Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Жаткиной С.А., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабировой Г.У.,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Нарвский массив": Шевченко Е.В. по доверенности от 10.04.2012 г., Говорун А.В. по доверенности от 05.05.2011 г.,
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 года по делу N А12-17096/2011, (судья Милованова И.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Нарвский массив", г. Волгоград, ИНН 3443905269, ОГРН 1023402978675
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", г. Волгоград, ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441
о взыскании 471 647 руб. 84 коп.
Товарищество собственников жилья "Нарвский массив" (далее - истец, ТСЖ "Нарвский массив", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ответчик, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", Общество) о взыскании переплаты за природный газ, поставленный за период с сентября 2008 года по декабрь 2010 года в сумме 1 966 745,32 руб. (с учетом уточнений, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" в пользу товарищества собственников жилья "Нарвский массив" суд взыскал сумму в размере 1 966 745,32 руб., образовавшуюся в результате переплаты за поставку газа, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 28668,57 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает, что регулируемая оптовая цена была применена к определению стоимости природного газа при отсутствии разногласий сторон, что подтверждается оформленными сторонами без разногласий товарными накладными и актами сверки расчетов и является правомерным действием со стороны ответчика.
С учетом того, что истец не представил в материалы дела каких-либо доказательств подтверждающих предоставление товариществом собственников жилья "Нарвский массив" жильцам помещений коммунальной услуги по газоснабжению, заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости применить к правоотношениям сторон положения пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Заявитель полагает, что поскольку поставка газа осуществлялась на котельную, принадлежащую Товариществу, то при расчете стоимости потребленного истцом газа необходимо руководствоваться положениями приказа Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, в соответствии с которым розничная цена на газ для населения не применяется к объемам газа, поставляемым для центрального отопления.
Заявитель считает ошибочным и неподтвержденным материалами дела довод истца о том, что котельная включена в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности, так как, по мнению заявителя, единственным документом, удостоверяющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации прав, которое в ходе рассмотрения дела истцом представлено не было.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 20.07.2007 между истцом (Покупатель) и ответчиком (Поставщик) заключен договор поставки газа N 09-5-11580/08, согласно которому ответчик обязался осуществлять подачу природного газа с 01.01.2008 по 31.12.2012, а истец обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах и оплачивать газ в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Природный газ поставляется для котельной по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д. 6/1.
Согласно пунктам 5.1 договора исполнение договора оплачивается покупателем поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ (оптовой цены на газ, определяемой в диапозоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен), тарифа на его транспортировку по сетям ГРО и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые устанавливаются и применяются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Расчеты покупателем за поставляемый газ, услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги производятся ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и рассчитывается как разница между фактической стоимостью обязательств по договору, определенной актом приема передачи газа и приложением N 1 к акту приема - передачи газа по стоимости. В срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, поставщик направляет покупателю счет-фактуру на поставленный газ с выделением в счете: объемов газа по видам газа, стоимости каждого вида газа исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и стоимости транспортировки газа.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец пояснил, что в расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку поставляемый по договору N 09-5-11580/08 от 20.07.2007 газ предназначен исключительно для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, имеющих котельную, которую истец относит не к централизованному отоплению, а к индивидуальному, то при расчетах за использованный газ подлежат применению тарифы для населения.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за сентябрь 2008 по декабрь 2010 года сумму 1 966 857,8 руб., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, предметом которого является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения.
Материалами дела установлено, что по объему отобранного истцом газа разногласий между сторонами не имеется.
Свои исковые требования истец основывал на статье 1102 ГК РФ, пунктах 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статьях 36, 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Далее - Закон о газоснабжения), законодательное и нормативно - правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-эксплуатационным организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно установлено, что ТСЖ "Нарвский массив" в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации является некоммерческой организацией, созданной в интересах членов товарищества для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в интересах собственников помещений.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК.
Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для единой котельной, производящей тепловую энергию с целью отопления и горячего водоснабжения пяти жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д. 2,4,6,8,10.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Кроме того, решением N 10-01-10-04/341 от 31.12.2010 Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, действия ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" по применению цен на газ, реализуемый товариществам собственников жилья, исходя из регулируемой оптовой цены, признаны неправомерными, нарушающими действующее законодательство, в связи с чем, Общество привлечено к административной ответственности.
Правильность и обоснованность представленного истцом расчета излишне оплаченных денежных средств за природный газ для котельной вследствие неправильного применения тарифа на газ были опровергнуты ответчиком, представлен контррасчет, согласно которому, в связи с неверно указанными истцом данными о количестве потребленного газа в январе 2009 - апреле 2009, феврале 2010- марте 2010, июне 2010 - августе 2010, октябре 2010 - декабре 2010, сумма излишне оплаченных денежных средств составляет 1 966 745,32 руб.
Истец согласился с представленным контррасчетом ответчика, в связи с чем, в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер заявленных требований.
Проверив расчет, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал его верным, а иск подлежащим удовлетворению в сумме 1 966 745,32 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения или отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 года по делу N А12-17096/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.04.2012 ПО ДЕЛУ N А12-17096/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2012 г. по делу N А12-17096/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "11" апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Жаткиной С.А., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабировой Г.У.,
при участии в судебном заседании:
от ТСЖ "Нарвский массив": Шевченко Е.В. по доверенности от 10.04.2012 г., Говорун А.В. по доверенности от 05.05.2011 г.,
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 года по делу N А12-17096/2011, (судья Милованова И.В.)
по иску товарищества собственников жилья "Нарвский массив", г. Волгоград, ИНН 3443905269, ОГРН 1023402978675
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград", г. Волгоград, ИНН 3445045202, ОГРН 1023403844441
о взыскании 471 647 руб. 84 коп.
установил:
Товарищество собственников жилья "Нарвский массив" (далее - истец, ТСЖ "Нарвский массив", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" (далее - ответчик, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", Общество) о взыскании переплаты за природный газ, поставленный за период с сентября 2008 года по декабрь 2010 года в сумме 1 966 745,32 руб. (с учетом уточнений, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" в пользу товарищества собственников жилья "Нарвский массив" суд взыскал сумму в размере 1 966 745,32 руб., образовавшуюся в результате переплаты за поставку газа, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
С общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Волгоград" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 28668,57 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает, что регулируемая оптовая цена была применена к определению стоимости природного газа при отсутствии разногласий сторон, что подтверждается оформленными сторонами без разногласий товарными накладными и актами сверки расчетов и является правомерным действием со стороны ответчика.
С учетом того, что истец не представил в материалы дела каких-либо доказательств подтверждающих предоставление товариществом собственников жилья "Нарвский массив" жильцам помещений коммунальной услуги по газоснабжению, заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости применить к правоотношениям сторон положения пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Заявитель полагает, что поскольку поставка газа осуществлялась на котельную, принадлежащую Товариществу, то при расчете стоимости потребленного истцом газа необходимо руководствоваться положениями приказа Федеральной службы по тарифам от 23.11.2004 N 194-э/12, в соответствии с которым розничная цена на газ для населения не применяется к объемам газа, поставляемым для центрального отопления.
Заявитель считает ошибочным и неподтвержденным материалами дела довод истца о том, что котельная включена в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности, так как, по мнению заявителя, единственным документом, удостоверяющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, является свидетельство о государственной регистрации прав, которое в ходе рассмотрения дела истцом представлено не было.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 20.07.2007 между истцом (Покупатель) и ответчиком (Поставщик) заключен договор поставки газа N 09-5-11580/08, согласно которому ответчик обязался осуществлять подачу природного газа с 01.01.2008 по 31.12.2012, а истец обязался принимать газ в согласованных между сторонами объемах и оплачивать газ в порядке и на условиях, предусмотренных договором.
Природный газ поставляется для котельной по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д. 6/1.
Согласно пунктам 5.1 договора исполнение договора оплачивается покупателем поставщику по цене, складывающейся из регулируемой оптовой цены на газ (оптовой цены на газ, определяемой в диапозоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен), тарифа на его транспортировку по сетям ГРО и платы за снабженческо-сбытовые услуги, которые устанавливаются и применяются в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
Расчеты покупателем за поставляемый газ, услуги по его транспортировке и снабженческо-сбытовые услуги производятся ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа и рассчитывается как разница между фактической стоимостью обязательств по договору, определенной актом приема передачи газа и приложением N 1 к акту приема - передачи газа по стоимости. В срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, поставщик направляет покупателю счет-фактуру на поставленный газ с выделением в счете: объемов газа по видам газа, стоимости каждого вида газа исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги и стоимости транспортировки газа.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец пояснил, что в расчетах за поставленный по настоящему договору природный газ ответчик применял цены на газ, установленные для промышленных потребителей.
В связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что, поскольку поставляемый по договору N 09-5-11580/08 от 20.07.2007 газ предназначен исключительно для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов, имеющих котельную, которую истец относит не к централизованному отоплению, а к индивидуальному, то при расчетах за использованный газ подлежат применению тарифы для населения.
По мнению истца, применяя тариф, установленный для промышленных потребителей, ответчик неправомерно получил в качестве излишней оплаты по договору поставки газа за сентябрь 2008 по декабрь 2010 года сумму 1 966 857,8 руб., являющуюся неосновательным обогащением ответчика, что и послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском, предметом которого является взыскание разницы между суммой, начисленной ответчиком и оплаченной истцом по тарифу для промышленных потребителей, и суммой, рассчитанной по тарифу для населения.
Материалами дела установлено, что по объему отобранного истцом газа разногласий между сторонами не имеется.
Свои исковые требования истец основывал на статье 1102 ГК РФ, пунктах 15, 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статьях 36, 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Далее - Закон о газоснабжения), законодательное и нормативно - правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 Закона о газоснабжении закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вышеуказанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-эксплуатационным организациям для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Данными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правомерно установлено, что ТСЖ "Нарвский массив" в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации является некоммерческой организацией, созданной в интересах членов товарищества для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в интересах собственников помещений.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 разъяснено, что при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК.
Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем, при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями заключенного договора поставки, используется истцом в качестве топлива для единой котельной, производящей тепловую энергию с целью отопления и горячего водоснабжения пяти жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Волгоград, ул. Нарвская, д. 2,4,6,8,10.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице ТСЖ, ЖСК у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
Кроме того, решением N 10-01-10-04/341 от 31.12.2010 Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, действия ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград" по применению цен на газ, реализуемый товариществам собственников жилья, исходя из регулируемой оптовой цены, признаны неправомерными, нарушающими действующее законодательство, в связи с чем, Общество привлечено к административной ответственности.
Правильность и обоснованность представленного истцом расчета излишне оплаченных денежных средств за природный газ для котельной вследствие неправильного применения тарифа на газ были опровергнуты ответчиком, представлен контррасчет, согласно которому, в связи с неверно указанными истцом данными о количестве потребленного газа в январе 2009 - апреле 2009, феврале 2010- марте 2010, июне 2010 - августе 2010, октябре 2010 - декабре 2010, сумма излишне оплаченных денежных средств составляет 1 966 745,32 руб.
Истец согласился с представленным контррасчетом ответчика, в связи с чем, в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил размер заявленных требований.
Проверив расчет, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал его верным, а иск подлежащим удовлетворению в сумме 1 966 745,32 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятое по делу решение законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения или отмены.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, не принимаются судом и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2012 года по делу N А12-17096/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Б.ШАЛКИН
В.Б.ШАЛКИН
Судьи
С.А.ЖАТКИНА
Ф.И.ТИМАЕВ
С.А.ЖАТКИНА
Ф.И.ТИМАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)