Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган местного самоуправления признал утратившим силу постановление об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016
постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Рубан", г. Тула, ОГРН 1047100576270 не явились
от заинтересованного лица - Администрации г. Тулы, г. Тула, ОГРН 1037101133552 не явились
от третьих лиц - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, г. Тула не явились
ТСЖ "Единство", г. Тула Лобода В.Н. - дов. от 01.06.2016, Мещеряков В.И. - дов. от 01.06.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-6614/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рубан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) от 15.04.2015 N 1985 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Тулы от 29.11.2013 N 4036".
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) и товарищество собственников жилья "Единство" (далее - ТСЖ "Единство").
Решением суда от 09.11.2015 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.02.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено администрацией в пределах предоставленных ей законом полномочий, права и законные интересы общества этим постановлением не затронуты.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но представители общества, администрации и министерства в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ТСЖ "Единство" согласились с доводами администрации, просили принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей ТСЖ "Единство", суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 04.05.2007 N 1561 было предписано предварительно согласовать обществу место размещения здания административно-торгового назначения, утвердить акт о выборе земельного участка площадью 10890 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по просп. Ленина (согласно прилагаемой схеме), и проект его границ (т. 1, л.д. 92).
Постановлением администрации от 24.10.2007 N 3823 предписано предоставить обществу в аренду на три года сформированный земельный участок площадью 10890 кв. м, кадастровый номер 71:30:02 03 02:0125, расположенный по пр. Ленина в г. Тула, для строительства здания административно-торгового назначения (т. 1, л.д. 103).
На основании постановления администрации от 24.10.2007 N 3823 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 04.12.2007 N 07В1713 на вышеуказанный земельный участок на срок 3 года (т. 1, л.д. 138).
Договор прошел государственную регистрацию 26.12.2007.
23 декабря 2010 г. Управление градостроительства и архитектуры администрации (далее - управление) выдало обществу разрешение N RU71326000-074/10 на ввод в эксплуатацию построенной первой очереди здания административно-торгового назначения, расположенного по пр. Ленина, 122.
22 апреля 2011 г. управление выдало обществу разрешение N RU71326000-013/11 на ввод в эксплуатацию построенной второй очереди здания административно-торгового назначения.
8 августа 2013 г. управление выдало обществу разрешение N RU71326000-061-13 на ввод в эксплуатацию построенной третьей очереди здания административно-торгового назначения.
Право собственности общества на введенные в эксплуатацию три очереди здания зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) - т. 1, л.д. 24 - 26.
На основании документов о праве собственности общества на перечисленные объекты недвижимости постановлением администрации от 29.11.2013 N 4036 утверждена согласованная управлением схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, проспект Ленина, дом 122, дом 120, корпус 1, категория земель: земли населенных пунктов; код @ 64192/12.11.2013, площадь 9 187 кв. м; код @ 64193/12.11.2013, площадь 355 кв. м; общая площадь многоконтурного земельного участка составляет 9 542 кв. м, вид разрешенного использования - под административно-торговые здания (т. 1, л.д. 62).
Из пояснительной записки к указанной схеме следует, что образованный земельный участок сформирован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 71:30:020302:125 и земель государственной или муниципальной собственности (т. 1, л.д. 32 - 35).
Сформированный земельный участок площадью 9 542 кв. м поставлен на кадастровый учет 25.12.2013 с кадастровым номером 71:30:020302:4716.
На основании распоряжения министерства от 17.01.2014 N 34 на указанный земельный участок между министерством (продавец) и обществом (покупатель) 29.01.2014 заключен договор купли-продажи.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за обществом в ЕГРП 28.02.2014.
Постановлением администрации от 15.04.2015 N 1985 признано утратившим силу вышеуказанное постановление администрации от 29.11.2013 N 4036.
Полагая, что постановление администрации от 15.04.2015 N 1985 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решения или совершали оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 названного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Отмена ранее вынесенного ненормативного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
В постановлении администрации от 15.04.2015 N 1985 не указано, по каким причинам признано утратившим силу постановление от 29.11.2013 N 4036.
Довод администрации о том, что она вправе в порядке самоконтроля отменить любой ранее принятый правовой акт заслуживает внимания при условии, если в постановлении об отмене ранее принятого постановления будет указано, какому нормативному акту не соответствует ранее принятое постановление.
Несостоятелен и довод администрации о том, что отменой постановления администрации от 29.11.2013 N 4036 не нарушаются права и законные интересы общества.
Данный довод был предметом исследования судов, ему дана надлежащая правовая оценка.
Постановление от 29.11.2013 N 4036 об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории явилось основанием для постановки земельного участка площадью 9542 кв. м на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:020302:4716 и последующей передачи этого участка в собственность общества.
Поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что постановление администрации от 15.04.2015 N 1985, которым признано утратившим силу постановление от 29.11.2013 N 4036, в итоге направлено на прекращение права собственности общества на спорный земельный участок, а, значит, данным постановлением нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву удовлетворил требование общества и признал незаконным оспариваемое постановление администрации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу N А68-6614/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2016 N Ф10-1557/2016 ПО ДЕЛУ N А68-6614/2015
Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления.Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган местного самоуправления признал утратившим силу постановление об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2016 г. N Ф10-1557/2016
Дело N А68-6614/2015
резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2016
постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Рубан", г. Тула, ОГРН 1047100576270 не явились
от заинтересованного лица - Администрации г. Тулы, г. Тула, ОГРН 1037101133552 не явились
от третьих лиц - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, г. Тула не явились
ТСЖ "Единство", г. Тула Лобода В.Н. - дов. от 01.06.2016, Мещеряков В.И. - дов. от 01.06.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-6614/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рубан" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования город Тула (далее - администрация) от 15.04.2015 N 1985 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Тулы от 29.11.2013 N 4036".
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - министерство) и товарищество собственников жилья "Единство" (далее - ТСЖ "Единство").
Решением суда от 09.11.2015 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 10.02.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление вынесено администрацией в пределах предоставленных ей законом полномочий, права и законные интересы общества этим постановлением не затронуты.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но представители общества, администрации и министерства в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ТСЖ "Единство" согласились с доводами администрации, просили принятые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей ТСЖ "Единство", суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, постановлением администрации от 04.05.2007 N 1561 было предписано предварительно согласовать обществу место размещения здания административно-торгового назначения, утвердить акт о выборе земельного участка площадью 10890 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) по просп. Ленина (согласно прилагаемой схеме), и проект его границ (т. 1, л.д. 92).
Постановлением администрации от 24.10.2007 N 3823 предписано предоставить обществу в аренду на три года сформированный земельный участок площадью 10890 кв. м, кадастровый номер 71:30:02 03 02:0125, расположенный по пр. Ленина в г. Тула, для строительства здания административно-торгового назначения (т. 1, л.д. 103).
На основании постановления администрации от 24.10.2007 N 3823 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 04.12.2007 N 07В1713 на вышеуказанный земельный участок на срок 3 года (т. 1, л.д. 138).
Договор прошел государственную регистрацию 26.12.2007.
23 декабря 2010 г. Управление градостроительства и архитектуры администрации (далее - управление) выдало обществу разрешение N RU71326000-074/10 на ввод в эксплуатацию построенной первой очереди здания административно-торгового назначения, расположенного по пр. Ленина, 122.
22 апреля 2011 г. управление выдало обществу разрешение N RU71326000-013/11 на ввод в эксплуатацию построенной второй очереди здания административно-торгового назначения.
8 августа 2013 г. управление выдало обществу разрешение N RU71326000-061-13 на ввод в эксплуатацию построенной третьей очереди здания административно-торгового назначения.
Право собственности общества на введенные в эксплуатацию три очереди здания зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) - т. 1, л.д. 24 - 26.
На основании документов о праве собственности общества на перечисленные объекты недвижимости постановлением администрации от 29.11.2013 N 4036 утверждена согласованная управлением схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, по адресу: г. Тула, Привокзальный район, проспект Ленина, дом 122, дом 120, корпус 1, категория земель: земли населенных пунктов; код @ 64192/12.11.2013, площадь 9 187 кв. м; код @ 64193/12.11.2013, площадь 355 кв. м; общая площадь многоконтурного земельного участка составляет 9 542 кв. м, вид разрешенного использования - под административно-торговые здания (т. 1, л.д. 62).
Из пояснительной записки к указанной схеме следует, что образованный земельный участок сформирован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 71:30:020302:125 и земель государственной или муниципальной собственности (т. 1, л.д. 32 - 35).
Сформированный земельный участок площадью 9 542 кв. м поставлен на кадастровый учет 25.12.2013 с кадастровым номером 71:30:020302:4716.
На основании распоряжения министерства от 17.01.2014 N 34 на указанный земельный участок между министерством (продавец) и обществом (покупатель) 29.01.2014 заключен договор купли-продажи.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за обществом в ЕГРП 28.02.2014.
Постановлением администрации от 15.04.2015 N 1985 признано утратившим силу вышеуказанное постановление администрации от 29.11.2013 N 4036.
Полагая, что постановление администрации от 15.04.2015 N 1985 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решения или совершали оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1, части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 названного Закона муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Отмена ранее вынесенного ненормативного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
В постановлении администрации от 15.04.2015 N 1985 не указано, по каким причинам признано утратившим силу постановление от 29.11.2013 N 4036.
Довод администрации о том, что она вправе в порядке самоконтроля отменить любой ранее принятый правовой акт заслуживает внимания при условии, если в постановлении об отмене ранее принятого постановления будет указано, какому нормативному акту не соответствует ранее принятое постановление.
Несостоятелен и довод администрации о том, что отменой постановления администрации от 29.11.2013 N 4036 не нарушаются права и законные интересы общества.
Данный довод был предметом исследования судов, ему дана надлежащая правовая оценка.
Постановление от 29.11.2013 N 4036 об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровой карте (плане) территории явилось основанием для постановки земельного участка площадью 9542 кв. м на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:020302:4716 и последующей передачи этого участка в собственность общества.
Поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что постановление администрации от 15.04.2015 N 1985, которым признано утратившим силу постановление от 29.11.2013 N 4036, в итоге направлено на прекращение права собственности общества на спорный земельный участок, а, значит, данным постановлением нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву удовлетворил требование общества и признал незаконным оспариваемое постановление администрации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 09.11.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2016 по делу N А68-6614/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)