Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" (ИНН: 5043023153, ОГРН: 1035008754813): Булакова А.А., представителя (доверенность от 01.07.2016); Балахчи А.Л., представителя (доверенность от 03.11.2015),
от ответчика - Муниципального унитарного предприятия города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" (ИНН: 5043014617, ОГРН: 1025005599167): Артюх Ю.А., представителя (доверенность от 20.05.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года по делу N А41-102715/15, принятое судьей Гарькушовой Г.А. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" к Муниципальному унитарному предприятию города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" (далее - ООО "Занарье-ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" (далее - МУП "Серпуховская теплосеть") о взыскании 16 168 122 руб. 72 коп. переплаты за тепловую энергию, отпущенную в период с января 2015 года по февраль 2015 года по договору теплоснабжения N 6-УК от 30 декабря 2011 года (том 1, л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения (том 5, л.д. 19-20). При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия факта переплаты в заявленном размере.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Занарье-ЖКХ" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (том 5, л.д. 22-23).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения ответчика на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из материалов дела, предметом договора теплоснабжения N 6-УК, заключенного 30 декабря 2011 года между МУП "Серпуховская теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ООО "Занарье-ЖКХ" (абонент) с протоколом урегулирования разногласий, является подача теплоснабжающей организацией и прием абонентом коммунальных ресурсов на объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг в объектах теплоснабжения (пункт 1.1 договора) (том 1, л.д. 86-131).
В соответствии с пунктом 1.2 договора перечень объектов теплоснабжения, виды приобретаемых коммунальных ресурсов по каждому объекту теплоснабжения указаны в Приложении N 1 к договору.
Во исполнение договора в период с января 2015 года по февраль 2015 года МУП "Серпуховская теплосеть" поставило на объекты истца тепловую энергию.
По утверждению истца, ответчиком неверно произведен расчет стоимости тепловой энергии, что привело к незаконному увеличению платы за коммунальные услуги в спорный период, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта переплаты истцом за тепловую энергию, поставленную ответчиком в спорный период.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение, которое приводит к возникновению отдельной разновидности внедоговорного обязательства, регулируемого нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества.
По смыслу указанной нормы права, истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имеет место сбережение денежных средств без должного правового обоснования.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354). Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 установлено, что Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 Постановления.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг (в редакции постановления Правительства РФ 28 марта 2012 г. N 258), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, применение Правил N 354 возможно только после утверждения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области нормативов, рассчитанных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг (в редакции постановления Правительства РФ 28 марта 2012 г. N 258) из расчета на 7 месяцев отопительного периода.
27 августа 2012 г. Правительством РФ издано постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", подпункт "б" пункта 1 которых разрешает органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Пунктом 1 Распоряжения Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 13 сентября 2012 г. N 33 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории Московской области" предписано применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги", действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 (Применение Правил 354) данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
С выходом Постановления Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утратил силу. Но этим же постановлением N 795 в постановление N 857 введен пункт 1(1), который дает право Органам государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления (равномерная оплата в течение года за отопление по домам, не оборудованным ОДПУ при применении Правил N 354), в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 9 декабря 2014 г. N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления для Московской области" утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а пункт 2.3 указанного распоряжения устанавливает, что до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.
Распоряжением N 170-рв от 22 декабря 2014 г. Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления на территории муниципального образования город Серпухов Московской области" для Серпухова утверждены нормативы потребления, в том числе на отопление. Пункт 2 Распоряжения устанавливает, что нормативы потребления коммунальных услуг вводятся в действие с 01.01.2015.
Таким образом, с выходом Распоряжения Министерства ЖКХ МО N 170-рв от 22 декабря 2014 г. нормативы, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 г., с 01.01.2015 г. применению не подлежат.
Установление в Распоряжении Министерства ЖКХ МО N 170-рв нормативов на отопление как из расчета в отопительный период (1/7 годового потребления), так и из расчета равномерной оплаты в течение календарного года (1/12 годового потребления), соответствует принятию субъектом Российской Федерации решения о применении в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии многоквартирном доме, равномерно за все расчетные месяцы календарного года, что предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительством РФ от 27 августа 2012 г. N 857 в рамках применения Правил N 354.
МУП "Серпуховская теплосеть" произвело корректировку за тепловую энергию на отопление в спорный период.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв. метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. То есть ежемесячно оплате подлежит 8,33% потребляемой за год тепловой энергии.
Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.
Если прибор учета тепловой энергии на отопление введен в межотопительный период, управляющая компания, в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна оплатить фактически принятое количество тепловой энергии.
Исполнитель может проводить корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением - один раз в год. Ни прежняя, ни новая редакции Правил N 307 не устанавливали конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку). Она могла производиться один раз в год как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года).
Ответчиком был произведен перерасчет стоимости, в соответствии с которым объем потребленной тепловой энергии до установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета за период с января по апрель 2015 года, исходя из площади помещений многоквартирного дома и установленных нормативов, что отражено в корректировочных ведомостях.
Способ расчета за переданные коммунальные услуги, примененный ответчиком, соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты истцом за оказанные услуги по поставке тепловой энергии, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Занарье-ЖКХ" о взыскании с МУП "Серпуховская теплосеть" неосновательного обогащения.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года по делу N А41-102715/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
С.В.МАЛЬЦЕВ
Судьи
Э.С.МИРИШОВ
С.К.ХАНАШЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2016 N 10АП-8538/2016 ПО ДЕЛУ N А41-102715/15
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А41-102715/15
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2016 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцева С.В.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Зачиняевой Е.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" (ИНН: 5043023153, ОГРН: 1035008754813): Булакова А.А., представителя (доверенность от 01.07.2016); Балахчи А.Л., представителя (доверенность от 03.11.2015),
от ответчика - Муниципального унитарного предприятия города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" (ИНН: 5043014617, ОГРН: 1025005599167): Артюх Ю.А., представителя (доверенность от 20.05.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года по делу N А41-102715/15, принятое судьей Гарькушовой Г.А. по иску Общества с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" к Муниципальному унитарному предприятию города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" о взыскании,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Занарье-ЖКХ" (далее - ООО "Занарье-ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию города Серпухова Московской области "Серпуховская теплосеть" (далее - МУП "Серпуховская теплосеть") о взыскании 16 168 122 руб. 72 коп. переплаты за тепловую энергию, отпущенную в период с января 2015 года по февраль 2015 года по договору теплоснабжения N 6-УК от 30 декабря 2011 года (том 1, л.д. 3-4).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения (том 5, л.д. 19-20). При этом суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия факта переплаты в заявленном размере.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Занарье-ЖКХ" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (том 5, л.д. 22-23).
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Московской области, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав мнение представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения ответчика на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из материалов дела, предметом договора теплоснабжения N 6-УК, заключенного 30 декабря 2011 года между МУП "Серпуховская теплосеть" (теплоснабжающая организация) и ООО "Занарье-ЖКХ" (абонент) с протоколом урегулирования разногласий, является подача теплоснабжающей организацией и прием абонентом коммунальных ресурсов на объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг в объектах теплоснабжения (пункт 1.1 договора) (том 1, л.д. 86-131).
В соответствии с пунктом 1.2 договора перечень объектов теплоснабжения, виды приобретаемых коммунальных ресурсов по каждому объекту теплоснабжения указаны в Приложении N 1 к договору.
Во исполнение договора в период с января 2015 года по февраль 2015 года МУП "Серпуховская теплосеть" поставило на объекты истца тепловую энергию.
По утверждению истца, ответчиком неверно произведен расчет стоимости тепловой энергии, что привело к незаконному увеличению платы за коммунальные услуги в спорный период, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта переплаты истцом за тепловую энергию, поставленную ответчиком в спорный период.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является неосновательное обогащение, которое приводит к возникновению отдельной разновидности внедоговорного обязательства, регулируемого нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества.
По смыслу указанной нормы права, истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имеет место сбережение денежных средств без должного правового обоснования.
Как установлено частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354). Подпунктом "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 установлено, что Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта "б" пункта 4 Постановления.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов коммунальных услуг (в редакции постановления Правительства РФ 28 марта 2012 г. N 258), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, применение Правил N 354 возможно только после утверждения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области нормативов, рассчитанных в соответствии с Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг (в редакции постановления Правительства РФ 28 марта 2012 г. N 258) из расчета на 7 месяцев отопительного периода.
27 августа 2012 г. Правительством РФ издано постановление N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", подпункт "б" пункта 1 которых разрешает органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Пунктом 1 Распоряжения Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 13 сентября 2012 г. N 33 "О применении порядка расчета размера платы за коммунальные услуги на территории Московской области" предписано применять порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги", действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 июля 2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 (Применение Правил 354) данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
С выходом Постановления Правительства РФ от 10.09.2013 N 795 подпункт "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 27.08.2012 г. N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утратил силу. Но этим же постановлением N 795 в постановление N 857 введен пункт 1(1), который дает право Органам государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления (равномерная оплата в течение года за отопление по домам, не оборудованным ОДПУ при применении Правил N 354), в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 9 декабря 2014 г. N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления для Московской области" утверждаются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а пункт 2.3 указанного распоряжения устанавливает, что до введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях применяются действующие в муниципальных образованиях Московской области нормативы потребления коммунальных услуг.
Распоряжением N 170-рв от 22 декабря 2014 г. Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и отопления на территории муниципального образования город Серпухов Московской области" для Серпухова утверждены нормативы потребления, в том числе на отопление. Пункт 2 Распоряжения устанавливает, что нормативы потребления коммунальных услуг вводятся в действие с 01.01.2015.
Таким образом, с выходом Распоряжения Министерства ЖКХ МО N 170-рв от 22 декабря 2014 г. нормативы, действовавшие по состоянию на 30.06.2012 г., с 01.01.2015 г. применению не подлежат.
Установление в Распоряжении Министерства ЖКХ МО N 170-рв нормативов на отопление как из расчета в отопительный период (1/7 годового потребления), так и из расчета равномерной оплаты в течение календарного года (1/12 годового потребления), соответствует принятию субъектом Российской Федерации решения о применении в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии многоквартирном доме, равномерно за все расчетные месяцы календарного года, что предусмотрено подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительством РФ от 27 августа 2012 г. N 857 в рамках применения Правил N 354.
МУП "Серпуховская теплосеть" произвело корректировку за тепловую энергию на отопление в спорный период.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на 1 кв. метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. То есть ежемесячно оплате подлежит 8,33% потребляемой за год тепловой энергии.
Право потребителя вносить плату за тепловую энергию в размере 1/12 вытекает из формулы 1, установленной подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам, так как входящий в состав формулы норматив (независимо от метода его определения) рассчитывается как 1/12 от годового нормативного потребления. Таким образом, нормативное расчетное потребление в месяц не соответствует фактическому потреблению данной услуги за тот же период.
Если прибор учета тепловой энергии на отопление введен в межотопительный период, управляющая компания, в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, должна оплатить фактически принятое количество тепловой энергии.
Исполнитель может проводить корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением - один раз в год. Ни прежняя, ни новая редакции Правил N 307 не устанавливали конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку). Она могла производиться один раз в год как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года).
Ответчиком был произведен перерасчет стоимости, в соответствии с которым объем потребленной тепловой энергии до установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета за период с января по апрель 2015 года, исходя из площади помещений многоквартирного дома и установленных нормативов, что отражено в корректировочных ведомостях.
Способ расчета за переданные коммунальные услуги, примененный ответчиком, соответствует действующему законодательству, регулирующему отношения сторон (статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт переплаты истцом за оказанные услуги по поставке тепловой энергии, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Занарье-ЖКХ" о взыскании с МУП "Серпуховская теплосеть" неосновательного обогащения.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам и не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2016 года по делу N А41-102715/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
С.В.МАЛЬЦЕВ
Судьи
Э.С.МИРИШОВ
С.К.ХАНАШЕВИЧ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)