого фонда -937 801,44 руб., по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления - 595 122,92 рублей.
Дополнительно представленные ООО "Свет Жилсервис" после проверки документы (вх. от 19.02.2014 N ГФК-67/4 на 492 л., вх. от 22.04.2014 N N Р-27/3, ГФК-220/4 на 2 163 л.) и рассмотренные Главным контрольным управлением города Москвы (исх. от 08.04.2014 N П-40/03, исх. от 20.05.2014 N ГФК-288/4), не были включены в подтверждение планово-нормативного расхода, кроме принятых на сумму 245 924,6 руб. (заключение к предписанию).
Проверкой Главконтроля установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в результате которых причинен ущерб городу Москве в размере 24 744 426,8 руб. (23 211 502,44 руб. + 1 532 924,36 руб.), подлежащий возмещению бюджету города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг со стороны Общества, в части устранения нарушений по проверке Главконтроля, в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" не поступало.
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющая организация возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Между уполномоченной организацией Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО") и управляющей организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Свет Жилсервис" (далее - ООО "Свет Жилсервис") в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП были заключены договоры на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме: N 46/143/12-СУ от 19.03.2012; N 50/144/12-СУ от 22.03.2012; N 80/131/12-СУ от 04.04.2012; N 74/145/12-СУ от 04.04.2012 г.
Предметом указанных Договоров является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Свет ЖилСервис", в порядке и на условиях, определенных Договором и правовыми актами Правительства Москвы.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" во исполнение вышеуказанных договоров перечислило заявителю субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Свет Жилсервис" в полном объеме на сумму 27 445 412,34 рубля.
По условиям Договоров управляющая организация обязана не только обеспечить выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, но и подтверждать фактически состоявшиеся расходы (п. 3.2.9., 3.2.10 Договоров).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 311 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" ранее обращалось с иском к ООО "Свет Жилсервис" о возврате избыточно полученной суммы бюджетных субсидий в размере 24 744 426 руб. 80 коп. (дело N А40-86757/2015).
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющий возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Таким образом, оспариваемое предписание Главного контрольного управления города Москвы вынесено в рамках предоставленных полномочий и соответствует закону, поскольку ООО "Свет Жилсервис" не представлено документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг в части устранения нарушений, выявленных проверкой.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-86757/2015 рассматривалось заявление ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ЖКХИБ САО" к Обществу о возврате избыточно полученной суммы бюджетных субсидий в размере 24 744 426 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2015 требования ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ЖКХИБ САО" удовлетворены. С Общества взыскано неосновательное обогащение в размере 24 744 426 руб. 80 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2016 решение суда от 15.09.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 оставлены без изменения.
В рамках дела N А40-86757/2015 судом рассматривался вопрос об обоснованности расходования бюджетных субсидий по договорам: от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ.
Из текста судебного акта по делу N А40-86757/2015 явствует: "В нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы не подтверждены расходы на сумму 23 211 502 руб. 44 коп., в том числе: санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества МКД - 22 687 690 руб. 86 коп., содержание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной безопасности - 28 383 руб. 59 коп., сбор ТБО и КГМ - 155 608 руб. 64 коп. и прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - 339 819 руб. 35 коп.
Необоснованное расходование средств бюджетной субсидии составило в сумме 1 532 924 руб. 36 коп., за счет оплаты работ по содержанию нежилого фонда - 937 801 руб. 44 коп., по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления - 595 122 руб. 92 коп.". "Документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг со стороны Общества, в части устранения нарушений по проверке Главконтроля, в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" не поступало.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющая компания возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2016 по делу N А40-96716/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2016 N 09АП-38532/2016-АК ПО ДЕЛУ N А40-96716/14
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. N 09АП-38532/2016-АК
Дело N А40-96716/14
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Свет Жилсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2016 по делу N А40-96716/14, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-817)
по заявлению ООО "Свет Жилсервис"
к Главному контрольному управлению г. Москвы
третье лицо ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО"
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: Сомин О.Ю. по доверенности от 26.12.2015,
Спиричева О.Г. по доверенности от 16.02.2016,
Кузнецов Е.И. по доверенности от 30.03.2016,
- Маньков Л.В. по доверенности от 16.02.2016;
- от ответчика: Шутова С.А. по доверенности от 07.12.2015;
- от третьего лица: Апряткина Т.Б. по доверенности от 01.09.2016;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Свет Жилсервис" (далее - заявитель, Общество) требований о признании недействительным предписания Главного контрольного управления города Москвы (далее - ответчик, Управление, Главконтроль) от 08.04.2014 N П-40/03, отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать. Представил письменные пояснения по апелляционной жалобе в порядке ст. 81 АПК РФ.
Представитель третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Через канцелярию суда от третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке ст. 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена неплановая выездная проверка обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов в отношении Общества за период с 01.01.2012 по 30.09.2013.
По результатам проверки Главконтролем составлен акт проверки от 06.02.2014 N 20/03 и выдано предписание от 08.04.2014 N П-40/03, согласно которому в деятельности Общества выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Контролирующий орган пришел к выводу о том, что действиями заявителя причинен ущерб городу Москве в размере 24 744 426,80 руб., поэтому в предписании указано на необходимость в срок до 18.04.2014 принять меры к возмещению причиненного ущерба городу Москве путем перечисления денежных средств на счет Главконтроля в казначействе.
Посчитав указанное предписание незаконным, нарушающим права и интересы Общества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, обоснованно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Главным контрольным управлением города Москвы в рамках предусмотренных полномочий и компетенции проведена проверка обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в отношении ООО "СветЖилсервис" за период с 01.01.2011 по 30.09.2013 по результатам которой составлен акт проверки от 06.02.2014 N 20/03.
По результатам проверки ООО "Свет Жилсервис установлено:
1. Избыточные расходы средств бюджетных субсидий, направленных:
- на содержание нежилого фонда, расположенного в субсидируемых МКД за счет увеличения планово-нормативного расхода на общую сумму 937 801,64 руб. (Девятьсот тридцать семь тысяч восемьсот один руб. 64 коп.), в результате необоснованного включения площади нежилого фонда, расположенного в субсидируемых МКД.
- на оплату работ по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления в сумме 595 122,92 рублей.
2. Документально не подтверждены расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества и мест общего пользования в многоквартирных домах (нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы) на общую сумму 23 211 502,44 руб. (Двадцать три миллиона двести одиннадцать тысяч пятьсот два руб. 44 коп.), из них:
- - 22 687 690,86 руб. (Двадцать два миллиона шестьсот восемьдесят семь тысячи шестьсот девяносто руб. 86 коп.) по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов по строкам 5.2, 5.5, 5.6 Отчетности;
- - 28 383,59 руб. (Двадцать восемь тысяч триста восемьдесят три руб. 59 коп.) по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности по строке 5.8 Отчетности;
- - 155 608, 64 руб. (Сто пятьдесят пять тысяч шестьсот восемь руб. 64 коп.) на выполнение работ по сбору ТБО и вывозу КГМ по строке 5.3, 5.4 Отчетности;
- - 339 819,35 руб. (Триста тридцать девять тысяч восемьсот девятнадцать руб. 35 коп.) выполнение прочих работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД по строке 5.14 Отчетности.
ООО "Свет Жилсервис" в 2012 г. получало субсидии из бюджета города Москвы на основании договоров от 19.03.2013 N 46/143/12-СУ,от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ, от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ, от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ заключенным с уполномоченной организацией Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - Договора).
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 11 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" бюджетные субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг, из бюджета субъекта Российской Федерации (города Москва) в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с разделом 3. Принципы и условия предоставления субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договором на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме размер (сумма) бюджетной субсидии определялся как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
Фактически состоявшиеся расходы подтверждаются копиями актов выполненных работ, иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации.
В случае перечисления на расчетный счет управляющей организации плановой бюджетной субсидии она обязана вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет ГУ ИС АО.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" уполномоченной организацией ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" в 2012 г. по договорам от 19.03.2012 N 46/14312-СУ, от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ, от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ, от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ на предоставление субсидий из бюджета Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2012 г. выделена бюджетная субсидия Заявителю (ООО "Свет Жилсервис") на общую сумму 27 445 412,34 руб. (Двадцать семь миллионов четыреста сорок пять тысяч четыреста двенадцать руб. 34 коп.).
Пунктом 3.2.9 Договоров на предоставление субсидии установлена обязанность Общества подтверждать фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ или иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности Управляющего.
ООО "Свет Жилсервис" отчитывалась по расходам и доходам за год перед ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" по Сводной форме отчетности управляющих организаций по договорам на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, составленной в соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы.
Согласно сведений отчетных данных в 2012 г. по 48 МКД управляющей организацией ООО "Свет Жилсервис" выполнено работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества на общую сумму 84 698 210,74 руб., из них документально подтверждены работы, выполнение на общую сумму 61 240 783,7 руб., дополнительно принято Главконтролем после проверки документов на сумму 245 924,6 руб. (заключение по результатам дополнительно представленных документов - приложение к предписанию от 08.04.2014 N П-40/03).
Анализ структуры расходов по содержанию и текущему ремонту в МКД, по сводным данным Отчетности ООО "Свет Жилсервис" за 2012 г., выполненной по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1357-ПП, представлен в таблице
итого
В ставку планово-нормативного расхода (ПНР) включаются расходы, связанные с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (МКД), выполнением работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД исходя из перечня услуг по содержанию общего имущества в МКД и работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества в МКД (далее - Перечень), являющегося приложением к примерному договору на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Кроме того, в ставках ПНР учтены расходы, связанные с вывозом и обезвреживанием твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образуемого населением в пределах установленного норматива, оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды (электроэнергии, расходуемой на работу инженерного оборудования и на освещение помещений общего пользования, включая электроэнергию по приборам наружного освещения, входящих в общедомовое имущество, холодной и горячей воды водоотведения), амортизацией машин, оборудования, инвентаря, помещений, используемых при выполнении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, техническим учетом и технической инвентаризацией МКД, уплатой налога на добавленную стоимость, аварийно-техническим обслуживанием систем инженерного оборудования, входящих в состав общего имущества в МКД (кроме газовых).
По отчетным данным за 2012 г. на общую сумму 84 698 210,74 руб., выполненным по форме, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1357-ПП, расходы ООО "Свет Жилсервис" по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов \{строки 5.2, 5.5, 5.6 отчетности) составили 54 258 010,58 руб. (Пятьдесят четыре миллиона двести пятьдесят восемь тысяч десять рублей 58 коп.) или 64,06% от общих расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества 47 многоквартирных домов, расположенных в районах: Ховрино, Аэропорт, Тимирязевский и Хорошевский. Расчет: (54 258 010,58 руб. / 84 698 210,74 руб. x 100%).
В нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы, ООО "Свет Жилсервис" документально не подтверждены (договорами, счетами и актами выполненных работ) расходы на сумму 23 211 502,44 руб., из них: по санитарному содержанию и текущему ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования на сумму 22 687 690,86 руб., по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности - 28 383,59 руб., по сбору ТБО и КГМ - на сумму 155 608,64 руб. (56 418,29 руб. и 99 190,35 руб. соответственно), прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - на сумму 339 819,35 рублей.
Также установлено необоснованное расходование средств бюджетной субсидии, направленных:
- на оплату работ по содержанию нежилого фонда, расположенного в субсидируемых домах в сумме 937 801,44 руб.,
- оплату работ по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления, в сумме 595 122,92 рублей.
По результатам рассмотрения дополнительно представленных ООО "СветЖилСервис" документов (исх. от 14.02.2014 N б/н на 492 л., исх. от 21.04.2014 N 2-070С-14, 2-071С-14 на 2 163 л.) к акту проверки от 06.02.2014 N 20/03 Главконтролем, приняты расходы на общую сумму 245 924,6 руб. (Двести сорок пять тысяч девятьсот двадцать четыре руб. 60 коп.), из них: по санитарному содержанию и ремонту помещений общего пользования и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, входящих в состав общего имущества домов по строкам 5.2, 5.5, 5.6 Отчетности - 87 090,7 руб., по содержанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной безопасности по строке 5.8 Отчетности 158 833,9 рублей.
Таким образом, дополнительно представленные ООО "Свет Жилсервис" документы и рассмотренные Главным контрольным управлением города Москвы (исх. от 08.04.2014 N П-40/03, исх. от 20.05.2014 N ГФК-288/4), кроме принятых на сумму 245 924,6 руб., не имеют оснований для включения их в подтверждение планово-нормативного расхода.
Пунктом 3.2.12 стороны предусмотрели, что в случае перечисления на расчетный счет Управляющего плановой субсидии, вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет Уполномоченной организации.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном случае это услуги по эксплуатации жилищного фонда.
Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД управляющим организациям утвержден приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" и приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы".
Между уполномоченной организацией ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" и управляющей организацией (Общество) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП заключены договоры на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме: договор от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; договор от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; договор от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; договор от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ.
Согласно ст. 4 договора от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 4 759 196 рублей 34 копейки.
В соответствии со ст. 4 договора от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 12 701 025 рублей 42 копейки.
В силу ст. 4 договора от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 6 748 541 рубль 64 копейки.
Статьей 4 договора от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ размер бюджетных субсидий определен на основании расчетов и составляет 3 236 649 рублей 54 копейки.
Предметом указанных договоров является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, в порядке и на условиях, определенных договором и правовыми актами Правительства Москвы.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" в 2012 г. во исполнение договоров от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ перечислило заявителю субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества 48 многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества в полном объеме на сумму 27 445 412, 34 рублей, что заявитель не отрицает.
В силу ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом в соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 311 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 2.1.4.6 постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным Кодексом Российской Федерации" на ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО возложена функция осуществления контроля за использованием средств бюджетной субсидии.
Согласно разделу 3 Временного порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, в случае перечисления на расчетный счет управляющей организации плановой бюджетной субсидии управляющая организация обязана вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет ГКУ Дирекция ЖКХиБ АО.
Главным контрольным управлением города Москвы при проведении проверки обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, в отношении Общества за период с 01.01.2012 по 30.09.2013 в районах: Ховрино, Аэропорт, Тимирязевский, Хорошевский (акт проверки от 06.02.2014 N 20/03) установлено, что в нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы, не подтверждены расходы на сумму 23 211 502,44 руб., в том числе: санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества МКД - 22 687 690,86 руб., содержание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной безопасности - 28 383,59 руб., сбор ТБО и КГМ - 155 608,64 руб. и прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - 339 819,35 рублей.
Необоснованное расходование средств бюджетной субсидии составило 1 532 924,36 руб., за счет оплаты работ по содержанию нежилого фонда -937 801,44 руб., по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления - 595 122,92 рублей.
Дополнительно представленные ООО "Свет Жилсервис" после проверки документы (вх. от 19.02.2014 N ГФК-67/4 на 492 л., вх. от 22.04.2014 N N Р-27/3, ГФК-220/4 на 2 163 л.) и рассмотренные Главным контрольным управлением города Москвы (исх. от 08.04.2014 N П-40/03, исх. от 20.05.2014 N ГФК-288/4), не были включены в подтверждение планово-нормативного расхода, кроме принятых на сумму 245 924,6 руб. (заключение к предписанию).
Проверкой Главконтроля установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в результате которых причинен ущерб городу Москве в размере 24 744 426,8 руб. (23 211 502,44 руб. + 1 532 924,36 руб.), подлежащий возмещению бюджету города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг со стороны Общества, в части устранения нарушений по проверке Главконтроля, в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" не поступало.
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющая организация возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Между уполномоченной организацией Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" (далее - ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО") и управляющей организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Свет Жилсервис" (далее - ООО "Свет Жилсервис") в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП были заключены договоры на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме: N 46/143/12-СУ от 19.03.2012; N 50/144/12-СУ от 22.03.2012; N 80/131/12-СУ от 04.04.2012; N 74/145/12-СУ от 04.04.2012 г.
Предметом указанных Договоров является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Свет ЖилСервис", в порядке и на условиях, определенных Договором и правовыми актами Правительства Москвы.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" во исполнение вышеуказанных договоров перечислило заявителю субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Свет Жилсервис" в полном объеме на сумму 27 445 412,34 рубля.
По условиям Договоров управляющая организация обязана не только обеспечить выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, но и подтверждать фактически состоявшиеся расходы (п. 3.2.9., 3.2.10 Договоров).
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, и односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 311 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" ранее обращалось с иском к ООО "Свет Жилсервис" о возврате избыточно полученной суммы бюджетных субсидий в размере 24 744 426 руб. 80 коп. (дело N А40-86757/2015).
В соответствии с условиями договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющий возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Таким образом, оспариваемое предписание Главного контрольного управления города Москвы вынесено в рамках предоставленных полномочий и соответствует закону, поскольку ООО "Свет Жилсервис" не представлено документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг в части устранения нарушений, выявленных проверкой.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-86757/2015 рассматривалось заявление ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ЖКХИБ САО" к Обществу о возврате избыточно полученной суммы бюджетных субсидий в размере 24 744 426 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2015 требования ГКУ "ДИРЕКЦИЯ ЖКХИБ САО" удовлетворены. С Общества взыскано неосновательное обогащение в размере 24 744 426 руб. 80 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.09.2015 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2016 решение суда от 15.09.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015 оставлены без изменения.
В рамках дела N А40-86757/2015 судом рассматривался вопрос об обоснованности расходования бюджетных субсидий по договорам: от 19.03.2012 N 46/143/12-СУ; от 22.03.2012 N 50/144/12-СУ; от 04.04.2012 N 80/131/12-СУ; от 04.04.2012 N 74/145/12-СУ.
Из текста судебного акта по делу N А40-86757/2015 явствует: "В нарушение п. 3.2.9 договоров на предоставление субсидий из бюджета города Москвы не подтверждены расходы на сумму 23 211 502 руб. 44 коп., в том числе: санитарное содержание и текущий ремонт общего имущества МКД - 22 687 690 руб. 86 коп., содержание и планово-предупредительный ремонт систем противопожарной безопасности - 28 383 руб. 59 коп., сбор ТБО и КГМ - 155 608 руб. 64 коп. и прочие работы по содержанию и ремонту общего имущества МКД - 339 819 руб. 35 коп.
Необоснованное расходование средств бюджетной субсидии составило в сумме 1 532 924 руб. 36 коп., за счет оплаты работ по содержанию нежилого фонда - 937 801 руб. 44 коп., по вывозу и обезвреживанию ТБО и КГМ, образованных сверх установленных норм накопления - 595 122 руб. 92 коп.". "Документов, подтверждающих выполнение работ и оказание услуг со стороны Общества, в части устранения нарушений по проверке Главконтроля, в ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" не поступало.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров на предоставление субсидий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, управляющая компания возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2016 по делу N А40-96716/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА
Ж.В.ПОТАШОВА
Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)