Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2017 N 18АП-11175/2017 ПО ДЕЛУ N А76-3/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2017 г. N 18АП-11175/2017

Дело N А76-3/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Перспектива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2017 по делу N А76-3/2017 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Аббасова Г.С. (доверенность от 03.04.2017, паспорт).

Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Каслинского городского поселения (далее - заинтересованное лицо, Администрация) от 25.10.2016 N 304 "Об определении организации осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных централизованных сетей горячего водоснабжения на территории Каслинского городского поселения".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" Каслинского городского поселения" (далее - МУП "Водоканал") и открытое акционерное общество "Каслинское районное управление инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства" (далее - ОАО "КРУИИКХ").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2017 (резолютивная часть решения объявлена 19.07.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Перспектива" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Перспектива" считает, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о признании либо присвоении Администрацией спорным тепловым сетям статуса бесхозяйственного имущества. Администрацией не представлены доказательства факта выявления, принятия на учет бесхозяйственных тепловых сетей, являющихся предметом оспариваемого постановления.
Также податель жалобы не согласен с выводом арбитражного суда, что общество вырабатывает и поставляет тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов и социальных объектов в отсутствие надлежащего доказательств эксплуатации заявителем спорных сетей, в дело не представлена схема теплоснабжения.
По мнению заявителя, выводы суда первой инстанции о поставке горячей воды ООО "Перспектива" в многоквартирные дома также является безосновательным.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции МУП "Водоканал" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо и третьи лица не явились. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на сайте http://sinergia74.ru/ указано, что ООО "Перспектива" осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение электроэнергии; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); поставка (продажа) электрической энергии и мощности, пара и горячей воды тепловой энергии).
Согласно сведениям о юридическом лице и видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) ООО "Перспектива" выполняет:
- 35.30 Производство, передача и распределение пара и горячей воды;
- 35.30.4 Обеспечение работоспособности котельных;
- 35.30.5 Обеспечение работоспособности тепловых сетей.
Согласно постановлению Администрации от 27.05.2013 N 96 "О введении в действие нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей Каслинского городского поселения" утвержден тариф на горячее водоснабжение жилых домов со всеми удобствами, централизованным ГВС (т. 1 л.д. 43-44). Все сети централизованных систем горячего водоснабжения и теплоснабжения обслуживала одна организация ОАО "КРУИИКХ".
04.12.2015 постановлением Администрации N 260 ООО "Перспектива" признана единой теплоснабжающей организацией на территории Каслинского городского поселения (т. 1, л.д. 100). ОАО "КРУИИКХ" прекратило деятельность по выработке и поставке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения потребителям, специально обученный персонал в указанной организации отсутствует (т. 1, л.д. 101-109).
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.11.2015 N 55/131 установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2016-2018 годов для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "Перспектива" потребителям Каслинского городского поселения.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.06.2016 N 28/1 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду, поставляемые ООО "Перспектива" населению Каслинского городского поселения Каслинского муниципального района, тариф - вода в Гкал (то есть нагретая).
Арбитражным судом установлено, что в типовом договоре ресурсоснабжения, на сайте http://sinergia74.ru/, ООО Перспектива" именуется "Ресурсоснабжающей организацией" (далее - РСО). По настоящему договору РСО обязуется поставлять потребителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения коммунальный ресурс (тепловую энергию) надлежащего качества до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно- технического обеспечения. РСО обязана поставлять потребителю через централизованные сети инженерно-технического обеспечения тепловую энергию для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями, установленными Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и действующим законодательством Российской Федерации, до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 47-49).
Оборудование, которое используется для приготовления горячей воды централизованным способом, передано ООО "Перспектива" по договору аренды и по договору безвозмездного пользования от 01.06.2016 вместе со зданием теплового пункта (т. 1, л.д. 128-147).
25.10.2016 Администрацией издано постановление N 304 "Об определении организации осуществляющей эксплуатацию бесхозяйных централизованных сетей горячего водоснабжения на территории Каслинского городского поселения" (далее - Постановление N 304, т. 1 л.д. 15).
В соответствии с указанным Постановлением N 304 с целью организации надежного горячего водоснабжения населения Каслинского городского поселения на основании пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Каслинского городского поселения ООО "Перспектива" определено организацией, эксплуатирующей объекты бесхозяйных централизованных систем горячего водоснабжения, согласно приложению к настоящему постановлению, сети которой непосредственно присоединены к указанным объектам, до признания на такие объекты права муниципальной собственности муниципального образования "Каслинское городское поселение" (пункт 1 постановления).
Пунктом 2 данного постановления Администрация обязана осуществить передачу указанных объектов бесхозяйных централизованных систем горячего Водоснабжения ООО "Перспектива" и представить передаточный акт.
Пунктом 3 указанного постановления ООО "Перспектива":
1) расходы на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, учесть при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
2) обеспечить водоснабжение с использованием бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом N 1531 от 02.12.1016 общество обращалось к Администрации с просьбой об отмене Постановления N 304, указывая, что ООО "Перспектива" не имеет сетей водоснабжения во владении и не осуществляет эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения; не является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение; уставом общества не предусмотрена деятельность по транспортировке горячей воды; общество не имеет лицензии на осуществление вида деятельности, связанной с осуществлением горячего водоснабжения (т. 1, л.д. 9).
Не согласившись с постановлением администрации от 25.10.2016 N 304, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, указывая, что оно нарушает права и законные интересы, так как наложенная обязанность по эксплуатации, указанных сетей горячего водоснабжения предполагает финансовые затраты, которые заявитель не сможет возместить, а соответственно возникнут убытки.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесено к вопросам местного значения поселения.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Для целей Федерального закона N 416-ФЗ под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона N 190-ФЗ, тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 этого же Закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, как обосновано отмечено судом первой инстанции, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
Значимыми обстоятельствами для определения теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей являются статус тепловых сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями тепловых сетей выбранной теплосетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, в которую входят указанные тепловые сети).
Как установлено судом первой инстанции, спорные бесхозные сети, по которым осуществляется подвод горячего водоснабжения к многоквартирным домам и социальным объектам, непосредственно присоединены к оборудованию теплового пункта, находящегося во владении и пользовании ООО "Перспектива".
Таким образом, ООО "Перспектива" является специализированной организацией по выработке и поставке тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения потребителям Каслинского городского поселения. В силу своей специализации ООО "Перспектива" имеет специально обученный персонал, оборудование, приспособления и инструмент для эксплуатации объектов централизованных систем горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как установлено судом первой инстанции, передаваемые ООО "Перспектива" тепловые сети, указанные в приложении N 1-0 к оспариваемому постановлению Администрации от 25.10.2016 N 304, не числятся в реестре муниципального имущества Каслинского городского поселения, в реестре государственного имущества Челябинской области и в реестре федерального имущества, а также в отношении принадлежности этого имущества отсутствуют сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сведений о принадлежности этих тепловых сетей кому-либо в материалах дела не имеется.
Таким образом, названные тепловые сети соответствуют приведенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
Пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Ссылаясь на это нормативное положение и обращая внимание на отсутствие в материалах дела информации о принятии рассматриваемых тепловых сетей на учет в установленном порядке в качестве бесхозяйных недвижимых вещей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, ООО "Перспектива" полагает, что у Администрации отсутствовали основания для определения заявителя в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание этих сетей.
Вместе с тем, буквальное толкование статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что постановка недвижимого имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйной недвижимой вещи не является обязательным условием для признания такого имущества бесхозяйной вещью, а требуется лишь в целях последующего признания права муниципальной собственности на такую бесхозяйную недвижимую вещь в судебном порядке.
Отсутствие необходимости предварительной постановки указанного недвижимого имущества на учет органом государственной регистрации в качестве бесхозяйной недвижимой вещи для определения органом местного самоуправления теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей следует также из положений части 6 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ, устанавливающих начало истечения тридцатидневного срока на определение обслуживающей теплосетевой организации не с момента постановки бесхозяйных тепловых сетей на учет соответствующим регистрирующим органом, а с момента выявления таких сетей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорные тепловые сети соответствуют приведенному в законе понятию бесхозяйной вещи.
Следовательно, довод ООО "Перспектива", что статус бесхозяйной вещи (передаваемых заявителю сетей ГВС) ничем не подтвержден, а именно - отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности на сети ГВС, верно отклонен судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии постановления администрации от 25.10.2016 N 304 "Об определении организации осуществляющей эксплуатацию бесхозных централизованных сетей горячего водоснабжения на территории Каслинского городского поселения" закону.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта. При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, банком не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.07.2017 по делу N А76-3/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН

Судьи
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)