Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 ПО ДЕЛУ N А33-24361/2016

Разделы:
Реорганизация, объединение, ликвидация товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N А33-24361/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лизан Т.Е.,
- при участии: от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю: Вороновой Н.В., представителя по доверенности от 22.06.2017 N 70, удостоверение КРК N 000396 от 10.01.2017;
- от ТСЖ "Аэропорт": Муромцевой Л.Г., представителя по доверенности от 05.12.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от 27 июля 2017 года по делу N А33-24361/2016, принятое судьей Мозольковой Л.В.,

установил:

товарищество собственников жилья "Аэропорт" (ИНН 2411018992, ОГРН 1082411001441, далее - ТСЖ "Аэропорт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Красноярскому краю и Республике Тыва (ИНН 2466134518, ОГРН 1052466215977, далее - УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва) о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в связи с неоплатой задолженности за жилищно-коммунальные услуги, оказанные в отношении квартиры N 5, расположенной по адресу Красноярский край, р.п. Емельяново, Аэропорт "Красноярск", ул. Аэропорт, д. 2 за период с июля 2013 по июнь 2016 в размере 159 692 рубля 22 копейки, пени в размере 56 814 рублей 78 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.02.2017 исковые требования удовлетворены.
15.03.2017 в арбитражный суд поступило заявление ТСЖ "Аэропорт" о процессуальном правопреемстве, в котором просит произвести замену должника УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва на правопреемника - Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.07.2017 произведена замена стороны по делу N А33-24361/2016 УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва на его правопреемника Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - ГУ МВД России по Красноярскому краю).
Не согласившись с данным судебным актом, ГУ МВД России по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента России от 05.04.2016 N 156 правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы и всех ее территориальных органов, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы. Заявитель полагает, что поскольку управление в настоящее время не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, мероприятия по ликвидации не закончены, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления о правопреемстве.
Определением Третьего Арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы откладывалось.
В судебном заседании представители сторон дали дополнительные пояснения, поддержали ранее заявленные требования.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Учитывая, что иные лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в разделе Картотека арбитражных дел официального сайта Арбитражные суды Российской Федерации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/) и в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия представителей иных лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, ее штатная численность (с сокращением на 30 процентов).
Данным Указом установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах; правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 6 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом; обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур в связи с упразднением Федеральной миграционной службы.
Завершение проведения организационно-штатных мероприятий предусматривалось осуществить в срок до 01.06.2016 (пункт 5 Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, предусматривающее, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят, в том числе, территориальные органы МВД России.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 утверждены Положение о МВД России и Типовое положение о территориальном органе МВД России по субъекту Российской Федерации.
Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел России по субъекту Российской Федерации, утвержденном упомянутым Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699, установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (пункт 1). Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 2). Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (пункт 5). Территориальный орган осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (подпункт 19 пункта 13).
Таким образом, поскольку в результате ликвидации УФМС России по Красноярскому краю и Республике Тыва выбыло из спорных правоотношений, и Указом Президента Российской Федерации N 156 полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в настоящее время возложены на МВД России, являющееся правопреемником упраздняемой ФМС России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, суд первой инстанции правомерно произвел замену заинтересованного лица по настоящему делу - УФМС России Красноярскому краю и Республике Тыва на его процессуального правопреемника - ГУ МВД России по Красноярскому краю, являющееся территориальным подразделением МВД России.
Довод апелляционной жалобы о том, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявления о правопреемстве, так как управление в настоящее время не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц, мероприятия по его ликвидации не закончены, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку полномочия Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации и его территориальным органам, Указом Президента России от 05.04.2016 N 156 они определены правопреемниками названной службы, в том числе в части обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, поэтому для решения вопроса о правопреемстве не имеет значение завершение ликвидационных мероприятий в отношении Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что правопреемником упраздняемой ФМС России и всех ее территориальных органов, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является МВД России, а не его территориальные органы; права и обязанности территориального органа переходят к ФМС России в лице ее ликвидационной комиссии, подлежат отклонению как несоответствующие содержанию вышеприведенных положений Указа Президента России от 05.04.2016 N 156.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение о замене ответчика его правопреемником.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Красноярского края от 27 июля 2017 года по делу N А33-24361/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий
Л.Е.СПОТКАЙ

Судьи
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)