Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.11.2017 N Ф06-25072/2017 ПО ДЕЛУ N А55-25275/2016

Требование: О взыскании задолженности по договорам на предоставление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению и на предоставление коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик подавал показания приборов учета, которые не прошли очередную поверку, в связи с чем данные показания являются недействительными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N Ф06-25072/2017

Дело N А55-25275/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Арукаевой И.В., Тюриной Н.А.,
при участии представителей:
истца - Горбунова Г.А. (доверенность от 01.03.2017),
ответчика - Чкириной В.Р. (доверенность от 15.05.2017),
в отсутствие третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиТопСервис" и муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва N 4 "Шахматы" городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017 (судья Селиваткин П.В.) и Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-25275/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиТопСервис" (ОГРН 1126324005610, ИНН 6324029762) к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва N 4 "Шахматы" городского округа Тольятти (ОГРН 1036300999350, ИНН 6323069628) о взыскании денежных средств, с участием третьих лиц - администрации городского округа Тольятти, муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Тольятти "Библиотека Автограда",

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиТопСервис" (далее - истец, ООО "ТольяттиТопСервис") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений) к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва N 4 "Шахматы" городского округа Тольятти (далее - ответчик, МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы") о взыскании задолженности за период с 14.04.2015 по 31.03.2016 в сумме 2 951 612,16 руб. по договорам от 27.02.2015 N Р11-05/15, от 14.12.2015 N В1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-02/16 (на предоставление коммунальных услуг холодному водоснабжению и водоотведению), от 27.02.2015 N Р11-06/15, от 14.12.2015 N Т1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-01/16 (на предоставление коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде) по адресу ул. Революционная, д. 11.
До принятия судебного акта по существу заявленного спора, истец уточнил, что заявленная ко взысканию сумма складывается из требований об оплате задолженности за отопление, горячее водоснабжение и водоотведение.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Тольятти и муниципального бюджетного учреждения культуры городского округа Тольятти "Библиотека Автограда".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу N А55-25275/2016, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 701 459,71 руб., а также расходы истца по оплате госпошлины в размере 8973,32 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы задолженности за отопление помещения ответчика, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в этой части.
Полагает, что судами допущено нарушение в толковании и применении норм права. Считает, что истцом доказан факт отпуска тепловой энергии ответчику в заявленном объеме, а выполненный истцом расчет является верным.
Ответчик также обратился в суд кассационной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Администрация городского округа Тольятти представила отзыв на кассационные жалобы, в котором просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу ООО "ТольяттиТопСервис" и удовлетворить кассационную жалобу МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы".
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец, являясь управляющей организацией, оказывает услуги по содержанию и управлению жилищным фондом на территории г.о. Тольятти.
Начиная с 2012 года истец осуществляет обслуживание многоквартирного дома расположенного в г. Тольятти по адресу: ул. Революционная, д. 11. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом собственников помещений МКД по вышеуказанному адресу о выборе ООО "ТольяттиТопСервис" в качестве управляющей организации и не оспариваются сторонами.
Между ООО "ТольяттиТопСервис" и МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" заключены договоры от 27.02.2015 N Р11-05/15, от 14.12.2015 N В1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-02/16 на предоставление коммунальных услуг холодному водоснабжению и водоотведению, от 27.02.2015 N Р11-06/15, от 14.12.2015 N Т1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-01/16 на предоставление коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде. Помещения ответчика расположены в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Революционная, д. 11.
В соответствии с пунктами 5.1 вышеуказанных договоров учет количества потребленной коммунальной услуги осуществляется с использованием приборов учета, утвержденного типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Помещение, принадлежащее ответчику, на праве оперативного управления, оборудовано узлом учета тепловой энергии.
МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" письмом от 21.03.2016 N 112 информировало ООО "ТольяттиТопСервис" о том, что в марте 2016 года закончился срок поверки приборов учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, установленных в тепловом узле по адресу: ул. Революционная, д. 11, корпус 3.
Между тем, как следует из представленных МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" паспортов на вышеуказанные приборы учета, срок поверки приборов учета установленных в тепловом узле по адресу: ул. Революционная, д. 11, корпус 3, закончился 14.04.2015.
В связи с этим, по мнению истца, ответчик подавал показания находящихся в тепловом узле приборов учета, которые не прошли очередную поверку, а, следовательно, являются недействительными.
Письмом от 08.04.2016 N 156 МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" сообщило ООО "ТольяттиТопСервис" о проведении поверки приборов учета, просило принять приборы к коммерческому учету.
С учетом того, что МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" своевременно не уведомило ООО "ТольяттиТопСервис" об истечении срока поверки установленных в тепловом узле приборов учета, истцом сделан перерасчет, за предоставленные коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение) за период с 14.04.2015 по 30.04.2016.
ООО "ТольяттиТопСервис" в адрес ответчика письмом от 25.04.2016 N 79-04/16 передало расчеты по ресурсам за период с 14.04.2015 по 30.04.2016, счета на оплату, акты к договорам.
Однако ответчик оплату по вышеуказанным документам не произвел.
В дальнейшем в адрес ответчика направлена претензия от 29.06.2016 N 149-06/16 с требованием погасить имеющуюся задолженность.
Письмом от 25.07.2016 N 306 претензия оставлена без удовлетворения.
По мнению истца, в настоящее время за ответчиком числится задолженность за предоставленные коммунальные услуги за период с 14.04.2015 по 31.03.2016 в сумме 2 951 612,16 руб. по договорам от 27.02.2015 N Р11-05/15, от 14.12.2015 N В1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-02/16 на предоставление коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, от 27.02.2015 N Р11-06/15, от 14.12.2015 N Т1-11/15, от 14.01.2016 N Р11-01/16 на предоставление коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде в помещения ответчика, расположенные в многоквартирном жилом доме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как указали суды, в данном случае коммунальная услуга предоставлялась ответчику, помещения которого расположены в многоквартирном жилом доме, соответственно, к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно статье 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354) настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Между истцом и ответчиком возникли отношения по поставке коммунального ресурса в нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме.
Как правильно указано судами, эти отношения, в том числе по объему поставленного коммунального ресурса, регулируются нормами Постановления N 354, являющимися специальными по отношению к нормам, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", примененного истцом при расчетах.
Так, в соответствии с пунктом 36 Постановления N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
В силу пункта 80 Постановления N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В силу частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Порядок установки узлов учета тепловой энергии и их принятия в эксплуатацию, требования, предъявляемые к узлам учета, правильность их установки, а также порядок их принятия в эксплуатацию предусмотрены Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Пунктом 14 Правил N 1034 также предусмотрено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Прибор учета считается вышедшим из строя в том числе, в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (пункт 81.12 Постановления N 354).
Таким образом, вопреки доводам заявителя жалобы - ответчика по настоящему делу, судами сделан правильный вывод о том, что в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета ответчик не имел правовых оснований по исчислению объема оказанных коммунальных услуг по приборам учета.
Согласно пункту 81.13 Постановления N 354 потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
Однако в нарушение пункта 81.13 Постановления N 354 ответчик своевременно о факте истечения межповерочного интервала поверки приборов учета истцу не сообщил, продолжал предоставлять показания прибора учета, в связи с этим истец, полагаясь на добросовестность поведения ответчика, начислял плату по данным, предоставленным МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы".
Довод заявителя жалобы - МБУДО СДЮСШОР N 4 "Шахматы" о том, что прибор учета нельзя признать вышедшим из строя в связи с последующей его поверкой, противоречит положениям пункта 81.12 Постановления N 354.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды (пункт 40 Постановления N 354).
Согласно пункту 43 Постановления N 354 при отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных для отопления определяется в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
Как установлено судами, многоквартирный жилой дом, в котором расположены помещения ответчика, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.








































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)