Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Т Плюс" - Артеменко А.В. по доверенности от 08.05.2015,
от АТСЖ Ленинского района - Шельпяков А.В. по доверенности от 18.12.2015,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года по делу N А57-8156/2014, судья Д.Ю. Игнатьев,
по иску ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги "Балтия", бизнес-центр "Рига Ленд"
третьи лица: комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратов
администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", г. Саратов
о запрете ПАО "Т Плюс" осуществлять подачу горячего водоснабжения с параметрами качества не соответствующими требованиям закона, восстановлении теплоизоляции,
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс", муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" об обязании произвести установку от тепловой камеры N 509, от павильона N 504 обратных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А, 9А по ул. Антонова; N N 46, 48, 44/1 по пр. Строителей; N N 67А, 69, 71Б, 72, 72А, 74, 74А, 77, 78 по ул. Лебедева - Кумача; N N 13,15,17,19,21,23 по ул. Перспективная; N N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 78, 80, 88 по пр. Строителей и N N 4А, 4Б, 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14А, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжениям с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам.
Истец с учетом проведенных экспертиз в ходе рассмотрения спора неоднократно уточнял исковые требования. Согласно уточнению иска от 28.09.2015, дополненного в ходе заседания в устном порядке, истец просил суд:
- запретить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) подачу горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове без циркуляции в тепловых сетях, как в отопительный, так и в неотопительный период (в работе должны находиться подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период), с параметрами качества, не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- обязать публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) в течение 3-х месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей от тепловой камеры N 509 и павильона N 504 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции, что не противоречит положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года публичному акционерному обществу "Т Плюс" запрещена подача горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове без циркуляции в тепловых сетях в неотопительный период (в работе должны находиться подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период), с параметрами качества, не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Суд обязал публичное акционерное общество "Т Плюс" в течение 3-х месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей от тепловой камеры N 509 и павильона N 504 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
В остальной части иска отказано.
В иске к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 243 480 руб. В распределении остальной части понесенных истцом судебных расходов на оплату экспертизы отказано.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 8000 руб.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" взысканы денежные средства за проведенную судебную экспертизу в размере 97 392 руб.
С Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" взысканы денежные средства за проведенную судебную экспертизу в размере 62 608 руб.
Представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ассоциация ТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17 ноября 2003 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28 ноября 2005 года (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Ассоциация ТСЖ Ленинского района (далее - Ассоциация) - некоммерческая организация, созданная для содействия ее членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе: ТСЖ "Днепр 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
Спорные многоквартирные жилые дома получают от ПАО "Т Плюс" (ранее ОАО "Волжская ТГК") тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от тепловой камеры N 509, от павильона N 504.
Исполнитель коммунальных услуг (АТСЖ) неоднократно подвергалось гражданско-правовой ответственности, со стороны потребителей, на основании решений судов общей юрисдикции за предоставление некачественного теплоносителя. При этом, температура горячей воды не надлежащего качества подается в жилые дома в неотопительный период времени.
По мнению истца, в отопительный период в теплосети осуществляется циркуляция горячей воды. В неотопительный период подача горячей воды в теплосеть осуществляется по одному трубопроводу, без циркуляции.
Поскольку ответчик, по мнению истца, оказывает услуги по поставке горячего водоснабжения ненадлежащего качества, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава целями и задачами Ассоциации ТСЖ являются в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.3 Устава Ассоциация ТСЖ наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 года N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
При этом, как указывает Истец, температура горячей воды не надлежащего качества, как правило, подается в жилые дома в неотопительный период времени. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подача воды для горячего водоснабжения происходит по открытой схеме, с забором воды внутри домов в узлах ввода непосредственно из подающего или обратного трубопровода тепловой сети. В отопительный период в теплосети осуществляется циркуляция горячей воды. В неотопительный период подача горячей воды в теплосеть осуществляется по одному трубопроводу, без циркуляции.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся в управлении АТСЖ, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается ведомостями учета параметров теплоснабжения.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом были назначены судебная и дополнительная экспертизы, проведение которых было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз".
Результаты проведенных судебных экспертиз подтверждают наличие циркуляции горячего водоснабжения круглогодично в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
В целях обеспечения бесперебойным горячим водоснабжением спорных многоквартирных жилых домов необходимо обеспечить циркуляцию горячей воды в тепловых сетях (в работе должны находится подающий и обратный трубопроводы) в течение всего года, в том числе в неотопительный (теплый период); выполнить проектные и строительно-монтажные работы по восстановлению тепловой изоляции на участках, где изоляция отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Требования к ПАО "Т Плюс" истец основывает на заключенном 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) договоре безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (спорные внутриквартальные тепловые сети) - в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 3 к договору N 154 ОАО "Волжская ТГК" были переданы спорные тепловые сети.
В соответствии с пунктом 1.3 договора переданное имущество используется Ссудополучателем для обеспечения надежного теплоснабжения города Саратова, недопущения перебоев в теплоснабжении потребителей, контроля за теплопотреблением и оперативно-диспетчерского управления, для предоставления потребителям коммунальных услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что Ссудополучатель - ПАО "Т Плюс" (ранее ОАО "Волжская ТГК") не исполняет договорные обязательства по бесперебойному (круглогодичному) обеспечения потребителей горячим водоснабжением надлежащего качества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества, нести все необходимые расходы по содержанию имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года N 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, в соответствии с пунктом 3.17 которой все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 45 °C, расположенные в доступных местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 °C.
Пунктом 3.23 также установлено, что для трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов, оборудования и опор трубопроводов должна предусматриваться тепловая изоляция в соответствии с СНиП 41-03-2003 "Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов".
Как следует из экспертного заключения, в ответе на третий вопрос на внутриквартальных трубопроводах к спорным домам теплоизоляция трубопроводов отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии, что в свою очередь влияет на параметры качества горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Данные требования сформулированы в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.09 г. N 20, об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и возложении обязанностей на публичное акционерное общество "Т Плюс".
Полномочия АТСЖ Ленинского района на подачу такого рода исковых требований закреплены действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации (которыми являются ТСЖ) могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
АТСЖ Ленинского района является некоммерческой организацией (следовательно, не может преследовать основную цель от своей деятельности - извлечение прибыли), и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
Ссылка апеллянта на невозможность исполнения решения по причине того, что отсутствует и внутридомовая циркуляция, подлежит отклонению, поскольку в предмет иска по данному делу внутридомовая система горячего водоснабжения не входила.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 - внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом, следует отметить, что материалами дела установлено, что температура горячей воды ненадлежащего качества подается в жилые дома в неотопительный период времени. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подача воды для горячего водоснабжения происходит по открытой схеме, с забором воды внутри домов в узлах ввода непосредственно из подающего или обратного трубопровода тепловой сети.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем, жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Действия открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (публичного акционерного общества "Т Плюс"), связанные с прекращением обеспечения циркуляции горячей воды в тепловых сетях в неотопительный (летний) период, напрямую препятствует Ассоциации в надлежащем исполнении своих обязательств перед собственниками и нанимателями помещений спорных домов, в соответствии с жилищным законодательством и договорами управления.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года по делу N А57-8156/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.01.2016 N 12АП-12076/2015 ПО ДЕЛУ N А57-8156/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2016 г. по делу N А57-8156/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Т Плюс" - Артеменко А.В. по доверенности от 08.05.2015,
от АТСЖ Ленинского района - Шельпяков А.В. по доверенности от 18.12.2015,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года по делу N А57-8156/2014, судья Д.Ю. Игнатьев,
по иску ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, 26 км автодороги "Балтия", бизнес-центр "Рига Ленд"
третьи лица: комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов", г. Саратов
администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", г. Саратов
о запрете ПАО "Т Плюс" осуществлять подачу горячего водоснабжения с параметрами качества не соответствующими требованиям закона, восстановлении теплоизоляции,
установил:
Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Т Плюс", муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" об обязании произвести установку от тепловой камеры N 509, от павильона N 504 обратных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А, 9А по ул. Антонова; N N 46, 48, 44/1 по пр. Строителей; N N 67А, 69, 71Б, 72, 72А, 74, 74А, 77, 78 по ул. Лебедева - Кумача; N N 13,15,17,19,21,23 по ул. Перспективная; N N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 78, 80, 88 по пр. Строителей и N N 4А, 4Б, 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14А, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжениям с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам.
Истец с учетом проведенных экспертиз в ходе рассмотрения спора неоднократно уточнял исковые требования. Согласно уточнению иска от 28.09.2015, дополненного в ходе заседания в устном порядке, истец просил суд:
- запретить публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) подачу горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове без циркуляции в тепловых сетях, как в отопительный, так и в неотопительный период (в работе должны находиться подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период), с параметрами качества, не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
- обязать публичное акционерное общество "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350) в течение 3-х месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей от тепловой камеры N 509 и павильона N 504 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции, что не противоречит положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года публичному акционерному обществу "Т Плюс" запрещена подача горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове без циркуляции в тепловых сетях в неотопительный период (в работе должны находиться подающий и обратный трубопроводы в неотопительный период), с параметрами качества, не соответствующими требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Суд обязал публичное акционерное общество "Т Плюс" в течение 3-х месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, восстановить тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей от тепловой камеры N 509 и павильона N 504 до тепловых вводов многоквартирных жилых домов: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
В остальной части иска отказано.
В иске к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" отказано.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова взысканы судебные расходы, понесенные за проведение судебной экспертизы в размере 243 480 руб. В распределении остальной части понесенных истцом судебных расходов на оплату экспертизы отказано.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 8000 руб.
С публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" взысканы денежные средства за проведенную судебную экспертизу в размере 97 392 руб.
С Ассоциации ТСЖ Ленинского района г. Саратова в пользу ООО "Центр судебных экспертиз" взысканы денежные средства за проведенную судебную экспертизу в размере 62 608 руб.
Представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Ассоциация ТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17 ноября 2003 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией Устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28 ноября 2005 года (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Ассоциация ТСЖ Ленинского района (далее - Ассоциация) - некоммерческая организация, созданная для содействия ее членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе: ТСЖ "Днепр 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
Спорные многоквартирные жилые дома получают от ПАО "Т Плюс" (ранее ОАО "Волжская ТГК") тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от тепловой камеры N 509, от павильона N 504.
Исполнитель коммунальных услуг (АТСЖ) неоднократно подвергалось гражданско-правовой ответственности, со стороны потребителей, на основании решений судов общей юрисдикции за предоставление некачественного теплоносителя. При этом, температура горячей воды не надлежащего качества подается в жилые дома в неотопительный период времени.
По мнению истца, в отопительный период в теплосети осуществляется циркуляция горячей воды. В неотопительный период подача горячей воды в теплосеть осуществляется по одному трубопроводу, без циркуляции.
Поскольку ответчик, по мнению истца, оказывает услуги по поставке горячего водоснабжения ненадлежащего качества, истец обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава целями и задачами Ассоциации ТСЖ являются в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В связи с чем, в соответствии с пунктом 3.3 Устава Ассоциация ТСЖ наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В соответствии со статьей 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанности закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В Приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20.
Пунктом 150 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качеств, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кроме того, 30 марта 1999 года был принят Федеральный закон N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно преамбулы которого он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьями 3, 19, 39 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2 статьи 19).
Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, которым утвержден СанПиН 2.1.4.2496-09 зарегистрировано в Минюсте РФ 05 мая 2009 года под регистрационным N 13891 и его текст опубликован в "Российской газете" от 22 мая 2009 года N 92.
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Указанная обязанность корреспондируется с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которого исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами.
При этом, как указывает Истец, температура горячей воды не надлежащего качества, как правило, подается в жилые дома в неотопительный период времени. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подача воды для горячего водоснабжения происходит по открытой схеме, с забором воды внутри домов в узлах ввода непосредственно из подающего или обратного трубопровода тепловой сети. В отопительный период в теплосети осуществляется циркуляция горячей воды. В неотопительный период подача горячей воды в теплосеть осуществляется по одному трубопроводу, без циркуляции.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения в жилые дома, находящиеся в управлении АТСЖ, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается ведомостями учета параметров теплоснабжения.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом были назначены судебная и дополнительная экспертизы, проведение которых было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Центр судебных экспертиз".
Результаты проведенных судебных экспертиз подтверждают наличие циркуляции горячего водоснабжения круглогодично в многоквартирные жилые дома: N N 4, 5, 8, 8А, 10 по 3-му пр. Строителей; N N 1А, 3, 3А, 7А по ул. Антонова; N N 46, 44/1 по проспекту Строителей N N 72, 72А по ул. Лебедева-Кумача; N N 19, 23 по ул. Перспективная; N 7, 7А по ул. Электронная; N N 70Б, 72, 74, 76А, 88 по пр. Строителей и N N 6, 6А, 6Б, 12, 14, 14Б по ул. Тархова в г. Саратове.
В целях обеспечения бесперебойным горячим водоснабжением спорных многоквартирных жилых домов необходимо обеспечить циркуляцию горячей воды в тепловых сетях (в работе должны находится подающий и обратный трубопроводы) в течение всего года, в том числе в неотопительный (теплый период); выполнить проектные и строительно-монтажные работы по восстановлению тепловой изоляции на участках, где изоляция отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
Требования к ПАО "Т Плюс" истец основывает на заключенном 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) договоре безвозмездного пользования муниципальным имуществом N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (спорные внутриквартальные тепловые сети) - в безвозмездное пользование в соответствии с решением Саратовской городской думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложению N 3 к договору N 154 ОАО "Волжская ТГК" были переданы спорные тепловые сети.
В соответствии с пунктом 1.3 договора переданное имущество используется Ссудополучателем для обеспечения надежного теплоснабжения города Саратова, недопущения перебоев в теплоснабжении потребителей, контроля за теплопотреблением и оперативно-диспетчерского управления, для предоставления потребителям коммунальных услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что Ссудополучатель - ПАО "Т Плюс" (ранее ОАО "Волжская ТГК") не исполняет договорные обязательства по бесперебойному (круглогодичному) обеспечения потребителей горячим водоснабжением надлежащего качества.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 154 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества, нести все необходимые расходы по содержанию имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 года N 285 утверждена Типовая инструкция по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, в соответствии с пунктом 3.17 которой все элементы трубопроводов с температурой наружной поверхности стенки выше 45 °C, расположенные в доступных местах, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 °C.
Пунктом 3.23 также установлено, что для трубопроводов тепловых сетей, арматуры, фланцевых соединений, компенсаторов, оборудования и опор трубопроводов должна предусматриваться тепловая изоляция в соответствии с СНиП 41-03-2003 "Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов".
Как следует из экспертного заключения, в ответе на третий вопрос на внутриквартальных трубопроводах к спорным домам теплоизоляция трубопроводов отсутствует или находится в неудовлетворительном состоянии, что в свою очередь влияет на параметры качества горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Данные требования сформулированы в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.09 г. N 20, об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований и возложении обязанностей на публичное акционерное общество "Т Плюс".
Полномочия АТСЖ Ленинского района на подачу такого рода исковых требований закреплены действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации (которыми являются ТСЖ) могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
АТСЖ Ленинского района является некоммерческой организацией (следовательно, не может преследовать основную цель от своей деятельности - извлечение прибыли), и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления в судах интересов собственников помещений не требуется.
Ссылка апеллянта на невозможность исполнения решения по причине того, что отсутствует и внутридомовая циркуляция, подлежит отклонению, поскольку в предмет иска по данному делу внутридомовая система горячего водоснабжения не входила.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 - внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения общедомового прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом, следует отметить, что материалами дела установлено, что температура горячей воды ненадлежащего качества подается в жилые дома в неотопительный период времени. Данное обстоятельство обусловлено тем, что подача воды для горячего водоснабжения происходит по открытой схеме, с забором воды внутри домов в узлах ввода непосредственно из подающего или обратного трубопровода тепловой сети.
При отсутствии циркуляции происходит остывание горячей воды в сетях, в связи с чем, жители спорных многоквартирных домов получают горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
Действия открытого акционерного общества "Волжская ТГК" (публичного акционерного общества "Т Плюс"), связанные с прекращением обеспечения циркуляции горячей воды в тепловых сетях в неотопительный (летний) период, напрямую препятствует Ассоциации в надлежащем исполнении своих обязательств перед собственниками и нанимателями помещений спорных домов, в соответствии с жилищным законодательством и договорами управления.
Судебные расходы распределены между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных исковых требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки доказательств и установленных по делу обстоятельств.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года по делу N А57-8156/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.А.КЛОЧКОВА
Н.А.КЛОЧКОВА
Судьи
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
В.А.КАМЕРИЛОВА
О.В.ЛЫТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)